Делюсь впечатлениями от свежепросмотренного фильма "Turks fruit" (1973 год).
Первые минут 5 ленты - трэш и угар. Рука порывалась нажать на крестик в углу экрана, но память о том, что слышала много хорошего о фильме, да и обаяние Рутгера Хауэра не дали этого сделать). Пришлось глазам и ушам перетерпеть насилие, грязь, шум... и это еще мягко сказано, просто полнейший хаос, возглавляемый будто бы воинственным Евгением Базаровым)
Однако в жизни одинокого хиппи появляется она - Муза. И тут мы видим, что главный герой - не хулиган из подворотни, а Творец, который находит и видит красоту. Художник ищет то, что хотя бы на время помогает превозмочь тленность. Смерть, которая называется пошлостью, пустой людских душ, Эрик преодолевает нарушением всяческих правил и границ. А смерть как разложение и гниение - любовью (начиная от секса в доме, где находится покойник, до трогательной заботы о помешанной возлюбленной), искусством (ваяние и музыка, которая ему слышится даже на похоронах). Эрик спасает возлюбленную, выхаживает раненую чайку, пытается создать из мусора нечто прекрасное...
Эстетику картины нельзя назвать приятной. Грязь, порой натурализм, мусор, разрушенные и разбросанные вещи, жуткие сочетания вещей, макияж... И - периодическое упоминание смерти/разложения или ее признаки/символы: черви, личинки, мясо, кровь, Персефона и пр.
Эрик совершает некоторые ошибки в своей слепоте, например, когда продает интимный рисунок и тем самым обижает возлюбленную. Постепенно героиня устает от вечного праздника, работы моделью - ей хочется чего-то простого и понятного: семейного ужина, посиделок в ресторане... привычного круга общения. И драма постепенно движется к развязке... незадолго до трагедии героиня Ольга становится не похожей на себя, ненатуральной: сначала расчетливой, затем надевает сложные наряды вместо прежних простых платьев и наносит "боевой раскрас" на лицо, перекрашивает волосы. Ведет себя неестественно в кафе, рисуется. Но и "обычная" жизнь в Америке с богатым женихом ей не удается - ведь ее призвание в другом.
Меня преследует мысль о том, что, по большому счёту, существует два вида любви. Либо относительно тихая, супружеская, либо вот такой вот фейерверк... когда двум людям чем-то прилетает по голове, и они вместе начинают сходить с ума)) к сожалению, подобные страсти заканчивается либо болезненным разрывом, либо вообще трагедией. Однако именно такая роковая любовь обычно и вдохновляет, и вспоминается потом остаток жизни.
Обидно мало рецензий на фильм на кинопоиске, следовательно, мало зрителей, хотя "Турецкие сладости" и Оскара получали. Зато очень много красивых кадров собрано, каждая - как фотография.
[700x487]