[показать]
Все о Русском Платке III часть.
"Разрядись: уберись
В свой наряд голубой
И на плечи накинь
Шаль с каймой расписной."
А. В.Кольцов.
На протяжении столетий платок был неотъемлемой деталью традиционного русского костюма. Не случайно женщина в платке часто становится олицетворением России. Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. Известность получили шали и палантины Надежды Мерлиной из пуха диких коз на ручных станках. За год 16 мастериц смогли сделать только 20 изделий. Стоила такая шаль целого состояния –до 12-15 тысяч рублей.

[362x520]

Шали изготавливались на фабрике Дмитрия Колокольцева и в мастерской помещицы Мерлиной. В отличие от восточных и европейских шалей русские были двухсторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились высоко. Посол Франции хотел приобрести шаль для жены Наполеона, но из патриотических побуждений цену подняли до 25 тысяч рублей, что посол вынужден был уехать ни с чем.
[500x443]


В Богородском уезде на Фряновской фабрике выпускали набивные шали. Сочетание красного и желтого в платках напоминало дорогие парчовые ткани.
Трехгорная мануфактура, основанная в 1799 г. на улице Рочдельской, В. И. Прохоровым и Ф. И. Резановым. Среди разнообразного ассортимента Прохоровской мануфактуры значительное место занимали платки и шали. Их изготовление с момента основания производства и до начала XX в. было преимущественно ручным.
[271x20]
[500x484]
Платок 1848 г. Москва, Прохоровская Трехгорная мануфактура.
[271x20]
[500x488]
Платок 1848 г. Москва, Прохоровская Трехгорная мануфактура.
[271x20]
Одна из самых крупных фабрик конца XIX - начала XX вв. Изделия дореволюционной Трехгорки отличались высоким художественным вкусом, для них были характерны гармоничное и уравновешенное соотношение форм и ритмов цветочного орнамента, отсутствие пестроты и крикливости в его расцветках. Платки Троицко-Александровской мануфактуры Барановых, находившейся в с. Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии, которая ведет свою историю с 1846г.
[271x20]
[330x500]
Владимирская губерния, Александровский уезд, с.Струнино Соколовской мануфактуры А. Баранова
[271x20]
И. Ф. Баранов построил фабрику, на которой производилось крашение кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный "адрианопольский" цвет. Красный цвет, присутствуя в каждом элементе узора, объединял средник и кайму, фон и орнамент. Наряду с растительными узорами на барановских платках присутствуют геометрические и восточные ("огуречные") мотивы. Известным центром по изготовлению хлопчатобумажных платков была Шуя, где с конца XVIII в. существовало ткацко-набивное заведение, принадлежавшее купцам Посылиным. В 1841 г. произошел раздел имущества Посылиных, что привело к образованию двух самостоятельных производств: Степана Ивановича и Алексея Ивановича Посылиных. Хотя именно на мануфактуре Посылиных впервые появилась пирротина, но в обоих заведениях до 1920-х гг. сохраняется ручная набойка платков. Ещё одним ситценабивным производством Шуи была мануфактура Рубачевых, возникшая в 1863 г. В собрании музея насчитывается 21 клейменый рубачевский платок, которые можно разделить на четыре основные группы: чернофонные с "огуречными" и цветочными узорами, чернофонные с белым вытравным орнаментом и кумачовый, представленный в единственном числе. Группа траурных платков была закуплена в Тамбовской области под названием "молчанских" или "монашечих". Мануфактуры Боброва, Грязнова, Гюбнера, мануфактура Зубкова в Иваново-Вознесенске, Котова... «Шелкоткацкая фабрика Г.И.Симоно» на Шаболовке 1836 года постройки. Мануфактуру «Товарищества Эмиль Циндель» на Дербеневской набережной построили в 1823 году. «Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры» на Якиманской набережной 1846 года постройки.
Фабриканты стремились выпускать платки с учётом вкусов и запросов покупателей, опираясь на национальные традиции и общеевропейские тенденции развития набивного искусства. Самые крупные ситцепечатные заведения Владимирской, Московской и Петербургской губерний имели собственные рисовальные мастерские со специально подобранным штатом художников. Ситцевые платки нашли широкое применение в традиционной свадебной и поминальной обрядности. Так, жених и невеста не только дарили платки друг другу, но и одаривали ими гостей на свадьбе, тёщу и свекровь, сами получали подарки, завёрнутые в платок или накрытые им. О бережном отношении к платкам, передаче их по наследству от матери к дочери или от свекрови к невестке свидетельствует тот факт, что до настоящего времени их ещё можно встретить в отдалённых деревнях.
