Белые начинают, но чёрные не проигрывают.
[700x560]
Пытаться написать об истории чёрного цвета в моде – всё равно что пытаться написать историю моды как таковой.
Идут столетия, меняются силуэты, а он остаётся – цвет власти и мудрости, цвет протеста и одиночества, цвет траура и меланхолии, цвет роскоши и чувственности... Словом, в него вложили столько смыслов, что он способен выразить почти всё.
Заезженная фраза об очередном цвете, входящем в моду, звучит как «... – это новый чёрный». «Новым чёрным» в свое время были серый, синий, коричневый и даже бежевый. Потому что чёрный – классика.
[582x700]
Он побывал траурным нарядом и монашеской рясой, маленьким платьем Коко Шанель и кожаной курткой, кружевной мантильей и военной формой; он был фраком и тренировочным трико, помадой и чулками, треуголкой и деловым костюмом, туфельками и маскарадным плащом. Всем. Даже свадебным платьем.
В вашем гардеробе может не быть зелёного или алого, но чтобы не было ни одной чёрной вещи? Маловероятно.
[700x303]
В середине XVI века в Европе чёрный цвет, с одной стороны, окончательно утвердился в качестве траурного, с другой – это цвет одежды учёных и священников, докторов и купцов, а в расцвеченный богатой вышивкой, дополненный драгоценностями и деталями из других, ярких тканей, среди прочего, одеваются аристократы. Чёрные чопорные одеяния испанских придворных; чёрные вуали женских головных уборов и сами эти уборы; чёрный бархат и мех.
[700x299]
XVII век – и вот голландки, выходя замуж, носят распашное, непременно чёрное платье, дополняя его огромными белоснежными воротниками и кружевными чепцами. А перечисляя вещи, украденные у некоей лондонской леди в 1680 году, включат в список «чёрное платье из саржи, с корсажем на косточках; две чёрные шёлковые юбки, вышитые цветами».
[378x480]
В веке XVIII в моде светлые ткани, зато мушки, ленты, связывающие сзади мужские причёски, маски, треуголки и плащи, словом, пресловутые аксессуары галантного века, чёрные. А в конце века, во времена Великой французской революции аристократы зачастую будут одеты в чёрное – монархия погибает, значит, мы будем носить траур...
[700x550]
Впереди XIX век, превративший чёрный в мужскую униформу.
На чёрный могли сетовать и легкомысленные молодые вдовы, как, скажем, главная героиня «Унесённых ветром», Скарлетт О'Хара, которая в семнадцать стала вдовой и обнаружила, что теперь вынуждена носить исключительно чёрные платья без украшений и длинные «безобразные» чёрные вуали, а мир ярких цветных платьев оказался для неё закрыт на ближайшие годы.
[433x410]
Королева Виктория после смерти любимого супруга не снимала траур до конца своих дней (даже на свадьбы своих детей являясь в траурных, пусть и не чёрных, платьях), так что чёрный царил в Европе на протяжении долгих лет – глубокий траур и чёрные платья без отделки, неглубокий – чёрные платья с отделкой, отельные траурные детали... словно, целая система, довольно мрачная, но по-своему необходимая.
[528x700]
Но чёрный – далеко не только траурный цвет.
И потом, всё дело в том, как его подать...
[662x595]
Оноре де Бальзак так описывал прекрасных парижанок в чёрном: «Кому обязана она – ангелу илидемону? – изящной плавностью своих движений, которые колышат длинную черную накидку, шевеля кружева по краям и распространяя легкий аромат духов, – я охотно дам ему наименование – ветерок парижанки?»
[486x700]
Мария Башкирцева писала в своём дневнике в 1876 году: «В Капитолии сегодня вечером большой парадный бал – костюмированный и в масках. В одиннадцать часов мы туда отправляемся – я, Дина и ее мать. Я надела черное шелковое платье с длинным шлейфом, узкий корсаж, черный газовый тюник, убранный серебряными кружевами, задрапированный спереди и подобранный сзади в виде грациознейшего в мире капюшона, черная бархатная маска с черным кружевом, светлые перчатки, роза и ландыши на корсаж. Это было очаровательно. Наше прибытие производит величайший эффект».
