• Авторизация


Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова в Гатчине 07-05-2013 13:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения La_belle_epoque Оригинальное сообщение

Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова в Гатчине



Фотографии Михаила Бабина.

«...Бородатый чудак, смесь художника, дикаря и ребенка», – так охарактеризовал Корней Чуковский известнейшего русского карикатуриста конца XIX – начала ХХ века Павла Егоровича Щербова.

Действительно, этот талантливый художник, неординарный человек был неисправимым романтиком, который реальную жизнь воспринимал как пародию на ту «настоящую» жизнь. Поэтому и герои его работ – писатели, певцы, художники, коллекционеры, критики, – порой и обижаясь на то, какими их изобразил Щербов, понимали, что во многом он все-таки прав. Нелепости окружающей действительности: пошлости ли быта, дискуссии ли в художественной среде, напоминавшие порой «бурю в стакане воды», – вот почва, из которой и «выросли» персонажи Павла Егоровича. Не щадил он при этом и себя.


[показать]
Музей-усадьба П.Е. Щербова, Гатчина, ул. Чехова, дом 4



Родился Павел Егорович 3 (15) июня 1866 года в обеспеченной семье петербургского чиновника, закончил частную гимназию Видемана и в 1885 году [показать] поступил в Академию художеств. Проучился, однако, в ней всего около двух лет – времена у Академии были не самые лучшие в ее истории. Вокруг Щербова собирается молодежь, тоже романтически настроенная, склонная к приключениям и авантюрам. Вот и название себе «щербовская коммуна» дала необычное «Ревущий стан» – по названию рассказа Брет Гарта «Счастье Ревущего стана».


Old Judge – эти слова читатели журнала «Шут» увидели в шестом номере за 1896 год, на страницах которого впервые опубликовал карикатуру П.Е. Щербов. Old Judge – «старый судья» – такой псевдоним выбрал себе художник, пожалуй не только потому, что так назывался его любимый табак, но и потому, что тем самым он решил взять на себя как бы роль судьи по отношению к действительности.

Позже рисунки появляются и в других журналах: «Мир искусства», «Осколки», «Будильник». Расцвет творчества художника приходится на 1900-1910 годы. В это время им создаются резко шаржированные, но предельно меткие изображения деятелей искусства и культуры России конца ХIХ – начала ХХ вв. – «Концерт Ф.И. Шаляпина» (1910), «Ф.И. Шаляпин гримируется» (1910) и др.


Особое внимание П.Е. Щербова привлекает борьба художественных направлений на рубеже ХIХ – ХХ столетий «Идольское мольбище»(1899), «Новая Минерва» (1901). В работах художника показаны черты повседневного Петербурга: цикл «Сады» (1897), «Скачки» (1901), «Танцы»(1901), «Идиллия», «Чаепитие» (1903), «Домашний террор» (1910), «Отцы и дети» (1910).




[700x252]
П.Е. Щербов, около 1900 г.
П.Е. Щербов на Кавказе, начало XX в.    
А.Д. Щербова, 1900-е годы.
Вадим и Егор Щербовы, около 1901-1902 гг.




П.Е. Щербов был первым художником-карикатуристом, чьи журнальные рисунки экспонировались на художественных выставках. Союз русских художников, Общество русских акварелистов, «Мир искусства» приглашали принять участие в своих выставках этого удивительного человека. Примечательно, что в своем творчестве П.Е. Щербов применял новейшие достижения полиграфической техники.

В 1908 году на Петербургской акварельной выставке появилась самая значительная работа художника «Базар XX века», которая была приобретена для Третьяковской галереи. В сложной многофигурной композиции «Базар XX века» Щербов создал общую картину группировок в русском искусстве начала ХХ века и дал им свою оценку. С яркой статьей о «Базаре XX века» сразу же выступил А.Н. Бенуа: «...Нагремевшая акварель Щербова действительно вещь замечательная!...»

Карикатуры Щербова высоко ценили А.Н. Бенуа, В.В. Стасов, И.Е. Репин, В.А. Серов. Работы художника хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.


Где только не побывал за свою жизнь Щербов: в Африке (Павел Егорович – один из первых русских, увидевших величайшую вершину Африки – Килиманджаро), в Иране, Китае, Японии, неоднократно совершал поездки на Кавказ.




С декабря 1911 года Павел Егорович живет в Гатчине в своей новой усадьбе, построенной по проекту и под наблюдением известного русского зодчего Степана Самойловича Кричинского в стиле северного модерна. Оригинальный облик усадьбы очень точно отражает неординарность личности ее владельца.


[показать]


Дом относится к усадебному типу и представляет собой ансамбль главной и вспомогательных построек, объединенных единством архитектурного стиля модерн. Земельный участок дома, трапециевидный в плане, вытянут с юга на север вдоль улицы Чехова (быв. Ольгинской). Строения размещены в юго-восточной части участка и состоят из дома и флигеля, соединенных воротами. С северной части усадебного участка – фруктовый сад с декоративными деревьями. Все усадебные постройки – дом, флигель, сараи – сложены из бетонных блоков, кирпича и булыжного камня, покрыты красной черепицей сложной конфигурации.


[показать]


Главное здание ансамбля состоит из одноэтажной части, обращенной на улицу, и 2-этажной, обращенной во двор. Дом напоминает скандинавские коттеджи с амбразурными окнами, высоким выступом в виде закругленной башни, высокой черепичной кровлей.


[показать]


В настоящее время с восточной стороны сохранилась 1/7 часть глухой высокой каменной ограды с калиткой. В двухэтажной части дома сохранилась резная дубовая лестница, камин кирпичной кладки, подвал. В доме 10 комнат, не считая служебных помещений. К сожалению, утрачены многие детали интерьера, из хозяйственных построек не сохранился ледник, разрушена большая часть ограды.


