• Авторизация


Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка 12-11-2013 22:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lati Оригинальное сообщение

Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка

Оригинал взят у в Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка. Часть 2.
Фракийская культура достигла своего расцвета в VIII-XII в. до н.э. Торговые и социальные связи фракийцев с Грецией, греческими колониями и другими важными соседями были очень тесными. Благодаря этому во Фракии при дворах вождей возникали целые центры художественного промысла. Были распространены живопись, скульптура, и особенно тонкое производство золотых и серебряных изделий. Спрос рождал предложение. На фракийской земле  изготавливалось большое количество изделий из драгоценных металлов, благо золота и серебра здесь хватало в избытке. Болгарии везет на уникальные находки. В последние годы здесь найдено огромное количество не разграбленных склепов, захоронений фракийских аристократов и вождей. Археологи извлекли из глубин Времени множество бесценных произведений искусства и восхитительные ритуальные принадлежности из золота и серебра, украшенные сложным богатым орнаментом и неповторимыми по своей красоте и выразительности мифологическими сценами.

[показать]
Всего 77 фото

Далее вся информация об этих сокровищах – под катом...

Таким же и был клад из Панагюриште. Около двух с половиной тысяч лет назад Пловдив был важнейшим городом фракийского племени одрисов, и звался он Эльмольпия. В сорока километрах от него и находится Панагюриште, небольшой болгарский городок. Болгарские археологи говорят, что стоит здесь копнуть, как сразу найдется важный и ценный артефакт.
02.
[показать]

8 декабря 1948 года два брата, простые крестьяне, отправились на заготовку глины для производства кирпичей и только начав копать один из братьев извлек из земли вот эту ритуальную фиалу с рельефным орнаментом розетт, желудей и изображений голов эфиопов. Эта была плоская ритуальная чаша с омфалом (пупом земли, ритуальным средоточием всего сущего). Всего было извлечено девять тяжелых золотых ритуальных сосудов. Весило все это великолепие более шести килограммов! Конец IV в. до н.э. Листовое золото.
03.
[показать]

Амфора-ритон. Рельефная композиция на амфоре являет семь персонажей из трагедии Эсхила «Семь из Фив».
04.
[показать]
05.


[показать]


06.
[показать]
07.
[показать]

Ритон с головой Геры.
08.
[показать]

Ритон с головой Афины.
09.
[показать]

Ритон с головой Афродиты. Все три ритона, по всей видимости, изображают амазонок.
10.
[показать]

Ритон с головой барана. В центре композиции сидит Дионис и вакханка Эриопа.
11.
[показать]

Ритон с головой оленя. Эпизод изображенный на ритоне известен как «Суд Париса», где Парис выносит свой вердикт о том, какая из трех богинь Гера, Афина и Афродита обладает самой совершенной красотой… Как общеизвестно эта история с подачи Париса привела к жестокой Троянской войне.
12.
[показать]
13.
[показать]

Ритон с головой оленя. На нем изображены сцены схватки Тесея с Марафонским быком и поимка Гераклом Керинейской лани.
14.
[показать]

Ритон с протомой козла. В центре на троне сидит Гера. Слева от неё стоит Аполлон с луком, справа Артемида и между близнецами - Ника.
15.
[показать]

Болгарский археолог Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришел к выводу, что этот уникальный сервиз не был изготовлен во Фракии - родился он в ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Ученый пришел к этому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов и колоний. В основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет — статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Вот такая причудливая история и путь этого тщательно сбалансированного по своему набору ритуальных сосудов сервиза.
16.



[показать]




А это уже другие находки.
17.
[показать]

Ритон с протомой козла. Серебро, позолота. Греческая школа. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э.
18.
[показать]
19.



[показать]




В верхнем фризе ритона изображена сцена убийства Орфея.
20.



[показать]




Возможно этот ритон, как и множество других изделий, оказался во Фракии в качестве дипломатического дара – в период Пелапонесских войн афиняне отчаянно нуждались в военной поддержке одрисских  (фракийских) правителей.

Метафоры Орфея являют образ Учителя, посвящающего фракийцев-аристократов стать после смерти посредником между этим и тем миром. Сохранились следы святилища Орфея у подножия гор Родопи у с.Татул. Это был целый священный город с пещерными храмами и трех этажными зданиями. По преданию на его могиле – в скальной пещере, пересеченной пирамиде пророчествовала голова фракийского Орфея. Святилище существовало еще около 6000 лет назад, гораздо раньше, чем оракул в древнегреческих Фивах.
21.
[показать]

Канфар. Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.
22.
[показать]

Ручки прикреплены к устью двумя позолоченными атташами с изображением Силена, спутника и воспитателя Диониса. На сосуде изображена два мифа – о Диоскуриях и убийстве Орфея. Как мы видим миф об Орфее довольно популярный для тех времен. Орфей является самой яркой персонификацией эллинского взгляда на фракийскую древность, что явно подпитывает древнегреческое мифотворчество. Кстати, миф об Орфее появился на несколько веков ранее, чем его начали использовать в греческой мифологии.
23.
[показать]

Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Под устьем проходит фриз, на котором представлены лев и грифон. За ними два козла. В этом ритоне бросаются в глаза не пропорционально малые по размерам ноги оленя.
24.
[показать]
25.
[показать]
26.


