Италия на волжских берегах. Волжский мортуарий
Волжский Мортуарий (г. Волжский Волгоградской области), хоть и дышит на ладан, в последние годы стал звездой интернета. Зачастил туда взыскующий пилигрим, ну и мы на днях проинспектировали. Что же это такое? Да все просто, итальянское Cimitero Monumentale.
Итальянские монументальные кладбища родились в ходе секулярной политики Наполеона, который издал Указ о строительстве специальных кладбищ за городской чертой, вне территорий древних храмов и монастырей, где до того веками хоронили. Целью была эпидемиологическая безопасность и регулирование процесса погребений растущего городского населения. Так и возникли оформленные колоннадами ансамбли кладбищ с центральной капеллой и галереями для надгробий наиболее именитых сограждан.



Большие и малые, простые и сложные, классические и неоготические, но все по одному шаблону. Наполеоновские архитекторы в поисках формы отталкивались от клуатров с галереями старых монастырей и внутренних дворов античных вилл, ставших колонными залами под открытым небом. Уже в наполеоновские времена тема пришла и в Россию (например, мавзолей князей Волконских в Суханово). Первое русское Cimitero Monumentale спроектировал ученик миланской Академии Брера - Доменико Жилярди.
Ну, а волжский Мортуарий - неожиданное советское эхо старого итальянского сюжета. Хотя почему неожиданное? Берешь капеллу и превращаешь ее в торжественный зал для прощания, со своим алтарем - трибуной для выступлений. Перед трибуной - постамент для гроба. Советский человек, житель нового города Волжского, должен уходить в мир иной достойно, под звуки поминальных речей соратников.


5.

6.

7.

8.

9.


12.


Дом культуры Сталинградгидростроя в г. Волжский
В этом городе, основанном в 1951 году и отстроенном как единый ансамбль, воплотилось немало и иных идеальных формул на основе классики. Дом культуры в виде Парфенона, Пропилеи при въезде, палладианские угловые ротонды, парк с беседками, лестницы, фонтаны и т.д. Так что само появление в этом ряду главного погребального сооружения не вызывает удивления, в городе продумали все, от начала до конца земной человеческой жизни.
Нигде в сети не встречается имя автора Мортуария. Вопрос надо изучать на документах, они где-то лежат. Позволю предположить авторство. Город строителей и работников Волжской ГЭС, созданный энергией главы Сталинградгидростроя Федора Логинова, проектировал институт Гипрогор. План с системой главных улиц и площадей нарисовал Владимир Семенов-Прозоровский. А вся фасадная часть, т.е. проектирование конкретных зданий и комплексов в Волжском 1950-х, принадлежала архитектору Гипрогора Вениамину Наумовичу Гугелю.
Он - главный проектировщик Дома культуры Сталинградгидростроя в центре Волжского. Стиль Мортуария перекликается с другими постройками Гугеля в Волжском.
О Гугеле известно мало, хотя его фонд лежит в РГАЛИ, а какие-то чертежи хранятся в Музее архитектуры имени Щусева.
В. Н. Гугель - участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Он родился в 1912 году в Краснинском районе Смоленской губернии, войну закончил капитаном артиллеристом. Когда Гугель был привлечен к строительству Волжского, ему было около 40 лет. В 1958 он в соавторстве с архитектором Р.М. Торговник издал книгу о городе Волжском. Когда умер, неизвестно.
Мортуарий сейчас стыдливо и бесполезно обмотан полосатой ленточкой, как бы запрещающей доступ ввиду аварийности. Жаль, если город Волжский не сохранит такую редкую и своеобразную достопримечательность....
Источник: Закрома родины
https://www.facebook.com/groups/165474354875835/posts/599840008105932/
***
[511x700]