[271x20]
[500x493]
Московская губерния, Серпуховский уезд, Фабрика Третьякова.
[271x20]
Здания цехов «Даниловской мануфактуры» на Варшавском шоссе были построены в 1867 году. В 1870 году 14,5 десятин земли купил московский купец первой гильдии Василий Ефремович Мещерин, который тремя годами ранее основал тут бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную фабрику. В 1879 году была создана ситценабивная механическая фабрика, а в 1881-м — бумагопрядильная фабрика. В 1882 году мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства. В 1912 году Даниловская мануфактура выпустила два миллиона кусков тканей из 150 сортов и более 20 миллионов платков. В ее ассортименте были высококачественные ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, молескин. На комбинате трудилось 5310 рабочих, была устроена больница на 82 койки с двумя врачами, воскресная школа. В 1913 году капитал общества составлял уже три миллиона рублей. Захватила внутренний рынок и вышла на международный уровень. Фабрика Мещерина выпускает широкий ассортимент товаров - от носовых платков до огромных ковров с батальными сценами. числится свыше тысячи станков. На фабрике тогда трудилось более 1200 работников. Последним штрихом стало строительство сети фирменных магазинов. А в Китай-городе открылся полноценный торговый центр - «Мещеринское подворье». Здесь была комфортабельная гостиница, склад и несколько текстильных магазинов. Круг замкнулся. Василий Мещерин контролировал каждый этап. Его фабрики производили и обрабатывали ткани. Его магазины их продавали.
[271x20]
[500x493]
1876 г. Москва Товарищество Даниловской мануфактуры.
[271x20]
По данным 1911 года здесь существовали еще обойная фабрика Алпатовой (основана в 1849 году), чесальная и шерстопрядильная фабрики «Товарищества Даниловской камвольной прядильни» (основаны в 1884 году), кожевенный завод Дементи (1896 год), скорняжно-сырейная фабрика Герасимова (1907 год). предприниматель решил инвестировать средства в их образование. Неподалеку от Даниловской мануфактуры он приобрел дом и перестроил его в учебный корпус. Люди, которые хотели работать на Мещерина, получали квалификацию ткачей, прядильщиков, красильщиков, граверов. Дети, у которых была способность к рисованию, удостаивались особого внимания. Их талант развивали, и они становились высококлассными художниками по тканям. В рамках Даниловской мануфактуры Мещерину удалось выстроить свое государство. У рабочих была собственная больница, родильный дом, ясли. Большой жилой корпус обеспечивал их жильем. Потом появились свои амбары и пекарни, которые поставляли в заводские столовые свежий хлеб. Не забыл Мещерин и о досуге рабочих - при фабрике он построил маленький театр. Забота о трудящихся принесла свои плоды. Продукция Даниловской мануфактуры не раз удостаивалась высоких наград. Золотые медали выставок посыпались одна за другой. В 1900 году пришло время международного признания. Предприятие стало придворным поставщиком персидского шаха Мозафереддина и получило от него орден Льва и Солнца. В 1912 году Даниловская мануфактура участвовала в праздновании столетия победы в Отечественной войне. Ее цеха выпускали скатерти, платки и ковры с изображением ключевых сражений той эпохи. В следующем году фабрика изготовила памятные платки из дорогой жаккардовой ткани в честь трехсотлетия правящей династии Романовых.
[271x20]
[500x472]
[271x20]
Во время ВОВ фабрика выпускала ткани для Красной Армии. Платок «Народы Российской Империи» выполнен черным цветом по красному и белому фону. В центре платка карта европейской части Российской Империи последней четверти XIX в. На карте отмечены дороги, соединяющие Москву с другими городами. По углам и по периметру платка расположены рисунки народов, населяющих Лапландию, Великороссию, Малороссию, Кавказ.
