"Мастер сновидений, грез и мечтаний", "рожденная для цветов" "причудливая художница", чьи картины - "новое язычество", "фантастическая реальность или реальная фантастика"... Все эти восторженные отзывы специалистов - о творчестве нашей соотечественницы, уникальной художницы-самоучки Екатерины Васильевны Билокур.
В маленьком сельском доме застыли на стенах картины великой художницы, пытавшейся донести до людей своё видение красоты и неповторимости окружающего мира, но так и не услышанной никем. Нужно было прожить трагическую жизнь и умереть, чтобы теперь цветы в картинных рамах восхищали и радовали других, приковывали взгляд и завораживали точностью деталей...
Мемориальный музей-усадьба народной художницы Украины Екатерины Васильевны Билокур, где она прожила всю свою жизнь (1900-1961), находится в с. Богдановка. Село Богдановка - совсем крошечное, жителей в нём меньше тысячи...
Но найти усадьбу-музей знаменитой художницы, не так-то легко...
Небольшой двор и беленькая хатка, почти во всём схожая со своими соседками, плохо согласуются с громким словом "усадьба". Дорогу по старинке приходится спрашивать. Народу же на улицах - негусто, сельский труд выходных не знает...
В своё время эту окраину села называли "Загреблей". Это волшебный уголок, где 7 декабря 1900 года Екатерина Билокур увидела мир, где сделала первые шаги по земле. Теперь тут улица, названная её именем.
В Богдановке всё выглядит почти так же, как сто лет назад, когда маленькая Катя, боясь услышать гневный окрик отца: "Наказал же Бог такой дочкой!", пряталась и самозабвенно рисовала - веточкой в дорожной пыли, углём на старой холстине...
Вопреки желанию родителей видеть ее простой крестьянкой, которая бы занималась домашней работой, в ней появилось нестерпимое желание стать художницей.
Катерина Билокур никогда не училась в школе. Заметив, что девочка сама научилась грамоте, отец решил: этого достаточно. Отсутствие аттестата об окончании семилетки стало непреодолимой преградой для поступления в Миргородский художественный техникум.
Ее не только не принимают, но и отказываются ознакомиться с ее работами. Однако Екатерина упорно продолжает открывать тайны живописи самостоятельно. Она научилась рисовать масляными красками, изготавливать самодельные кисти, грунтовать холст для своих произведений.
Рисовала преимущественно цветы, иногда и портреты. Однако все исследователи его творчества единодушно признаютвысокую философскую насыщенность, глубокое осмысление жизни в её картинах. Изображенные на ее полотнах цветы, овощи, предметы быта озарены ее необычным чувством цвета, оживлены ее филигранным мастерством и воспринимаются как величальный гимн природе, человеку.
Перед тем как начать работу над картиной, художница долго вынашивала замысел, изучала окружающую природу, тончайшие нюансы солнечного освещения. Она никогда не делала предварительных эскизов, этюдов с натуры, а, обработав замысел в воображении, быстро, словно на одном дыхании, выполняла его на полотне.
Родные увлечения рисованием Катерины не одобряли.
"В будни мне рисовать запрещалось. Только в воскресенье, после обеда, как управлюсь с хозяйством".. - позднее напишет она. Непонимание и враждебность окружающих толкнули девушку к попытке cамоубийства... Катерина осталась жива, однако, холодная речная вода сыграла свою роковую роль - болезнь ног сделала девушку инвалидом. Но Богом данный талант заставлял её работать вопреки боли. Самостоятельно делать кисти и создавать краски на основе свеклы, бузины, калинового сока...
Билокур боготворила цветы. Сорванные считала умершими и даже "хоронила". Рисовала с натуры, часто стоя на коленях, низко кланяясь каждой былинке. Всю свою жизнь художница верила, что каждому цветку на земле соответствует своя звезда на небесах...
Так рождались "Цветы за плетнём", "Георгины", "Пионы"..
Мир узнал об удивительном таланте художницы, когда ей исполнилось сорок.
Большую роль в открытии ее как талантливого художника сыграла Оксана Петрусенко. Билокур, услышав из репродуктора песню "Чи я в лузі не калина була" в исполнении певицы, написала ей письмо-исповедь души. Петрусенко взволновала судьба художницы, и благодаря заботам знаменитости о Билокур узнали в Полтавском доме народного творчества, заинтересовались творчеством оригинальной личности.
А потом были выставки в Полтаве, в Киеве, в Париже...
Стоя у картины "Царь-колос", потрясённый Пабло Пикассо произнёс: "Если бы у нас была художница такого уровня, мы бы заставили мир заговорить о ней!"
Однако, признание не слишком облегчило жизнь художницы...
Всю свою тяжелую жизнь, с 1900 по 1961 годы, Катерина так и прожила в маленьком домике в селе Богдановка.
В 1977 году в доме Катерины Билокур был открыт музей. Интерьер хаты выглядит так же, как и при жизни художницы. Ее мебель - длинные скамьи у стен, столы, кровать, сундук, как и много лет назад, они стоят на своих местах.
В целом эта усадьба поражает своей культурно-художественной ячейкой. Совмещенная идиллия творчества и жизни художницы.
Оригинальных работ Билокур здесь немного, они радуют зрителей в картинной галерее Яготина, в Киевском музее декоративно-прикладного искусства. Они неизменно вызывают восхищение отечественных и зарубежных специалистов, многочисленных посетителей.
"Она словно рассказывала миру, какой талантливый ее народ, как глубоко развито в нем эстетическое чувство, какая чувствительная его душа ко всему прекрасному в мире... До конца ее дней живопись, искусство остались для нее с эпитетом святое. Простая украинская женщина осознала его как свое высокое призвание. Олесь Гончар. 1975".
В доме же сохранились росписи, сделанные ученицей Ганной Самарской. На них изображены цветы...
И думается, что не мрамор и гранит, а живые цветы - лучший памятник гениальной художнице, творившей по велению сердца.