[показать]


Кабинет-мастерская П.Е. Щербова располагался на втором этаже двухэтажной части дома. Здесь бывали многие выдающиеся деятели русской культуры: М. Горький, Ф. Шаляпин, поэт-сатирик С. Черный, писатель А. Аверченко, художники В. Серов и М. Нестеров, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. Андреев, архитектор А. Белогруд.


[показать]


Очень частым гостем Щербова был его близкий друг и сосед, замечательный русский писатель А.И. Куприн, живший в Гатчине с 1911 по 1919 годы. В Гатчине Куприн написал рассказы «Гамбринус», «Морская болезнь», закончил повесть «Яма». В экспозиции музея представлены материалы, посвященные жизни А.И. Куприна в Гатчине.


[700x467]



После Октябрьской революции по ходатайству Максима Горького дом был оставлен художнику.


С 1919 года П.Е. Щербов работал помощником хранителя Гатчинского дворца-музея вплоть до своей кончины в январе 1938 г. Похоронен Павел Егорович на местном кладбище.


На протяжении многих лет Анастасия Давыдовна Щербова – вдова художника – хлопотала об устройстве в усадьбе музея, но после ее ухода из жизни в 1952 году дом перешел в Горкомхоз. В бывшей усадьбе устроили 12 коммунальных квартир. Только спустя 40 лет заветное желание А.Д. Щербовой исполнилось – 10 апреля 1992 года в Гатчине, в доме №4 по ул. Чехова (бывшей Ольгинской) открылся историко-мемориальный музей-усадьба Павла Егоровича Щербова.


В настоящее время посетители могут ознакомиться с экспозициями: «П.Е. Щербов – жизнь и творчество», «Мемориальный кабинет П.Е. Щербова», «История Гатчины конца ХIХ – начала ХХ вв.» и др.

В музее проводятся выставки художников, поэтические вечера и концерты. Для гостей города и учащихся школ организуются экскурсии и тематические беседы.


В ближайших планах коллектива музея – организация экспозиции карикатур из журналов прошлых веков.


Телефоны для справок и заказа экскурсий: (8-81371) 2-08-64, 2-10-88.








[показать]

[показать]




Архитектор С.С. Кричинский


Степан Самуилович Кричинский родился в 1874 году в Вильнюсе. Окончил реальное училище и в 1882 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, который окончил с отличием. В 1902-1914 гг. был архитектором, а затем главным архитектором Отдельного корпуса пограничной стражи. С 1913 по 1917 г. служил в Строительном комитете, руководившем строительством храма-памятника в честь 300-летия дома Романовых, по проекту самого Кричинского. С.С. Кричинский состоял действительным членом Общества гражданских инженеров и Петербургского общества архитекторов. Им было разработано около двадцати проектов зданий различного назначения, получено более двадцати премий на конкурсах, проводившихся как в России, так и за рубежом.


Изучая архитектурное наследие, он посетил Италию, в Германии-Швеции и Финляндии знакомился со школьным строительством, в Париже – с постройкой универсальных магазинов. В Туркестане Кричинский занимался изучением памятников мусульманского задчества. Неоднократно ездил в Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Новгородскую губернии, в Ростовскую область и на русский север.


Первой крупной постройкой архитектора был охотничий домик для принца П.А. Одьденбургокого в имении Домовичи Новгородской губ. Его отличала сложная объемно-пространственная композиция, обильный декор фасадов и свободная планировка. Проектирует Кричинский и дом в усадьбе Воронцовой-Дашковой в Парголово. Здание было задумано в стиле модерн, но придана классическая «окраска» – в декоре фасадов применены венки с лентой, воинские атрибуты, рустованные колонны.


В 1906-10 гг. С.С. Кричинский совместно с И.В. Падлевским, Н.В. Васильевым и Б.Я. Боткиным под руководством Э.Ф. Вирриха работает над строительством торгового дома Гвардейского экономического общества в Петербурге.


В 1910-13 гг. он участвует в создании соборной мечети в Петербурге на Петроградской стороне. Интереснейшей из работ архитектора является комплекс Федоровского городка в Царском селе. Здесь архитектор проектировал постройки в неорусоком стиле.


Усадьба П.Е. Щербова, построенная в 1911 году принадлежт к памятникам позднего модерна и является единственной работой архитектора, выполненной в романтических традициях «нового стиля».


[697x229]


Умер С.С. Кричинский 9 августа 1923 года в Ленинграде. Источник





[показать]

[показать]


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Архитектура. Полная энциклопедияАрхитектура России. Поиски национального стиляИстория России в архитектуре. 70 самых известных памятниковАрхитектурная сказка Федора Шехтеля


Архитектура. Полная энциклопедия

Архитектура России. Поиски национального стиля

История России в архитектуре. 70 самых известных памятников

Архитектурная сказка Федора Шехтеля





1000 замков, крепостей и дворцовЗамки ЕвропыСамые знаменитые памятники древности70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



1000 замков, крепостей и дворцов

Замки Европы

Самые знаменитые памятники древности

70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились





Московский модернМосква в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ векаМосква в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX векаВ.А. Гиляровский Москва и москвичи

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Мария Нащокина "Московский модерн"

Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века

Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века

В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)





Архитектура петербургского модерна. Общественные зданияАрхитектура Петербурга конца XIX - начала XX векаСанкт-Петербург накануне крушения империиНевский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века. Альбом

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Архитектура петербургского модерна. Общественные здания

Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века

Санкт-Петербург накануне крушения империи

Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века





Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова в Гатчине | MariykaV - Дневник MariykaV | Лента друзей MariykaV / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»