• Авторизация


Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4 17-03-2016 02:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Светояра Оригинальное сообщение

Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4

Часть 1: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386385155/
Часть 2: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386676336/
Часть 3: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386744591/
[450x620]
Числобог - славяне почитали его как протравителя течения времени. Было у него два лица: одно подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а месяц - ночи. Жрецы Числобога ведали тайные древние науки счёта дней, месяцев, лет. Они содержали в порядке большие солнечные лунные часы, которые были посвящены загадочному Числобогу.
«И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
Быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает, поскольку он явьський,
Он сам в божьем дне.
В ночи ж некого нет,
Лишь бог Дид - Дуб - Сноп нашь."
Книга Велеса. 2 - 11 б.
[448x620]
[475x686]
Перед храмом Числобога высаживали множество разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток. Узнать, который час, можно было, поглядев на эти удивительные цветочные часы, равных которым не создано до сих пор.
[455x700]
Ярило (Яр - тур - хмель) - обаятельное славянское божество, вобравшее в себя всё, что передаёт животворящему лету весна. Ярилин праздник - Ярилка - 4 июня начинался тем, что хоровод девушек выбирал прекрасного юношу, наряжали его в белую епанчу, на голове - венок из цветов, в левой руке - пучок начинающей колоситься ржи. С босыми ногами на белом коне его возили по полям и лугам, ибо, где Ярила пройдёт, будет хороший урожай, на кого посмотрит - у того разгорится в сердце любовь. "Свет и сила, Бог Ярила, Красно Солнце наше! Нет тебя в мире краше" (А.Н. Островский "Снегурочка"). Проводы Ярилы - одновременно и проводы весны. Радимичи, вятичи, древляне и северяне «умыкаху жены себе» - по времени совпадали с гульбищами в честь весёлого Ярилы. На Ярилиной неделе (Зеленые святки) особую неотразимую силу имели любовные заговоры - на присуху, на зазнобу, на разгару... Также считалось, что в эти дни Ярило и другие божества мужского имени выполняли свою миссию, ибо брошенное в землю зерно уже проросло, дало всходы и поэтому Ярило, Купало могут и должны умереть до следующей весны.
[504x700]
Яровит (Горевит) - бог войны у балтийских славян. Его атрибутами были золотой щит и шлем. У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел. Люди считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник. Ещё Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Крестьяне считали, что этот бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым, примет жертву, услышит обращение людей - осенью будет хороший урожай. «Боги мало - помалу унизились до человеческих нужд, забот и увлечений и с высоты воздушных пространств стали низводиться на землю, на это широкое поприще народных подвигов и занятий». А.Н. Афанасьев
[314x445]
Бадняк - рождественский персонаж славянских племён, воплощенный в новогоднем полене, дубовом обрубке, сжигаемом в печи, в пламя которой бросали деньги, сыпали хлебные зёрна, муку и соль, лили вино и масло. С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни, посетившие дом в прошлом году, все злые мысли, все неисполнившиеся желания. При этом молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергою по горящему полену, они приговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!». Головнёй окуривали ульи, а золой посыпали поля, что способствовало размножению пчел и оплодотворению почвы.
[328x470]
Белун - по белорусским поверьям дух жатвы, помогает жать. Появляется в образе старика в белых одеждах со светлой бородой. Очень старый, немножко глухой. Любит солнце, без него темно в лесу. Белун выводит заблудившихся из леса. Ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут. Белун - старик добрый. С рассветом рано отправляется в поле, ходит всё утро по росистой меже, охраняет каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара - опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку. Труженика-хлебороба, кто ему верно служит, награждает Белун золотом (золотым зерном урожая, полновесными сотами золотого мёда).
[442x609]
Божич - рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ Божича - золоторогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла. Умирает в огне Бодняк (старый год), а Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце, предвещающее весеннее омоложение природы.
[417x592]
Бор (Святобор) - бог лесов, покровитель охоты. Иногда он может подшутить над человеком, пуская по лесу эхо, но если разозлится - мучает, сбивает человека с пути. Лешие - его слуги, они в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин! Ростом он выше самой высокой сосны, могучее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее ивовых кос, борода гуще меха. Носит он плащ и шапку из хвои. Бор обозревает разом все свои владения и днём и ночью - мелькающие в ночной темноте светлячки и есть очи Бора.
[339x459]