[271x20]
[368x335]
[271x20]
Платок «Народы Российской Империи» с клеймом «ТОВАРИЩ ДАНИЛОВСКОЙ МАНУФАК ВЪ МОСКВЂ» и клеймом, выполненным латиницей «COMP DANILOFSKOL MANUF MOSCOU», печатью с пометкой «РИСУНОКЂ ЗАСТРАХОВАНЪ». Такие платки приобретают особую ценность среди исследователей и ценителей. Клеймо позволяет установить место, а иногда и время изготовления платков. Освободившая крестьян реформа 1861 года была важнейшим поворотным пунктом и для жителей древней Руси.
[271x20]
[500x369]
Чтение манифеста (Освобождение крестьян). Худ. Б.М. Кустодиев, 1907 г.
[271x20]
[351x500]
Разносчица ситцев в Москве.
[271x20]
[500x361]
Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, 1910-х годов.
[271x20]
Заря легкой промышленности в России пришлась на XVII век. Благодаря государственным инвестициям и заказам начали работать первые суконные и полотняные мануфактуры. Потом они выросли в помещичьи фабрики. Поначалу все развивалось медленно. Текстильной отрасли мешала низкая производительность труда крепостных и скудное оснащение. Неэффективность этого сектора компенсировалась мощной государственной протекцией. Отечественным ткачам не стоило бояться конкуренции со своими иностранными коллегами - внутренний рынок находился под защитой высоких таможенных пошлин. В легкой промышленности накопился значительный капитал, рос ее вклад в развитие страны. В 1769 году крепостным крестьянам страны было высочайше разрешено заводить надомные текстильные производства с ежегодным платежом пошлин по специальным квитанциям -«билетам». В первый же день выдачи таких билетов, 8 декабря 1769 года, в деревне Фрязино было зарегистрировано существовавшее с 1763 года предприятие крепостного крестьянина Фёдора Кондратова (1744-1810) с тремя ткацкими станами. Рождение этой фабрики можно считать началом подлинного «бума крестьянского предпринимательства», скоро охватившего весь северо-восток Подмосковья.
[271x20]
[500x500]
Платок фонтан дружбы народов шелк.
[271x20]
[433x550]
Женщина в русском костюме XVIII века. Неизв. худ., нач. XIX в.
[271x20]
[500x314]
За работой на ткацком стане XIX в. Полтавщина.
[271x20]
На фрязинских фабриках в те времена производились дорогие, доступные лишь состоятельным представителям дворянства и купечества, шёлковые и тафтяные цельнотканые платки со сложным растительным орнаментом. Рост производства остановился из-за проблем, связанных со сбытом продукции и недостатком опыта в ведении подобных дел. Устраиваясь простыми вольнонаёмными ткачами на местные дворянские посессионные мануфактуры во Фрянове и Улиткине, фрязинцы учились правилам ведения дела, организации сбыта, находили заказчиков.
[271x20]
Русская девушка в праздничном шёлковом одеянии К.Б. Вениг 1889.
[353x500]
[271x20]
Ярмарка. Художник: И.С. Куликов, 1910 г.
