Это цитата сообщения
Королевна_Несмеяна Оригинальное сообщениеБернардинский монастырь и церковь св. Андрея во Львове
Построенный в начале ХVII века, комплекс Бернардинского монастыря до сих пор остается важным центром религиозной и культурной жизни галицкой столицы. С 1990 года в церкви св. Андрея службу проводят отцы-василиане. Раньше это был одноименный римо-католический костел при монастыре отцов-бернардинцев, известных также под названием отцов-обсервантов, которые являются одним из ответвлений францисканского ордена. Во Львов монахи-бернардинцы прибыли в 1460 году по приглашению Львовского старосты Андрея Одровонжа, который одобрил строительство возле Галицких ворот деревянного монастыря и костела. Несколько раз костел был разрушен и вновь отстроен, а в 1600 году, после решения специальной комиссии и декрета короля Зигмунда III началось строительство костела, который стоит и сегодня. Руководил строительством местный законник Бернард Авелидес. Архитектурные планы изготовил известный львовский архитектор, строитель Успенской церкви и многих других объектов в Львове Павел Римлянин. Затем он поручил строительство львовскому строителю итальянского происхождения Амброзию Благосклонному, а заканчивал строительство костела вроцлавский строитель и архитектор Андрей Бемер. Интересно, что новый костел «обстроили» вокруг старого, пока не достигли определенного опыта, и тогда старый костел разобрали. К 1613 году закончено строительные работы, а к 1630 - все отделочные.
Современный вид церковь св. Андрея приобрела в первой половине ХVIII в., когда ее настоятелем был Ян Капистран Вдзеконськи. Костел был украшен новыми фресками и были построены новые алтари. Авторами подавляющего большинства алтарей были мастера Конрад Котшенрайтер и Томаш Гуддер из Ярослава (Польша). С 1736 по 1746 года были установлены новые алтари, которых у церкви св. Андрея 16: главный - св. Яна из Дуклы, а также - Пресвятой Богородицы; Антония Падуанского; Архангела Михаила; распятого Христа; св. Петра из Алькантара; св. Феклы; св. Андрея Первозванного; св. Иосифа Обручника; св. Ивана Капистрана; св. Анны, дочери Фануила, пророчицы; св. Франциска; св. Станислава с образом св. Варвары (оба образа утрачены); трех Царей (с образом Рождества Христова); св. Ивона; св. Бернарда. Все они украшены скульптурными композициями и архитектурными деталями. Большое количество алтарей объясняется желанием почтить святых, а также давней традицией, согласно которой на одном и том же престоле нельзя было служить более одной Литургии в течение дня.
Роспись стен в технике фрески в 1738-1740 годах выполнил монах-бернардинец Бенедикт Мазуркевич с помощниками С. Бартницким, Ю. Волинским и Й. Срочинским. Фрески отличаются смелостью композиции и богатым колоритом.
Около 1620 года началось строительство монастыря. Для этого львовский магистрат назначил четырех военных геометров, чтобы монастырь мог быть не только домом монахов, но и в случае опасности выдержать нападения неприятеля. Именно поэтому монастырь больше похож на крепость, чем на монашескую обитель. После церковной реформы, которую на рубеже ХVIII-ХIХ вв. проводили власти Австрийской империи, Бернардинский монастырь был ликвидирован, а в нем помещен архив. Костел стал приходским. В нем принял первое Святое Причастие Роман Шептицкий, позднее митрополит Андрей. В советское время костел был недействующим. В 1990 году отцы-василияне зарегистрировали здесь греко-католический приход св. Андрея. В монастырских помещениях сегодня находится Государственный Исторический Архив Украины. Тут хранится оригинал акта Берестейской унии 1596 года об объединении Восточной и Западной церквей.
Церковь св. Андрея возвышается над площадью Соборной и примыкает к старым городским фортификациям и Галицким воротам. Алтарь обращен на восток. Длина храма 57,5 м, высота 22 м.