[показать]



Фиала. Серебро, позолота. Начало III в. до н.э. С внутренней стороны фиалы на омфал посажена серебряная с позолотой эмблема головы сатира.
27.
[показать]

Изящная вещь…!
28.
[показать]
29.
[показать]

Это лебес. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э. Такие сосуды использовались на свадебных церемониях, также их дарили победителям состязаний. Не догадываетесь откуда пошли современные спортивные кубки?)
30.


[показать]



Любопытный полусферический сосуд с растительным орнаментом. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
31.
[показать]

Серебряный кувшин в форме еловой шишки. Серебро. IV в. до н.э. Найден в Могиланской могиле, г.Враца. Шишка интерпертировалась как вакхический символ. В обрядах связанных с Дионисом такие сосуды использовались как ритоны.
32.



[показать]



Краснофигурные лекифы. Лекифы – это сосуды характерной формы для благовоний и ароматических масел. По всей видимости лекифы использовались также и в погребальных обрядах, поскольку их находят в самих захоронениях.
33.



[показать]



Белофонный лекиф. Керамика. Около 460-450 гг. до н.э. На белом фоне изображена сцена «Посещение захоронения». Именно белофонные лекифи использовались исключительно в похоронных обрядах.
34.


[показать]



Лекиф краснофигурный. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь). Центральная часть таких изображенных сцен обычно являет Эрота и одну-двух женщин.
35.
[показать]
36.
[показать]
37.


[показать]



Килик. Серебро, позолота. V в. до н.э. На дне сосуда в лавровом венке изображена сцена отъезда Прекрасной Елены в Египет. По сюжету мифа Гермесу было поручено обмануть Париса, и Гермес создал мистический фантом Елены, который Парис и увез в Трою.
38.
[показать]

Килик. Серебро, позолота. Около 430 г. до н.э. Сюжет изображенный на дне сосуда представляет фракийца Орфея, который аккомпанирует себе на кифаре (лире). Он задумчиво созерцает перед собой юношу, что возлежит перед ним. Сюжет подчеркивает церемониальный мужской характер посвящений.
39.
[показать]
40.
[показать]
41.
[показать]

Кратер краснофигурный. Керамика. 435-420 гг. до н.э. Сюжет представляет из себя шествие с музыкой и танцами, характерное для праздников Диониса в древней Греции. Во Фракии Дионис – покровитель жизни и смерти в потустороннем мире.
42.
[показать]
43.
[показать]
44.
[показать]

Кувшин-амфора. Керамика. Середина  IV в. до н.э.
45.
[показать]

Кратер. Керамика. Вторая-третья четверть IV в. до н.э.
46.
[показать]

Кувшин с изображением Эрота. Керамика. 360-340 гг. до н.э.
47.
[показать]
48.
[показать]

Серебряная амфора. Серебро, позолота. Середина IV в. до н.э. Вертикальные ручки крепятся к горловине и основе амфоры атташами в виде головы Пана.
49.


[показать]



Канфар. Серебро, позолота. Середина V в. до н.э.
50.
[показать]

Терракотовые статуэтки. Керамика. IV-III в. до н.э.
51.
[показать]

Терракотовые маски с изображением Сатира и Аттиса во фракийском головном уборе. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь).
52.
[показать]

Чаша-рог в форме головы барана. Серебро, позолота. Начало III – I в. до н.э.
53.
[показать]

Изящная вещица. Какая тонкая работа!
54.
[показать]

Ритон в виде головы барана. Серебро, позолота. Около 410 г. до н.э.
55.
[показать]

Ритоны с завершение в виде головы барана были очень распространены в древнем мире. Очевидно это связано с популярностью мифа о золотом руне в те времена. Голова бараны выполнена с исключительной пластичностью и точностью. Техника гравировки и чеканки указывает на время изготовления на IV до н.э. и эллинским мастером. Вероятно, эти предметы изготовили в Элладе в качестве дипломатических даров фракийскому правителю.
56.
[показать]

А это вещи из погребения близ с. Синаморен. Середина III в. до н.э. В 2006 г. здесь было обнаружено одно из самых богатых захоронений эллинского периода. Оно было женским, и осуществлено после кремации. В еще теплый пепел было положено около 180 золотых и 30 серебряных предметов, множество керамических даров. Захоронение принадлежало, по все видимости, богатой фракийской аристократке.