[550x365]
[271x20]
Следующие 20 лет во Фрязине открылись новые фабрички Ивана Калинина, Афанасия Иванова и Ивана Аникина с общим числом 25 станов и ежегодным производством платков на 35650 рублей. Наиболее успешными оказались фабрики братьев Федора и Егора Кондратовых. В 1787 году одна фабрика Егора Кондратова произвела дорогостоящего атласа, «серебряных», «гарнитуровых» и штофных платков на 25767 рублей. В 1796 году на предприятии Фёдора на 30 станах выпускалось продукции на 34800 рублей. Платок Кондрашовых «первого лучшего сорта» продавался по 5 рублей за штуку. Для сравнения, по подсчётам специалистов, на один рубль в те времена можно было купить 27 кг мяса или рыбы. Фабрики во Фрязино удерживали лидерство на рынке шёлкового текстиля благодаря внедрению передовой «жаккардовой машины». Изобретённый во Франции механизированный ткацкий стан впервые в России был установлен осенью 1826 года на Фряновской мануфактуре. К 1828 году такая машина, скопированная местным умельцем, начала работать и на щёлковской фабрике Кондрашовых. Вскоре технология жаккардового ткачества, позволявшая в 10 раз увеличить объёмы производства тканого узорного шёлка и стабилизировать его качество, попала и во Фрязино. К 1795 году во Фрязине открылось ещё пять фабрик с 17-ю станами, а в соседнем Чижове - 7 предприятий с более чем 35-ю станами. Внушительная сумма годового производства достигала 122700 рублей. Эта огромная сумма составляла 13% производства всей шелкоткацкой промышленности Московской губернии, причём работали фабрики только в осеннее, зимнее время и ранней весной. Летом крестьяне занимались хлебопашеством и «извозом». Рост благосостояния и капитала фрязинских крепостных фабрикантов вызвал к жизни и первое проявление благотворительности. В 1786-1791 годах Фёдор и Егор Кондратовы пожертвовали крупные суммы на строительство «летнего» храма Гребневской иконы Божией Матери в Гребневе. Их брат Кирилл в 1784 году перевёл свою фабричку в соседнюю д. Щёлково, став основателем прославленного предприятия, к 1843 году по праву считавшемуся лучшим во всей России. Активная жизненная позиция, предприимчивость, умение выживать в сложных условиях крепостного строя за счёт получения новых навыков и обучения новым, сложным, «техническим формам» и способам получения заработка, ярко проявлявшиеся в судьбах жителей деревни Фрязино ещё два с половиной столетия назад, стали базовой основой менталитета фрязинца. Уже в те времена, когда Николай Гоголь приступал к написанию своего бессмертного произведения «Мёртвые души», популярность надомного ткачества, распространившегося из «щёлковского фабричного куста» на весь Богородский уезд, была настолько высока, что обозреватель мануфактурной выставки 1835 года писал: «В Богородском уезде нет избы, где бы у окна не вертелся «карась» или где бы, подчас, не выделывали какую-нибудь тафтицу". Пожар, пронесшийся по округе 10 мая 1865 года, уничтожил во Фрязине 11 крестьянских дворов. Общим счётом, в деревнях Фрязино, Ново и Чижево сгорело более 100 домовладений. Щёлковская фабрика Кондрашовых погибла в огне. К 1869 г. на восточном краю д. Фрязино один из братьев, Максим Иванович Кондрашов (1827-1890), открыл отделение гребневской фабрики, которая при 260 рабочих ежегодно производила товара на 163000 рублей. После смерти владельца предприятие перешло его сыну Ивану (1863-1901). При фабрике имелась артельная кухня, прачечная, баня, конюшня, каретный сарай, красильня, столярка и 6 фабричных корпусов. Фабрика была оснащена 100 жаккардовыми станами, 10 мотальными и 10 сновальными машинами. Вопреки распространённому мнению, во времена нашествия Наполеона, восстания декабристов, во времена Пушкина и Гоголя наше Фрязино было отнюдь не «Богом позабытой» периферией, но, по тем меркам, крупным центром текстильной промышленности Московской губернии. Качественная натуральная шёлковая ткань никогда не была дешёвым товаром даже для самых состоятельных представителей высшего общества. Обладая антисептическими и отпугивающими насекомых свойствами, шёлк в те времена был незаменим, и обеспечивал тот комфорт, к которому мы сейчас так привыкли. Этот мир создавался не только электронщиками, но и теми анонимными ткачами, которые неторопливо, под скрежет ткацких бёрд с каждым продеванием утка в зев ткали полотно того будущего, в котором жили наши предки, и, если подумать, продолжают жить жители наукограда Фрязино.
[271x20]
[500x496]
Музей истории русского платка и шали.
[271x20]
[500x504]
Платки Дениса Симачева.
[271x20]
[500x445]
Неизвестная мануфактура.
[271x20]
[361x500]
А.Е. Чалон.Портрет Елены Михайловны Завадовской. 1838г.
[271x20]
Шёлковая фабрика крестьянина села Павлово ("Вохна тожь") Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795. Эту дату и следует считать годом основания предприятия, прославившегося далеко за пределами России. основателем - Семён Лабзин, дед Якова Ивановича Лабзина. В конце 1850-х начинают производить подобные шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). В 1868 предприятие было оформлено как торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов".
[271x20]
[500x500]
Павловопосадский шерстяной платок.
[271x20]
[393x500]
Палантин павлово-посадский.