С северной стороны над ней возвышается башня с часами. В течение нескольких веков до самой Второй мировой войны на башне костела Святого Андрея часы отбивали время на пять минут быстрее. Так звонили в память о бернардинском монахе, который спас город от набега татар. Каждый вечер монах поднимался на башню, чтобы пробить семь часов – в это время закрывались городские ворота. Однажды, поднявшись на башню, монах с ужасом увидел, что татарские полчища стремительно приближаются к стенам города. До семи было еще ровно пять минут. Бернардинец не растерялся и перевел стрелки часов на пять минут вперед. Как только часы прозвонили семь – ворота закрылись перед самым носом у кочевников. С этого дня в благодарность спасителю Львова бернардинские часы спешили на пять минут. Долгое время на этой башне висел колокол, отлитый во Львове в 1588 году. В 1917 году его спешно перенесли в Исторический музей, чем фактически спасли от уничтожения. Тогда во время Первой мировой войны Австрия нуждалась в меди для военных нужд, с костелов и церквей снимали медные кровли. Не избежал этой участи и городской театр. Тогда же переплавили около сотни церковных колоколов.
В архитектуре церкви св. Андрея соединилось много стилей. Церковь - тринефная, но в пресвитерии сужается до одного нефа. Боковой фасад и первый ярус главного, западного фасада построены под влиянием итальянского ренессанса, тогда как верхние части фасада и западный и восточный фронтоны несут на себе печать немецко-голландского влияния.
Фасады костела украшены гербами Польши и Литвы, декорированы скульптурами. На главном фронтоне в центре верхней части размещен медальон с изображением Бога Отца и Святого Духа в виде голубя, а ниже в аркоподобной нише находится статуя Христа Господа. На втором ярусе в подобных нишах - фигуры Богородицы с Младенца Иисуса на руках (в центре) и Апостолов Петра (слева) и Андрея Первозванного (справа). Венчают фасады фигуры святых францисканского ордена.
Герб Польши - Белый Орёл
Герб Великого княжества Литовского - Погоня
При входе в церковь сохранилась колонна, которая служила постаментом для фигуры св. Яна из Дуклы. Ее установили в 1736 году за счет средств краевого коронного Северина Михаила Жевуского по проекту (как считают некоторые исследователи) скульптора Фабияна Фасингера.
Кирилл Горишный - Церковь св. Андрея
Колодец блаженного Яна из Дуклы находится на монастырском дворе с южной стороны церкви. Поставлен он был стараниями настоятеля монастыря Фелицияна Левицкого в 1748-1755 годах на месте первоначального захоронения святого. Венчала его деревянная статуя святого, обложенная золотоыми пластнками; на своде купола были изображены ангелы, которые несут саркофаг святого Яна из Дуклы.
Главный алтарь святого Яна из Дуклы находится посередине, в т.н. пресвитерии, той части церкви, где она из тринефной переходит в однонефную. Посередине находится престол, на котором служиться Литургия, а также кивот. Обратная сторона престола - саркофаг св. Яна из Дуклы. Справа и слева от престола боковыми дверями можно пройти в помещение за алтарем, где размещается монашеский хор. Мощные колонны поддерживают скульптурную композицию славы святого Яна в небе. У основания колонн - святые ордена св. Франциска Ассизского: св. Франциск Ассизский, св. Фекла, св. Бернард, св. Иоанн Капистран, св. Людвиг и св. Бонавентура.
Главный алтарь
В церкви находится чудотворная икона страдающих Матери Божьей, которая прославилась многими чудесами. В свое время она была святыней Жовковского Василианского монастыря. 27 июня 2001 года корону для нее освятил Папа Иоанн Павел II.
История Деревнянской чудотворной иконы Божьей Матери началась в 1786 г. в с. Деревня Жовковского района.
Одни бездетные супруги долгое время молилось перед иконой Божьей Матери, чтобы Господь благословил их потомством. И случилось чудо. Женщина в возрасте 42 лет родила мальчика, но младенец был незрячим. Но родители не отчаялись, и пять лет набожные супруги ревностно каждый день умоляли в молитвах Пресвятую Богородицу подарить зрение своему единственному ребенку. На празник Успения Божьей Матери мать рассказывала незрячему сыну, какой доброй является Пресвятая Дева Мария, с надеждой всматриваясь в икону Пресвятой Богородицы. И вдруг ребенок радостно воскликнул: "Какая она красивая!" Случилось чудо: парнишка прозрел.
Утешенные чудесным исцелением своего ребенка, родители решили, что не имеют они права держать эту чудотворную икону Божьей Матери дома и передали ее в монашескую обитель отцов-василиан в Жовкве. Тогда же, в знак благодарности, они на свои средства сделали деревянные одеяния для этой иконы.