[549x699]
А вот одна из героинь «Американской трагедии» Драйзера: «Узкая, с маленьким бантом, красная бархатка на шее, маленькие гранатовые серьги в ушах и очень нарядное, плотно облегающее стан черное платье с пышными оборками внизу свидетельствовали, что Зелла не прочь показать свою фигуру и очень ценит ее».
[514x700]
Даже вдовий наряд может быть привлекательным: «Гостья была вся в черном – от макушки до крохотных атласных туфелек. Как ей удалось сохранить безукоризненный вид при такой мерзкой погоде – выше моего разумения, но факт остается фактом: на матовых шелковых юбках и длинных газовых вуалях не было ни пятнышка. Густая россыпь напыщенно поблескивающего черного жемчуга украшала лиф платья и редеющими нитями сбегала вниз, на шуршащие юбки. Одна вуаль ниспадала складками к самым каблучкам. Другая – та, чья задача была скрывать лицо, – отброшена назад, очаровательно обрамляя бледное чело полупрозрачной траурной дымкой».
[700x700]
Чёрная бархотка, чёрные чулки, чёрное бельё – всё это контрастирует с нежностью кожи, а потому считается чувственным.
И когда придёт век XX, он вспомнит об этом, и возведёт чёрный на трон заново, вырядив в него всех – от светских дам до битников, от интеллектуалов до... Да просто до тех, кто не думает, во что он одет.
Чёрный то возводят до «стильного», то низводят до «удобного».
[450x527]
Да, «чёрный цвет стройнит» – эту прописную, что называется, истину вы прочтёте в любой статье, посвящённой чёрному цвету в моде. Но он же и подчёркивает силуэт, так что далеко не все недостатки удастся скрыть.
«Чёрный цвет немаркий и практичный», – привыкли считать мы. Отнюдь. На любой однотонной ткани хорошо заметны посторонние ворсинки, пыль и прочее, и чёрная, увы, не исключение.
«Чёрный цвет позволяет не думать об оттенках и их сочетаниях» – разве? Выражение «все оттенки чёрного» отнюдь не оксюморон. Присмотритесь к своим чёрным вещам – какие-то будут отливать синим, другие – коричневым или фиолетовым. И чёрная юбка вполне может не сочетаться с чёрным пуловером. Да, только если присмотреться – но ведь присматриваются...
Чёрный цвет вовсе не так лёгок в использовании, он коварен.
Что ж, он чёрный, в конце-то концов.
А раз так, то будьте и вы под стать ему.
Обманите. Поиграйте не с цветом, а с фактурой. Нежность и тепло шерсти, гладкость шёлка, блеск атласа, скрип кожи, узор кружева, прозрачность шифона, блеск бисера – не дайте ему заподозрить, что у вас нет фантазии, и вы выбрали его только поэтому.
Марьяна Скуратовская, историк моды
О маленьком черном платье был сделан отдельный пост, поэтому здесь я эту тему не развиваю. Можно почитать здесь:
Здесь можно почитать про другие цвета:
Блёраймондовый, Лавальер, перванш, индиго - и это все о нём! О синем!
Смурый, бусый, "испуганная мышь", "лягушка в обмороке" - что это? Да это серый!
Я нарисую счастье оранжевою краской
Кровь и огонь. Красное настроение.
Последний вздох жако, шампань... желтый!
[700x525]
[560x420]
[614x440]
[500x356]
[450x300]
[382x294]
[700x431]
[650x488]
[640x480]
[700x393]
[700x515]
[590x369]
[500x375]
[700x525]
[450x280]
[460x300]
[597x700]
[700x525]
[700x466]
[700x584]
[500x433]
[700x466]
[700x525]
[700x534]
[700x466]
[360x478]
[645x297]
[670x449]
[700x493]
[700x505]
[700x563]
[466x700]
[550x308]
[700x700]
[230x345]
[700x466]
[555x695]
[500x500]
[600x400]
[590x590]
[465x700]
[523x600]
[700x700]
[424x594]
[350x526]
[470x356]
[590x400]
[700x393]
[700x525]
[700x364]
[560x437]
[501x501]
[620x620]
[640x414]
[450x276]
[456x700]
[624x609]
[699x486]
[510x454]
[320x480]
[550x462]
[580x371]
[470x315]
[319x459]
[580x500]
[355x508]
[700x700]
[420x604]
[400x613]
[485x679]
[519x700]