[271x20]
[512x300]
Платок с гербом Грузии.
[271x20]
Научные издания, посвящённые русскому текстилю, можно пересчитать по пальцам, а музеи, ведут себя довольно сдержанно в отношении публикаций. К примеру, богатейший Музей художественных тканей, Московского государственнного текстильного университета им. А.Н. Косыгина практически ничего не публикует. Лучше дело обстоит с музеем Истории русского платка и шали г. Павловский Посад.Фряновской фабрике несказанно повезло. В 1783 г. императрица Екатерина II распорядилась о введении "особого штемпеля" - клейма, по которому можно было бы отличать "добросовестных" производителей от, так сказать, "бракоделов". Первенствующая в России шелкоткацкая фабрика Лазаревых, тотчас откликнулась на этот указ. При следующих владельцах фабрики, братьях Рогожиных, владевших мануфактурой с 1826 по 1839 г., это правило также неукоснительно соблюдалось. Благодаря наличию тканых и, позднее, штемпельных клейм, мы теперь можем знать, какие из тканей были произведены именно во Фрянове. Однако, опубликованных тканей Фряновской мануфактуры, действительно,- единицы. Вот, что нам удалось найти за 5 лет работы по теме...
1.Тафта, 1780-е годы. Тканое клеймо: "Ф.К.С.[И.Л.Л.] В.С.Ф." - Фабрика Коллежского Советника Ивана Лазаревича Лазарева В Селе Фрянове. Источник: Гордеева О., Ефимова Л., М. Кузнецова. Русские узорные ткани XVII-начало ХХ века. М., 2004, с. 79. Из собрания Государственного Исторического музея.
[271x20]
[640x360]
[271x20]
2.Ткань "Фазаны и павлины" из фондов Русского музея (СПб). Датировка ткани: 1799 - 1801 г. Клеймо: "Ф.С.С.И.Л.Л.В.С.Ф." - Фабрика Статского Советника
Ивана Лазаревича Лазарева В Селе Фрянове.
[271x20]
[320x640]
[271x20]
[640x502]
[271x20]
Крупнее.
[640x480]
[271x20]
Клеймо еще
[640x322]
[271x20]
На каждом куске шелка, вытканного на ручных ткацких станах рабочими фряновской фабрики-мануфактуры, ставилась фамилия мастера. До нас дошли имена Сергея и Николая Стрельниковых, Николая Дьячкова и Ивана Белого. Был и мастер Василий, по прозвищу Паук.
[271x20]
[640x310]
[271x20]
Ткань на стенах "Предхорной" комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Качественные ткани, необыкновенно красиво и роскошно по-царски.
[271x20]
[640x468]
[271x20]
[640x426]
[271x20]
[640x426]
[271x20]
3. Тафта с клеймом "Ф.Д.Е.Л.Л.В.С.Ф" - "Фабрика Дворянина Екима Лазаревича Лазарева В Селе Фряново" (технология "броше") с выставки "Армяне в Москве. Исторический путь". Ткань из собрания А.Б. Савинова. Начало XIX в.
[271x20]
[640x392]
[271x20]
В книге Русские узорные ткани XVII-начало ХХ века (М., 2004) на с. 81 была опубликована: "Тафта узорная. Вторая половина XVIII в. Москва. Фон и узор вытканы цветным шелком; ручное ткачество. 120х140 см. Поступила в 1937 г. Этот образец хранится в собрании Государственного Исторического музея.
[271x20]
[386x640]
[271x20]
Печатное клеймо "Фряновская фабрика", 1830-1840 гг. Фряновская мануфактура братьев Рогожиных. Из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).
[271x20]
[640x218]
[271x20]
Фряновская Мануфактура была основана в первой половине 18 века в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии. С 1758 по 1826 год принадлежала Лазаревым, с 1826 по 1842 год - Рогожиным, а с 1842 по 1859 год - братьям Залогиным. В 1859 году была переименована в Фряновскую шерстопрядильную мануфактурную фабрику. Производила шали, шелковые и шерстяные ткани.
4. Фрагмент шали, набойка, шелк и шерсть. 1830-1840 гг. Фряновская мануфактура Рогожиных. Из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).
