О картине Д.Э. Милле «Мариана»
Мариана на картине художника Д.Э. Милле встает, чтобы потянуться после долгого вышивания. Она само воплощение викторианского представления о средневековой женщине. Картина оформлена в готическом стиле, со стрельчатыми арками и витражными окнами, и обладает атмосферой таинственности и меланхолии, типичной для викторианских изображений средневековья.
Именно в 1830-50-е годы возник интерес к средневековью у прерафаэлитов.
Детали прерафаэлитов
Картина Д.Э. Милле демонстрирует мастерство художника в мельчайших деталях. Зритель почти может протянуть руку и коснуться мягкости бархатного платья, а драгоценные камни на поясе сверкают на фоне темно-синей ткани. Красивые витражи со сценами Благовещения заимствованы из окон часовни колледжа в Оксфорде. Даже мельчайшие детали, такие как маленькая мышка, бегущая по полу, и свет лампы у аналоя в углу, написаны достоверно, как и более заметные элементы картины.
Напряженная поза женщины заставляют нас задуматься о ее истории, а художнику викторианской эпохи всегда есть что рассказать.
«Мариана» - иллюстрация к стихотворению Теннисона, строки из которого были включены в каталог, когда картина была выставлена в Королевской академии в 1851 году:
«Влачился мирно скучный день.
Все было тихо, слышно лишь,
Как дверь скрипит, жужжит слепень,
Пищит под половицей мышь.
Но зов былого все властней
Звучал: то задрожит крыльцо,
То вдруг в окне мелькнет лицо
Из навсегда ушедших дней.
«Как жизнь пуста! — она сказала. —
Он не придет и впредь.
А я устала, так устала,
Уж лучше умереть!»
Стихи Альфреда Теннисона. (Перевод М. Виноградовой)
Вдохновение для стихотворения было взято в пьесе Шекспира "Мера за меру", ее героиня Мариана была заперта в замке, окруженном глубоким рвом, в течение многих лет. Ее приданое было потеряно в море во время шторма, поэтому любимый отверг девушку.
Картина Джона Эверетта Милле была выставлена в Королевской академии в 1851 году. Критики ее восприняли довольно холодно.
В "Мариане" художник-прерафаэлит Д.Э. Милле создал выразительный женский портрет. Зритель чувствует, как расслабляются ее ноющие мышцы, когда она откидывается назад, но мы также отчетливо ощущаем одиночество девушки.
По материалам статьи доктора Ребекки Джеффри Исби.
***