Портрет императора кисти Серова
По признанию современников Серова, именно его кисти принадлежит лучший портрет последнего русского царя. Картина «Портрет императора Николая II».
Писать портрет властителя державы Серов, конечно же, не хотел, но и отказать самому императору, разумеется, не мог. Портрет долго не получался.
Выполняя заказ - портрет Николая II в форме шотландского полка,
который отбудет в Англию, -
Серов был крайне недоволен собой, он не мог не закончить неудавшуюся картину, это слишком сильно уязвило бы его самолюбие лучшего портретиста России. Но, конце концов, художнику пришлось признаться государю, что он не может продолжать, так как портрет не удается.
Император Николаи II, облаченный в невзрачную куртку офицера Преображенского полка, смирившись с ситуацией, присел за стол, сложил руки перед собой и с неподдельной грустью посмотрел на портретиста.

Именно этот взгляд, раскрывающий внутреннюю суть личности императора, прекрасно характеризующий его деликатность и уязвимость, и был нужен Серову.
Художник предложил государю написать его в тужурке, домашний портрет, для подарка императрице.
Николай 2 согласился.
Работа шла одновременно над двумя портретами.
Государь приходил в тужурке и, вместо того чтобы переодеться в форму шотландского полка, садился за стол в тужурке; важно было только, чтобы императрица их не застала за новой затеей, пусть подарок для нее будет сюрпризом.
Однако Александра Федоровна все-таки застала мужа в тужурке, но нашлось объяснение: «этот маленький портрет делается в помощь тому» (из письма Серова жене), шотландскому, который нравился царице, а художнику совсем нет.

С «Портретом Николая II » связаны три происшествия, можно сказать,
три исторических анекдота.
Александра Федоровна, которая в юности училась живописи, нашла портрет неоконченным и стала показывать, где надо подправить; Серов молча протянул палитру императрице, государь рассмеялся, та покраснела вся, топнула ногой и удалилась. Царь побежал за нею, воротился; он не снизошел до упреков, он был очень воспитанный человек.
Вот как об этом случае рассказывает Александр Бенуа:
"Во время сеансов, происходивших на личной половине государя, между монархом и художником установилась известная интимность, выражавшаяся как в обмене всякими мнениями. так и в том, что Серов посвящал Николая 2 в разные художественные дела.
Таким образом оказалось, что однажды наш Антоша сообщил государю в каком критическом состоянии оказался журнал "Мир искусства" после того, как он лишился поддержки и Мамонтова, и княгини Тенешевой.
Николай 2 тут же выразил готовность поддержать дело ассигнованием на это из личных средств по 10 000 рублей - сумму, если и не огромную, то достаточную, чтобы спасти журнал от гибели.
Вообще же надо думать, что государь в обществе прямолинейного, абсолютно искреннего Серова чувствовал себя лучше, нежели в обществе тех людей, от которых так или иначе страдало его самолюбие и в общении с которыми ему не удавалось побороть свою природную стеснительность.
К сожалению в конце работы не обошлось без известного неприятного казуса.
Когда художник счел свой портрет законченным, Николай 2 пожелал показать его императрице, но она, привыкшая к лизанной законченности Каульбаха и Фламенга и других модных заграничных художников, откровенно, в присутствии Серова, но по-английски выразила своё мнение в словах:"But the portrait is not finished!" (но портрет не окончен).
Это больно кольнуло нашего друга, и так как он продолжал держать палитру и кисти в руке, то он и протянул их государыне со словам:
"Тогда кончайте вы."
А. Бенуа "Мои воспоминания" https://profilib.com/chtenie/148059/aleksandr-benu...minaniya-kniga-vtoraya-145.php
Серов забрал портрет - "Николай II в тужурке",- чтобы заключить в раму, и с ним забрел в помещение редакции журнала «Мир искусства».
В комнате с длинным столом никого не было; он развернул холст и навесил на спинку кресла, при этом руки царя, казалось, лежат на столе, и встал в сторонку;
входит Бакст, видит царя за столом и ретируется в испуге; далее - Бенуа, Дягилев и другие члены редакции и гости, здесь были и Мережковские, - все выказали вполне себя при первой догадке: «Он?!»
В 1917, в дни октябрьского переворота, солдаты в Зимнем дворце накинулись на изображение царя, проткнули глаза штыками, - холст, говорят, не подлежит реставрации.
Удивительно, Серов сделал копию со своего портрета царя, возможно, опасаясь, что его подправят по желанию государыни, если не она сама, но иная судьба его ожидала. Таким образом, сохранилось авторское повторение «Портрета Николая II в тужурке», несомненно одного из шедевров Серова.
"Портрет императора Николая II "
холст, масло, 71х58 - Гос. Третьяковская галерея
Через много лет Константин Коровин так отзовется о полотне: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...».
По своему исполнению портрет практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, законченно лиричен и прост.
Удивительное сходство государя отмечали все современники.
Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями.
Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным.
К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия.
* * *
Кстати...
Портрет императора Николая II в форме шефа Шотландских серых драгун.
висит в Эдинбурге

Использованы материалы:
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post378088273/#
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/162759-po...htykami-nikolaj-ii-v-tuzhurke/
http://il-ducess.livejournal.com/263523.html