[271x20]
[640x360]
[271x20]
5. Платок, набойка, шелк. 1830-1840 гг. Фряновская мануфактура Рогожиных. Из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).
[271x20]
[592x640]
[271x20]
В фондах музея-усадьбы "Лопасня-Зачатьевское", г. Чехов хранится ещё одна тканюшечка, атрибутированная как произведённая на фряновской мануфактуре Лазаревых. Более точных сведений о ней не имеется.
[271x20]
[480x640]
[271x20]
Савва Морозов. Как мало нужно для открытия своего дела. Морозовы происходят из древнего старообрядческого рода из деревни Зуево Богородского уезда Московской губернии. Основателем славной мануфактурно - промышленной семьи считается крепостной крестьянин помещика Рюмина Савва Васильевич Морозов (1770 - 1860). Работал ткачом на фабрике местного купца Кононова. В 1797 г. Морозов женился на дочери красильного мастера Ульяне Афанасьевне. Благодаря ее приданному в пять золотых рублей он в том же году открывает собственную шелкоткацкую мастерскую. В 1820 г. Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями - Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму - 17 тысяч рублей ассигнациями. Cтав свободным человеком, старший Морозов берется за расширение дела. В 1830 году им была открыта фабрика, со временем превратившаяся в Богородско - Глуховскую мануфактуру. Богородско-Глуховскую механическую бумагопрядильную фабрику он открыл в 1844. В 1857 г., когда фабрикой владел уже его сын Иван, предприятие было преобразовано в товарищество Богородско - Глуховской мануфактуры и уже входили отстроенные и пущенные в ход прядильня, ткацкая, красильная, белильная, красильно-отделочная фабрики и 2 корпуса ручного ткачества. Савва Морозов к концу жизни оставил своим детям в наследство процветающие фабрики в Орехово - Зуеве, Богородске, Твери. В Орехово правили "Тимофеевичи" и "Елисеевичи", в Твери - "Абрамовичи", а в Богородске - "Захаровичи". Ветви названы по именам четырех сыновей Саввы Васильевича, которым он передал дело. Захар Морозов получил от отца капитал и красильное отделение Орехово-Зуевской мануфактуры в Богородске. К началу Первой мировой войны в Глухове сформировался уникальный социально-бытовой комплекс, включавший в себя помимо жилых домов больничный городок, аптеку, школы и училища, церкви, клуб приказчиков, библиотеку, фабричные лавки и магазины, а также огромные огородные плантации, на которых выращивались различные овощи. Огородным делом руководили специалисты из Москвы. До сих пор в Глухове существуют дома (и кирпичные, и деревянные), отстроенные для рабочих и служащих Глуховской мануфактуры. В больших четырехэтажных казармах Т-образной формы были общежития для вновь поступивших рабочих. В казармах были вентиляция, канализация, воздушное отопление. Если рабочий проявлял себя с лучшей стороны, то вскоре он получал на фабрике ссуду и мог построить собственный дом или получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись. Пример тому - Анатолий Железняков ("матрос Железняк, партизан"), которого выгнали с фабрики не за революционную агитацию, а за пьянки и дебоширство.
Служащие жили в двухэтажных деревянных домах, где по сей день функционируют печи и камины. И практически во всех домах была канализация. Для детей рабочих существовала фабрично-заводская школа - четырехлетка, впоследствии училище. "Не пить, не курить, не воровать" - такое наставление получал каждый, принимаемый на фабрику Морозовых.
[271x20]
Набивное дело известно на Руси с древних времён. Из набивных тканей изготавливали не только предметы одежды, платки, но и скатерти, полотенца, разного рода занавеси. Из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Самые ранние образцы набойки, датируемые XVII-XVIII веками, некогда служили подкладками облачений духовенства Троице-Сергиева монастыря.
[271x20]
[показать]
[271x20]
[показать]
[271x20]
[показать]
[271x20]
…и лишь потом начинаешь всматриваться. Вот, например, большой рекламный щит:
[271x20]
[показать]
[271x20]
Братья Заглодины Николай Иванович и, по-видимому, Спиридон Иванович. Вообще, Заглодиных в Рахманово было много, поэтому насчет Спиридона пишу с некоторым сомнением. Заглодин Николай Иванович с 1907 года был также старостой Екатерининской церкви в Рахманово. О Спиридоне Ивановиче мне известно лишь то, что он был потомственным почетным гражданином и гласным Уездной Земской управы по 2-му избирательному округу.