Золотой венок. Венок состоит из ленты, в которую вставлены золотые листья, плоды и розетта цветка мака.
57.
[показать]

А это фото сделано через большую установленную увеличительную линзу. На пластине прямоугольной формы изображена миниатюрная скульптурная композиция колесницы с двумя запряженными конями. Управляет колесницей, держа поводья Ника – богиня Победы. Виртуозная и мастерская работа. К моему сожалению, снять так, чтобы передать все это совершенство этого истинного произведения искусства не совсем удалось.
58.
[показать]

Ожерелье. Золото. Использованы крупные подвески амфорообразной формы (5 шт.) и крупные и мелкие бусины (48 шт.). Мой взгляд надолго задержался на этом ожерелье. Чем дольше я всматривался в это украшение, тем отчетлевее перед моими глазами начинал вырисовываться смутный но конкретный образ этой женщины, затерянный во Времени… Необычное ощущение…
59.
[показать]

Совершенно чУдное ожерелье с подвеской в виде головы быка. Замечательно выполненная тонкая и изящная работа.
60.
[показать]

Диадема с пластиной в центре. По обеим сторонам пластины в орнаментальный рельеф вписана надпись на греческом языке «Мастер Диметриос сделал для Кортодзунтоса». В мире найдется немного текстов, относящихся к фракийскому периоду.

Представьте это диадему на голове прекрасной фракийской принцессы!... ЗдОрово!... Я представил)
61.
[показать]

Другие клады и более поздние…

Так называемая шейная гривна. Шейная гривна – это украшение в виде обруча, носившаяся на шее. Золото. III в. Замечательное украшение.
62.
[показать]

Золотой браслет. III в. Золотая округлая пластина в которую вплавлены золотые монеты римских императоров.
63.
[показать]

Массивный золотой браслет. Сколько золота на такой изящной женской ручке!)
64.
[показать]

Золотая крышка. Золото, халцедон. III в. Серьги, кольца, шпилька для волос, подвеска.
65.
[показать]

А это – трогательный клад женских украшений в сосуде в форме граната. Гранат является символом потустороннего блаженства. В мифологии он связан с Персефоной, которая не смогла устоять перед искушением и попробовала его из рук Аида, за что и была вынуждена проводить часть своего времени с ним. Во время элевсинских посвящений жрецы Диметры, матери Персефоны, были увиты веточками граната, и он для них был запрещен для употребления.
66.
[показать]

Серьги. Золото, халцедон.
67.
[показать]

Статуэтки-солонки. Серебро, позолота. Кроме того, они использовались для религиозных обрядов культа Ларов – покровителей домашнего очага и общины в целом.
68.
[показать]
69.
[показать]

Скульптурная голова Юлии Месы. Серебро. Первая четверть I в. Мать Юлии Соемии, бабушка римских императоров Гелиогабала (с 218 г.) и Александра СевЕра (с 222 г.).
70.
[показать]

Статуэтка Геракла. Серебро. II в.
71.


[показать]



Статуя Эрота. Бронза. II в.
72.


[показать]



Прекрасная работа!
73.
[показать]

А это декоративная пластина с бюстом Минервы в анфас в доспехах, на голове у неё коринфский шлем. Поверхность плиты занята богатым и затейливым резным и рельефным декором на тему сражений и участия в них богов. Возможно использовалась для украшения на боевой колеснице. Минерва – богиня мудрости в римском пантеоне, в греческом соответсвует Афине Палладе-воительнице. Медный сплав. II-III в.
74.
[показать]

И в заключении, так назывемая вотивные плиты с изображением Фракийского всадника (Хероса), архетипного образа фракийцев, как символа свободы, воинской доблести этого народа.
75.
[показать]

А в этом изображение не угадывается ли образ Георгия Победоносца!? По мне так угадывается)
76.
[показать]

Заключительной фоткой этой второй части моего рассказа о выставке Фракийского Золота захотелось сделать именно эту…
77.
[показать]


Источники:
Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.html
Фракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/
Информация о фракийцах как народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2
Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.html
Материалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: нажать сюда
О святилище Орфея: смотреть здесь http://www.letun.ru/guide/country/Bulgaria/articles/page/3/8348
Материалы самой выставки о фракийском золоте.


Часть 1 Фракийское золото. Ожившие легенды или тайны древнего народа.

© Vladimir d’Ar

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Madam_Irene 12-11-2013-23:20 удалить
Как мне нравятся такие находки!
Ответ на комментарий Madam_Irene # и мне то-же!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка | библиофилка - Дневник библиофилка | Лента друзей библиофилка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»