• Авторизация


Без заголовка 11-09-2013 21:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Barucaba Оригинальное сообщение

Памятник любви. Рихард Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк

Дрезденское восстание в мае 1849 года, в котором Вагнер принял непосредственное участие, резко переломило его жизнь. Преуспевающий саксонский королевский капельмейстер, поставивший в Дрездене 3 свои оперы, вынужден был бежать в Швейцарию под угрозой ареста, преследуемый полицией. Жизнь складывалась трудно. Не желая связывать себя постоянной службой, Вагнер перебивался случайными литературными заработками, отдельными дирижерскими выступлениями. Его преследовала нужда. Личная жизнь не налаживалась: у жены Минны развивалась сердечная болезнь, от былой любви давно не осталось и следа. Поддержкой Вагнеру служил лишь кружок преданных друзей, средствами которых он беззастенчиво пользовался. Среди этих друзей была семья Везендонк.

[показать] [340x500]

С богатым купцом Отто Везендонком и его женой Матильдой (1828—1902) композитор познакомился в начале 1852 года.


Зная стесненное положение Вагнера, Везендонк предложил ему гостеприимство в своем имении под Цюрихом, а затем построил для него здесь же домик. Вагнер переехал в этот «Приют на Зеленом холме» в мае 1857 года, и это еще более сблизило его с Матильдой, к тому времени матерью дочери и двух сыновей. Матильда Везендонк была богато одаренной натурой. Наделенная редкой красотой, обаянием, поэтическим складом души, она писала стихи и прозу, драмы и музыку и преклонялась перед гением Вагнера. «Лучшее, что я знала, — вспоминала впоследствии Матильда, — я получила от Вагнера». Он делился с нею своими замыслами, приобщал к философии Шопенгауэра и симфониям Бетховена, она была его первой слушательницей: то, что композитор сочинял утром — он работал тогда над «Валькирией» и «Зигфридом», — по вечерам он играл Матильде. Любовь захватила обоих, но Матильда, все рассказав мужу, уверила его, что никогда не оставит семью и детей. Матильда стала вдохновительницей самой оригинальной оперы Вагнера «Тристан и Изольда»: жизнь повторила ситуацию средневековой легенды о непреодолимой и неосуществимой любви. Ревность жены заставила композитора покинуть «Приют на Зеленом холме», и в августе 1858 года он уехал в Венецию.

[показать]Памятником любви к Матильде Везендонк остались написанные в те же 1857-1858 годы 5 песен на ее стихи — единственное камерно-вокальное сочинение Вагнера зрелых лет. «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними», — утверждал композитор. Последовательность их сочинения, по словам одного из немецких биографов Вагнера, представляет точную картину развития чувства любящих: 30 ноября 1857 года — «Ангел», через 4 дня — «Грезы», 17 декабря — «Скорби», 22 февраля 1858 года — «Стой!», 1 мая — «В теплице». Ведущим значением слова определяется необычное авторское название жанра: не песня или романс, а стихотворение («5 стихотворений любителя»; последнее слово снято при издании в 1862 году). Два из них (№3 и 5) обозначен как "этюды к «Тристану и Изольде»", последнее стихотворение инструментовано самим Вагнером для камерного оркестра в качестве подарка Матильде Везендонк ко дню ее рождения 25 декабря 1857 года.

Музыка

«5 песен» — типичное сочинение Вагнера. Ему присущи романтический пафос, приподнятая декламация вокальной партии, насыщенность фортепианного сопровождения с выразительными сложными гармониями, текучесть формы.

№3, «В теплице», — эскиз вступления к III акту «Тристана и Изольды». Мрачное настроение передано в непрерывно развивающейся фортепианной партии, с которой тесно слита вокальная мелодия декламационного склада без единого светлого блика. №4, «Скорби», энергичным, решительным характером выделяется среди лирических, словно размытых соседних номеров. «Грезы», — еще один эскиз к «Тристану и Изольде», подготавливающий центральную сцену — любовный дуэт II акта. Хроматические гармонии, бесконечная мелодия воплощают нескончаемое томление любви, но лишь в первом приближении: в опере это выражено тоньше, многообразнее и в то же время в ином, эпическом масштабе.

А. Кенигсберг

Источник

 

[показать]

Пять песен на стихи Матильды Везендонк

«Ангел»

Прослушать запись Скачать файл

«Постой!»

Прослушать запись Скачать файл

«В оранжерее»

Прослушать запись Скачать файл

«Скорби»

Прослушать запись Скачать файл

«Грезы»

Прослушать запись Скачать файл

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Guardian60 - Дневник Guardian60 | Лента друзей Guardian60 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»