Времена года. Они представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с неба на землю и устанавливают на ней своё владычество. По указанию старинных пасхалий (календарей), «весна наречётся, яко дева, украшена красотою и добротою, сияюще чудно и преславне... Лето же нарицается муж тих, богат и красен, питая многи человеки и смотря о своем дому, и любя дело прилежно, и без лености возростая заутра до вечера и делая без покоя. Осень подобна жене уже старе и богате и многочадне; иногда печальна от скудости плод земных и глада человеком, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем, и тихо и безмятежна. Зима же подобна мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостиве; егда милует, но и тогда казнит; егда добра, но и тогда знобит, подобна трясавице, и гладом морит, и мучит грех ради наших». Более наглядное олицетворение времён года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето - Цеця, осень - Жицень, Зиму - Зязя. Автору книги времена года представляются хороводом прекрасных женщин, сменяющих друг друга в вечном круговороте Природы.
[345x473]
Герман (Джерман) - мифологический персонаж, божество плодородия у южных славян. Во время засухи лепили глиняную куклу с подчеркнутыми мужскими признаками и хоронили его на песчаном берегу реки заклинаниями вызова плодородного дождя, хозяином которого представлялся Герман. В иных общинах божества с иными прозвищами.
[406x581]
Дабог - мифологизированный образ земного царя в южнославянской мифологии, как и Дажбог у восточных славян. Дабог - дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. Высокие, недоступные горы, куда не мог ступить человек, внушали ему ужас, и происходящие явления легче всего было бы объяснить действиями могучих сил, якобы обитающих на вершинах гор под облаками.
[400x539]
Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, подправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен, и если не уделяет кому-либо внимание, то подкрадывается Бессонница.
"Люлю, Дрёма пришла,
По-под зыбочку брела,
К Саше в люлечку легла,
Сашу ручкой обняла,
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе прийди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми."
Колыбельная песня
[425x609]
Живот - жизнедеятель, сохранитель жизни, животодавец. Особо почитался у полянских славян как божество первостатейное и имел свои храмы. Упоминание о нём сохранилось в польских древностях как понятие о боге - лекаре. Но точнее было бы дать ему функции хранителя живота (жизни), дающего жизнь. Позднее приобрёл имя Жива (Живана).
[428x589]
Дидилия - богиня женского плодородия. Ей поклонялись все бесплодные женщины, а особенно беременные женщины. Дидилия покровительствовала благополучным родам и воспитанию младенцев. Статуя этой богини представляла собой молодую, прекрасную, цветущую женщину, увенчанную драгоценными камнями. Одна ладонь у неё была сжата, что знаменовалось трудностью родов, а другая разжата, это означало благополучное разрешение. Наизнатнейший храм Дидилии был в Киеве. Богине жертвовали цветы, плоды и новорождённых ягнят, телят, поросят, причём их никогда не убивали, а через некоторое время по воле Дидилии, извещённой жрецами, отдавали бедным.
[414x589]
Доля - дух-покровитель человека, даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой весёлой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нету: болото, реки, леса, горы - доля в миг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, пьяниц и прочих бездельников. Хотя дружбу заводит с каждым - потом разберётся - и от плохого, злого человека уйдёт.
[428x592]
Дзевко-Купало - у белорусов до сих пор существует древний языческий обычай: с рассветом Иванова дня крестьяне выбирают самую красивую девушку обнажают её и укутывают с ног до головы гирляндами из цветов. Затем отправляются в лес, где Дзевко-Купало (так называют избранницу) раздает своим подругам заранее приготовленные венки. К этому она приступает с завязанными глазами, в то время как вокруг неё движется весёлый девичий хоровод. Смотря по тому, какой венок кому достанется, заключается будущая судьба: свежий венок сулит богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой, увядший - бедность и несчастливый брак.
[328x456]
Детинец - это жертва, которую славяне, как и прочие народы, приносили при основании своих новых городов. По опустошении города Славянска язвою, славяне задунайские нашли его развалины и решили на них построить новый город. Старейшины собрались на обсуждение вопросов о закладке и названии города - какое дать ему имя. Один из старейшин предложил выслать на рассвете послов на подходы к городу и первого встречного положить в основание города, который и назовется именем его. На другое утро первым попавшимся им в руки был юноша. С ним-то и возвратились они в город и представили встречного собранию. Тотчас решено было зарыть юношу под городской стеною и дать городу - ­детинцу его имя.
Валентин Барсков
Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
http://fenina.mysupermarket.org.ua/view_articl.php?id=36



Серия сообщений "Валентин Барсков. Чудесная вера славян.":

Часть 1 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 1
Часть 2 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 2
Часть 3 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 3
Часть 4 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4 | rychev - Дневник rychev | Лента друзей rychev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»