[271x20]
Далее фирменные знаки еще трех фабрик.
[показать]
[271x20]
Это знак – Товарищества Горкинской мануфактуры в сельце Горках Ковровского уезда Владимирской губернии с двумя медалями за Всероссийские выставки 1882 и 1894 годов (годы читаются с трудом) и указанием магазинов или представительств в Москве «Амбар на Ильинке дом Купеческого общества» и «Бывшее Посольское Подворье рядом с Биржей в Москве».
[271x20]
[показать]
[271x20]
Следующий –«Товарищество мануфактур А.Каретниковой с Сыном» в селе Тейкове Шуйского уезда Владимирской губернии. Известно село Тейково каменным храмом во имя Святой Троицы, построенным в 1694 году, сгоревшим вместе со всем селом в 1756 году, но восстановленным впоследствии. Династия купцов Каретниковых известна с Семена Каретникова, который упоминается в Писцовых книгах Москвы 1725 года. Его внук, купец 2 гильдии, Иван Петрович Каретников перебрался из Москвы в деревню Василево в 1771 году, спасаясь от эпидемии чумы. Он и построил в Тейково первые фабричные корпуса, и в 1787 году запустил ситцево-холсто-набивную фабрику. Первую (серебряную) медаль фабрика под руководством Степана Ивановича Каретникова заработала на Московской выставке 1835 года. Ну, а с 1853 года дело продолжила вдова Степана Ивановича Александра Дмитриевна Каретникова с сыном Василием. В 1877 году управление делами Товарищества мануфактур принял на себя сын Василия Степан, причем название Товарищества «Александры Каретниковой с Сыном» так и сохранилось, а устав Товарищества был утвержден императором Александром II в Плевне во время русско-турецкой войны. Далее медали: большая серебряная и золотая на Всемирной выставке в Париже соответственно в 1878 году и 1889 году. Позднее дела вел брат Степана Иван Васильевич и последний из династии управляющих фабрикой – Иван Иванович Каретников (вплоть до 1918 года).
[271x20]
[показать]
[271x20]
Наконец, третий – Товарищество мануфактур Герасима Разоренова и Ивана Кокорева в селе Тезине Кинешемского уезда Костромской губернии. Тезинские фабрики основаны в 1822 году Дмитрием Андреевичем Разореновым, крепостным крестьянином князя Куракина, а позднее (в 1840-ых годах – генерала Павленкова). От Павленкова семья Дмитрия Андреевича получила вольную и около 30 десятин земли. Обошлось это Дмитрию Андреевичу в 100 тысяч рублей. Для того времени – сумасшедшие деньги, спрашивается. Сыновья Дмитрия Андреевича, Герасим и Алексей основали в Тезине каждый свое сновально-красильное заведение.
Да и вообще, торговая деятельность Дмитрия Андреевича позволила создать целых четыре предприятия: Товарищество мануфактур Герасима Разоренова и Ивана Кокорева, Товарищество Вичугских мануфактур братьев Ф. и А. Разореновых, Товарищество Тезинской мануфактуры Николая Григорьевича Разоренова и Товарищество большой Кинешемской мануфактуры бывшего товарищества Никанора Разоренова и Михаила Кормилицына. После смерти Герасима Дмитриевича в 1893 году его партнер, и одновременно – зять, Иван Александрович Кокорев вместе с женой Анной Герасимовной учредили в 1894 году паевое товарищество с основным капиталом в 2 млн. рублей, который к 1907 году увеличился до 4 млн. рублей. Число рабочих товарищества составляло к 1903 году: в Тезине 6500 человек, и близ Кинешмы – 650 человек. Годовое производство разных бумажных тканей превышало 10 млн. рублей. Следует добавить, что все упомянутые выше (Заглодины), Каретниковы и Разореновы были старообрядцами.
[271x20]
[показать]
[271x20]
Возможно, вы догадались, что это не простой платок. Еще какой непростой! На нем запечатлен Устав Караульной службы. Выпускался в начале XX века Товариществом Даниловской мануфактуры в Москве. Предназначен в помощь солдатам для усвоения воинского устава и винтовки Бердана, поступившей на вооружение русской армии в 1870-ых годах. Платок оказался намного более удобным в обращении, чем инструкции на бумаге.
