|
[529x80]
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
[показать]
Как же возникло это удивительное ремесло?
С XIX века чай на Руси- любимый напиток, вытеснивший традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. И непременно из кипящего на столе самовара, стоящего на красивом, расписном подносе.
[показать]
Попиваешь чаек , глядя на яркие цветы, распускающиеся на подносе, и невольно откуда-то из детства всплывают в памяти строки П.Бажова: "Нарисуют кому что любо на железном подносе, либо того проще - вырежут с печатного картинку какую, наклеят ее и покроют лаком.
[показать]
А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом ее не берет."
[показать]
Жостовский промысел ведет свое начало с 1825 года. В это время декоративно-прикладное искусство в России находилось на высоком уровне. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.
[показать]
Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.
[показать]
Производство расписанных подносов известно в России с XVIII века.
[показать]
Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.
[показать]
По преданию, он изобрел масляный лак, "который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским".
[показать]
Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот "когда... в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится".
[показать]
Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах "ярких бабочек и птиц". Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.
[показать]
На рубеже XVIII - XIX веков стали уральские подносы расходится по всей России.
[показать]
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
[показать]
А началочь все с того, когда художник О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал недалеко от Москвы в очень живописном селе Жостово мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
[показать]
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
[показать]
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.
[показать]
Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции.
[показать]
Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.
[показать]
Крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому.
[показать]
Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции.
[показать]
Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
[показать]
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
[650x513]
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические и другие.
[показать]
Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
[показать]
В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо.
[показать]
Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
[показать]
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
[показать]
В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки.
[показать]
В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, "Тройка", "Чаепитие". Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.
[показать]
В начале XX века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 году все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово,
переименованную с 1960 года в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.
[показать]
В 1960 г. открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
[показать]
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
[показать]
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
[показать]
Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!
[показать]
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
[223x170]
|