

На заре мореходства не существовало никаких специальных приборов для определения местоположения судна в море. Поначалу корабли двигались исключительно вдоль береговой линии. Со временем моряки научились определять свое местоположение на большой воде, а именно долготу и широту. Сразу напомним, что широта – это расстояние к северу или югу от экватора планеты, а долгота – это расстояние к востоку или западу от нулевого меридиана. Впрочем, поначалу и в этой системе все было непросто и не идеально.

Долготу всегда можно было определить по полярной звезде, а вот с широтой все было не так просто. В давние времена морякам приходилось отсчитывать ее от того места, откуда они отправились в путь. Тогда же появился специальный прибор – корабельный лаг. Его использовали для определения скорости судна. Первые лаги представляли собой обычной бревно с веревкой. Лаг выбрасывался за борт, а на веревке завязывались узлы через равные промежутки времени. Так и вычислялась скорость судна.

Как уже можно догадаться, именно отсюда и пошла морская традиция обозначать скорость в «узлах». Само собой, в те времена морской узел не был стандартизированной величиной. Произошло это много позже, когда стали появляться более совершенные измерительные приборы. Название осталось, несмотря на то, что узел, по сути, приравняли к одной морской миле в час. Однако, стоит помнить о том, что морская миля немного больше сухопутной. Ее протяженность составляет 1852 метра.
Сама же морская миля соответствует одной угловой минуте (1/60 от углового градуса) меридиана на экваторе.

Что же касается современности, то прибор для измерения скорости корабля все еще именуется лагом. Впрочем, это уже совсем не та деревяшка с веревкой, как сотни лет назад. Сегодня данный аппарат выглядит как вертушка. Она погружена в воду и определяет фактическую скорость движения.
Отсюда: https://novate.ru/blogs/220219/49556/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com