[271x20]
[показать]
[271x20]
Платок посвящен 300-летию дома Романовых (1613-1913). Товарищество Н.Дербенева с сыновьями, Иваново-Вознесенск, 1913 год. Изображен первый царь династии Романовых – Михаил Федорович (здесь и далее – надписи на изделиях даются в современной орфографии). Угловые медальоны: два верхних посвящены Ивану Сусанину, на нижних – Ипатьевский монастырь в Костроме и Московский Кремль.
Московский Кремль и на следующем платке:
[271x20]
[показать]
[271x20]
В память народного праздника 1896 года. Товарищество Даниловская мануфактура, Москва. Платок выпущен к коронованию Николая II и Александры Федоровны, в честь которого на Ходынском поле были устроены печально известные народные гулянья с бесплатными угощениями и подарками.
Этому же празднику посвящен и другой платок с надписью: «Боже царя храни!», которая повторяется четыре раза.
[271x20]
[показать]
[271x20]
Еще встретился платок с целой вытканной поэмой, посвященной, по-видимому, освобождению крестьян от крепостной зависимости:
[271x20]
[показать]
[271x20]
Стих привожу полностью:
«Посмотри, в избе, мерцая,
Светит огонек;
Возле девочки – малютки
Собрался кружок;
И с трудом, от слова к слову
Пальчиком водя,
По печатному читает
Мужичкам дитя.
Слушают, молчат;
Разве крикнет кто, чтоб бабы
Уняли ребят.
Бабы суют детям соски,
Чтоб рот заткнут, чтоб самим хоть краем уха
Слышать что-нибудь…
Даже с печи не слезавший
Много-много лет,
Свесил голову и смотрит,
Хоть не слышит дед.
Что ж так слушают малютку?
Аль уж так умна?
Нет, одна в семье умеет
Грамоте она.
И пришлося ей, младенцу,
Старикам прочесть
Про желанную свободу
Дорогую весть!
Самой вести смысл покаместъ
Темен им и ей,
Но все чуют над собою
Зорю новых дней».
Учтите, это же тканое изделие!
[271x20]
На платках император Александр II – Освободитель.
[показать]
[271x20]
На первом из платков – император Александр II: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божье благословение на твой свободный труд, залог домашнего благополучия и блага общественного». На втором – император Александр II в Петропавловском соборе, у гробницы родителя своего, императора Николая I. Молитва Государя накануне великого дня крестьянской свободы (19 февраля 1861 г.)
[271x20]
[показать]
[271x20]
Платок, изготовленный к 300-летию дома Романовых и посвященный подвигу Ивана Сусанина – это целое повествование.
[271x20]
[показать]
[271x20]
[показать]
[271x20]
[показать]
[271x20]
Из забавного – встретился платок с надписью на нем: «100 лет (1846-1946) комбината III Интернационала». Авторы надписи, я думаю, долго ломали голову над тем, как и столетие отметить и старое название комбината не упомянуть. Конечно, остались стенды, о которых я просто не успел рассказать.
[271x20]
[показать]
[271x20]
[показать]
[271x20]
[288x450]

Великое прошлое русского текстиля, мануфактур, фабрик, заводов, вместе с историей становления этих производств, именами их основателей и фамилиями купеческих династий составляют неотъемлемую часть прошлого нашего Отечества. Нам есть чем гордиться. Да простят меня те, о ком не смогла рассказать. Очень впечатлило то, с каким размахом фабриканты брались за дело. Заботясь о своих рабочих строили дома, школы, больницы. Честь и хвала первым промышленникам, фабрикантам за их труд, создание русского ткачества и заслуги перед своим народом. Если живет их дело - значит и жива память.
„Платок для каждой женщины
И в наш, и в прошлый век
Желанный подарок
Надежный оберег.“
Н.Ф. Баранова

Все о Русском Платке Iчасть здесь
История платка II часть здесь
Подари мне платок здесь
Музей платка.
нашла здесь
нашла здесь
нашла здесь
нашла здесь
нашла здесь
Елена_ДорожкоЕлена_Дорожко[/user]
|
|