В 1948 году на праздник Благовещения эта чудотворная икона стараниями монаха Антония Масюка была перевезена в Крехов из Жовковского монастыря, который был ликвидирован, так же как и другие василианские монастыри советской властью. Он же спас эту икону Пресвятой Девы Марии от сожжения, когда после закрытия Креховской монашеской обители местные атеисты в день Успения Пресвятой Богородицы жгли на костре иконы и другие церковные вещи.
С этого времени монах-василианин Антоний не расстается с этой чудотворной иконой Матери Божьей, ежедневно молясь перед ней. Благодаря его молитвам к Пресвятой Богородице перед иконой Страдальческой Божьей Матери Божья благодать снизошла в день Благовещения на неизлечимо больную девушку, ребенка местного атеиста, которая получила чудесное исцеление.
В дальнейшем эта чудотворная икона находилась в подпольном монастыре отцов василиан в с. Малехове около Львова. 18 января 1990 года чудотворная икона была установлена во вновь открытом монастырском храме св. Ануфрия. 12 декабря этого же года чудотворная икона Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм св. Андрея во Львове. С 1997 по 1999 годы икона находилась в василианском храме Пресвятого Сердца Христового в Жовкве. Потом чудотворная икона Страдальческой Матери Божьей была опять перенесена в церковь св. Андрея, где она находится и сейчас.
На сводах главного нефа церкви изображен апофеоз святого Франциска. В самом центре свода на колеснице, запряженной двумя парами белых коней выезжает св. Франциск, который напоминает пророка Илию, поднимающегося в небо. Во время реставрации в 2004 г. реставраторы выясили, что автор предварительно сделал композицию изображения по-другому, и колесница должна была двигаться на зрителя, но потом передумал и выполнил теперешнюю композицию. Реставраторы оставили контуры первоначального замысла, и теперь их можно видеть рядом с окончательной формой изображения. Колесницей, которая направляется к осветленной надписи «Ягве», руководят ангелы, также как и целую композицию окружает сонм ангелов.
В восточной части, которая расположена ближе к главному алтарю, изображен собор Апостолов в окружении ангелов и пророков. Посередине - Апостол Андрей, который держит Х-образный крест, чуть ниже Петр и Павел, далее - четыре евангелиста, а вокруг другие Апостолы. В зените свода, в центре композиции - надпись на иврите «Ягве».
В третьей части церкви, ближе к хорам изображена композиция единства Церкви. Здесь мы видим Отцов Востока, святых - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста и Отцов Запада, святых: Августина, Амвросия Миланского, Иеронима и папу Григория Великого вокруг «Всевидящего глаза» - глаза, вписанного в треугольник, что означает Божие Триединство, Всеприсутствие и Всемогущество. На западной стене изображены ангелы, которые играют на разных музыкальных инструментах, славя Господа Бога.
Амвон находится при одной из северных колонн церкви. В ее основе находится скульптурная композиция Христа на земном шаре, которая означает его власть над всем, что существует на земле, и фигуры четырех евангелистов с присущими им символами: Иоанн (с орлом), Матвей (с ангелом), Марк (со львом) и Лука (с тельцом). В верхней части композиции изображен Бог Отец в окружении Ангелов, а рядом стоят пророки Ветхого Завета: Моисей и Аарон.
Внимания заслуживает и церковный оргáн. Около 1642 г. Станислав Кучковский и Ядвига Гоховска собрали пожертвования на его изготовление. В 1761 году были проведены основательный ремонт и переделка органа. В 1839 г. оргáн ремонтировал Роман Духенский, а в 1906 г. Александр Жебровский его почистил и настроил. Оргáн имел две клавиатуры, педали, тридцать три голоса и две копуляции. Он отличался величественным и чистым звучанием и, по свидетельствам специалистов, был одним из лучших и крупнейших на территории Речи Посполитой.
В апсиде пресвитерия размещен монументальный образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Его автор - францисканец из Кракова - Францишек Лексицкий (умер в 1668 г.). Исследователи считают образ копией картины Рубенса, однако видно, что похожи только композиции, а техника исполнения, колорит произведения принадлежат кисти Ф. Лексицкого.
