I. Фонетика. Графика
1. Прочитайте стихотворение А. Яшина.
Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мело-дичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?
2. Назовите «пять сестричек», которые опоздали и не встали в азбуч-ном порядке.
Тридцать три родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно.
Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Пять сестричек опоздали,
Заигрались в «прятки»,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Б. Заходер.
3. «Веселые вопросы».
– В каких словах содержатся по 100 букв? (Стол, стог, стоя, стой, сток, стон и др.).
– Названия каких двух букв составляют целую историческую эпоху? (Эр – а эра).
– В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто).
– Превратите слово мел – в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Мель, уголь, шесть).
– Превратите кость в желанного в доме человека. Что вы изме-ните? (Гость).
– Назовите месяцы, в которых произносятся мягкие звуки [р’] и [н’]. ([р’] – январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; [н’] – июнь).
– Найдите слова, в которых бы звук обозначался двумя буквами; буква обозначалась двумя звуками. (Конь, лунь, день; моя, ель, поет).
– В каком слове сорок гласных? (Сорока).
4. Составьте слово из звуков:
1-й – глухая пара звука [з]; 3-й – гласный [о] под ударением;
2-й – глухая пара звука [д]; 4-й – глухая пара звука [г]. (Сток).
5. Решите «фонетические примеры»:
[ж] – голос = [?] ([ш])
[г] – голос = [?] ([к])
[д] – голос = [?] ([т]) [п] + голос = [?] ([б])
[с’] + голос = [?] ([з’])
[п’] + голос = [?] ([в’])
6. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил 7 слов: пар, ложа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди них такое слово, звуков которого нет в слове па-литра. (Слово пир – нет звука [п’]; тир – нет звука [т’]).
7. «Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в об-ратном порядке, чтобы получилось:
1) Из слова лён – цифра; (ноль).
Из слова лей – название дерева; (ель).
Из слова лоб – название настила; (пол).
Из слова люк – большой мешок; (куль).
Из слова ток – домашнее животное; (кот).
2) Из слова шел – неправда; (ложь).
Из слова шей – просьба; (ешь).
Из слова куб – охапка чего-либо, связка; (пук).
Из слова тол – прибор для измерения глубины моря; (лот).
Из слова лёд – материал для крыши; (толь).
8. Какими звуками различаются слова:
– дал и даль; лук и люк; флаги и фляги? ([л] и [л`]);
– мол и мял; Элла и Алла, был и бил? ([м] и [м’]; [э] и [а]; [б] и [б’]).
9. Определите «третье лишнее».
Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный).
Что, чтобы, нечто. (Нечто).
Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство).
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. (Нравственный).
10. Продолжите ряд пропорций:
. ([’Э]; [’О]).
11. Определите, в каких словах находятся рядом два гласных звука: союз, струя, боец, шпион, театр, какао, каемка, сиять, дуэт, оазис, пианино, каучук.
12. Ошибся ли мальчик?
Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц).
13. Найдите загаданный звук.
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. ([р’];[ р]).
14. Ответьте на вопрос в стихотворении.
Всегда маленькие
Сказала Й сестре родной:
– Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я – ужасно редко.
– Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
– И много их? – Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так: …
– Не говори!
Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы)
А. Шибаев.
15. «Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в се-редину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.).
16. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна).
17. Какое правило спрятано в стихотворении?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).
18. Вопросы - шутки:
– Чем кончаются день и ночь? (ь).
– Что стоит посередине земли? (м).
– Чем кончается лето и начинается осень? (о).
– Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и.
(Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра).
19. Отгадайте метаграммы:
– С К в полях меня найдете,
С Г – романсы запоете,
С В – в косички заплетете.
(Колос – голос - волос).
– С Л я остров в океане,
С Р растаю вмиг в стакане.
(Сахалин - сахарин). – С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М – рубашка-безрукавка,
С З – скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(Чайка-лайка-майка-зайка-гайка).
20. Отгадайте анаграммы:
– В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Кит - тик). – Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.
(Карп - парк).
21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, ге-роиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают».
– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?
22. «Интересные вопросы»:
– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).
– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суб-бота).
– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).
– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрог-нуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).
– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превра-тилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля - колья).
– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).
23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:
Чтоб меньше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!
24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, кото-рая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой.
Ералаш
Три розовых гориллы
Сварили бутерброд, А ежик чернокрылый
Раскрасил пароход.
(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).
К малиновой лягушке
Подплыл зеленый лев. Слон лает на игрушки,
Ползет акула в хлев.
(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»).
25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «вол-шебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед ко-торыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, вос-стать, расплести, бесформенный).