Это цитата сообщения
Rybaren Оригинальное сообщениеПро Фаюмский портрет
Необходимо сказать несколько слов про искусство Древнего Рима, но тут я не стану затрагивать Ромула, Рема, волчицу и всем известный амфитеатр Флавиев. Сейчас разговор пойдёт о Фаюмском портрете - о том, что мне нравится больше всего в Римском искусстве. Название своё они получили в связи с первой крупной находкой в оазисе Фаюм к западу от Нила. Совершили эту находку британцы, главой экспедиции был некий Флиндерс Питри, но это не столь важно. В то время Египет был провинцией Римской Империи, и местный погребальный культ видоизменился под влиянием греко-римской культуры. Потому и появились Фаюмские портреты - это были изображения, заменяющие египетские погребальные маски. Почти все они относятся к периоду I-IIIвв. и сделаны в технике энкаустики. Что за техника? Если говорить вкратце, то это живопись красками, замешанными на горячем воске. Её особенность в том, что она требует необычайной собранности и скорости работы из-за того, что воск быстро остывает. Кроме того, она очень долговечна, цвета энкаустики совершенно не подвластны разрушительному времени - они не жухнут (не темнеют, не выцветают, не теряют насыщенности), как полотна некоторых известных мастеров. Единственное, энкаустика может потрескаться и осыпаться (да не полетят в меня тапки моих коллег из МДИ:-)). В этой технике сделаны раннехристианские иконы. Зачастую в фаюмских портретах использовалось сусальное золото. Основой служила древесина разных пород, реже проклеенное полотно (когда прочитал, удивился), но что-то я в это слабо верю. Вот подборка портретов, которые мне больше всего нравятся, среди них самый, наверное, знаменитый, выступающий обложкой для многих статей на эту тему - портрет юноши в золотом венке. Сейчас он находится в Москве, в ГМИИ им. Пушкина:
[342x600]
как видите, тут заметна "лихая работа", особенно в белых мазках туники. лицо очень одухотворённое, огромные глаза, почти иконописная манера (если отбросить стремление мастера к "похожести" и реализму).
Вот женский портрет, который мне понравился. Более свободный и "живой":
[346x576]
даже то, что мастер слишком смело мазнул белилом в глазу, его нисколько не портит, наоборот, добавляет интереса. здесь наиболее заметно, с какой скоростью и азартом велась работа, тут уже не до робости или церемоний - лишь бы воск не застыл.
Этот портрет интересен своими необычными "кривыми" глазами. Кто его знает, может, автор сделал ошибку, а может, хотел подчеркнуть сходство с моделью. Как сказал один мой друг: "как сделать очень похоже? усиливаешь особенности лица, все его "кривости"". На мой вопрос, не лучше ли тогда делать сразу карикатуру, он рассмеялся:-)
[352x538]
Этот портрет мне тоже очень нравится, но, думаю, основную лепту в его совершенство вложило время. Именно эти следы времени и придают ему своеобразную прелесть. Я вовсе не хочу цинично сказать, что поцарапав работу, вы сделаете её интереснее:-) Тут немалое значение играет случайность, которая и создаёт шедевры, как бы фатально не звучало. Допустим, художник случайно опрокинул краску на работу или к ней, ещё влажной, кто-то прислонился:-) и уже от этого пятна автор выстраивает новое композиционное решение. Естественно, я не призываю пойти строем "портить" свои работы, или подкладывать чистые холсты под автомобильный смог. Случайность оправдана только тогда, когда совершается без всякого преднамеренного участия:-) Ну ладно, это были шутки-прибаутки, вернёмся к нашим портретам:
[351x599]
обратите внимание, какой здесь необычный поворот. нет, три четверти - это распространённый ракурс для фаюмских портретов, я имею ввиду изгиб шеи. кажется, будто модель в движении, мимолётно оглядывается на зрителя.
Что касается этого портрета, то я даже не уверен, что он фаюмский. Меня терзают смутные сомнения (с). Во-первых, как-то слишком "правильно" нарисован, во-вторых, какое-то не то ожерелье, словно современное, в-третьих - как-то он "специально" ободран. Хотя здесь соблюдена одна из характерных черт фаюмского портрета - дальний глаз выше и больше переднего:
[390x520]
да, сейчас я вижу, что многое добавило стекло, под которым хранится этот портрет, заметно сильное бликование. не только ожерелье, но и одежда выглядит как современная. Может, это случайно получилась такая искусственная ткань.
В заключении скажу, что фаюмский портрет сильно повлиял на всё последующее искусство, главным образом, на икону. Но в иконе мастера-монахи смогли абстрагироваться от "земного материализма", избавились от ненужной атрибутики и ввели свою, стали решать более условно, без проработки черт и объёмов. В светской живописи средневековья (которой как таковой не было, скорее, это было уже раннее Возрождение) тоже наблюдаются черты фаюмского портрета. На территории Беларуси широкое распространение получил так называемый Сармацкий портрет, о котором я расскажу в следующий раз, так как это тоже интересная мне тема.
P.S: спасибо Тане (чуть не сказал "за моё счастливое детство":-)) за то, что научила делать картинки в центре.