Блаженный Ян из Дуклы (нач. XVст.-1484) много лет был монахом во львовском Бернардинском монастыре. После вступления во францисканский орден в Кросно, занимал должность эконома, а позже настоятеля монастырей в Кросно и Львове. В 1463 году принял более строгий устав бернардинцев и до конца жизни находился в этом монастыре. Еще при жизни этот святой прославился различными чудесами, а в 1739 году папа Климент XII провозгласил его покровителем Польши, Руси и Литвы.
Образ «Апофеоз Яна из Дуклы» в 1677 году заказали городские советники, и город подарил его монастырю в знак благодарности. В пресвитерии также размещено большое панно, на котором в малых медальонах изображены чудеса святого Яна из Дуклы.
Гробницу святого по поручению Б. Авелидеса изготовил из красного мрамора скульптор Войцех (Адальберт) Капинос младший. В этом саркофаге в течение долгого времени хранились мощи святого Яна. Первоначально гробница была размещена справа от главного алтаря, а в начале XVIII века. ее вмонтировали в обратную сторону главного алтаря, где гробница находится и ныне.
За главным алтарем - место монашеского хора с рядами. Во время богослужений здесь находилась братия. Первоначальные ряды были выполнены в 1640-44 г.г. братом Павлом из Быдгощи. Их заменили в ХVIII веке, современные же выполнены в 1903-05 годах резчиком из Пшеворська Антоном Рагоревичем.
Витражи:
Деревянный крест-распятие перед входом в церковь
Монастырь бернандинов долгое время был внешним форпостом системы укреплений Львова. Исполнять эту оборонную функцию ему позволяли собственные системы укреплений и, в случае необходимости, он защищал фланговым огнем восточные границы города. В системе городских фортификаций, в которые он входил, он был размещен между Галицкими воротами и Королевским бастионом. В наши дни сохранилась только восточная стена укреплений и Глинянская башня - со стороны Мытной площади. В 1618 году в башне пробили ворота, но для безопасности города их заложили в 1620 году. Возобновили проход только в 20-м веке.
[520x348]
Кирилл Горишный - Оборонная стена бернардинського монастиря с Глинянской башней
С бернардинскими подземельями связана такая история. В конце XVII в. во Львове жил знаменитый авантюрист, рыцарь Мальтийского ордена, астролог Мегелино. Он предсказал турецкую осаду Львова 1672 г. Когда огромная армия окружила Львов, Магелино, который был еще и военным наемником в составе королевской пехоты, демонстрировал чудеса беспримерной отваги. Под его командой небольшой отряд городской молодежи каждый день делал вылазки на артиллерийские позиции турков. В ночь с 27 на 28 сентя6ря турки сделали подкоп к бернардинскому подземелью, чтобы взорвать его. Но отважный Мегелино во главе группы добровольцев ворвался туда и вступил в бой. В полночь разразилась сильная буря. Потоки воды заливали турецкий подкоп. В тот момент, когда потолок галереи уже начал заваливаться, Мегелино вывел своих уцелевших людей на поверхность. завал похоронил под собой множество захватчиков, а герой битвы, выбравшись из-под земли, предстал перед львовянами в измазанной грязью и кровью одежде, но без единой царапины. Ко всеобщему удивлению, отказавшись от предложенной ему городом награды, мальтиец исчез из Львова так же таинственно, как и появился.
Почти через двести лет на площади Мытной были случайно найдены остатки подземной галереи и человеческие кости тех, кто погиб в ту сентябрьскую ночь. И сразу же по Львову поползли слухи, будто бы найден тайный подкоп от мужского монастыря бернардинцев к женскому клариссок, который стоит на площади напротив. Этот абсолютно ложный миф сохранился до наших дней и обрастает новыми подробностями, вроде того, что кларисски, рожая детей, делали им на спине два надреза, а потом утверждали, что это следы от крыльев и что это ангелы, рожденные от святого Духа.
[525x700]
Костел монастыря клариссок
Впрочем, подземелье имеет и правдивые истории, уже нового времени. В канализационных туннелях под монастырем в 1943-1944 году скрывалась от немецких нацистов группа евреев. На поверхность они вышли 27 июля 1944 года, когда советская армия вошла во Львов.
Серия сообщений "Львов и окрестности":
Часть 1 - Бернардинский монастырь и церковь св. Андрея во Львове
Часть 2 - Часовня Боимов во Львове
Часть 3 - Поздняя осень в Стрийском парке
...
Часть 8 - Львов на старых открытках
Часть 9 - Ідеальне місто Жовква
Часть 10 - Мария Терезия Австрийская