Тропинин Василий Александрович принадлежит к великолепной плеяде русских художников первой половины 19 века. Все его творчество проникнуто русским национальным духом: чувством национального пронизаны и его многочисленные портреты современников, и типичные бытовые сцены и образцы русской жизни.
И это несмотря на то, что Тропинин В.А. испытал огромное влияние французского художника Жан Батиста Грёза, с которым его объединяло мировоззрение – сентименталистской-просветительского. Сюжеты многих работ Василий Александрович позаимствовал у кумира. В их числе картина “Девочка с яблоком”, единственно сохранившаяся работа академического периода (1800-е гг.), написанная под влиянием одноименной картины Ж.Греза.
Серов "Девочка с персиками"
Тропининская картина – это своеобразная русская интерпретация популярного образа французского сентиментализма – головки Грёза “Девочка с яблоком”. Внешне картины очень похожи – Тропинин повторяется в сюжете, композиции, даже в повороте головы и тела девочки.
Покупка яблок у разносчика. В то же время тропининская картина глубоко оригинальна – она полна жизни в отличие от образа грезовской девочки, лишенной индивидуальных черт, представляющей собой абстрактное воплощение миловидной сентиментальности и чувственности. У Тропинина же мы видим портрет живой девочки, скорее всего крепостной.
Тропинин "Девочка с яблоком"
Харламов "Девочка с яблоком"
Изящную чувственную, откинутую в экстазе головку девочки с портрета Ж.Греза, Тропинин В.А. заменяет печальным личиком с задумчивым взглядом, устремленным куда-то вдаль, что выдает недетскую судьбу этой девочки. Душевная мягкость, характерное свойство тропининского искусства достигается в картине в том числе и колористическим решением: золотисто-оливковым тоном картины, на свету переходящим в желтый, в тенях – в зеленоватый, а на фоне становящийся темный. Особо выделяется на этом фоне розово-белильный цвет яблока в руке девочка, являющийся цветовым акцентом картины.
Пол Келли "Купание обнаженной девушки"
Искусствоведы отмечают, что эта работа не совершенна, в ней допущены ошибки в цветовом решении, имеются нарушения пропорций, в обрисовке формы яблока, будто не живого, выточенного как бы из дерева и др. Однако уже в этой ученической картине уже ясно проявляются характерные особенности будущей тропининской манеры письма.
Тропинин "Девушка с яблоком"
К яблочной тематике Тропинин В.А. возвращается в 1830-е годы, когда он пишет работу «Покупка яблок у разносчика. Этюд. 1830-е гг.». Этюд выполнен не так тщательно, как другие работы автора, но в нем передана сама жизнь: она сквозит в движениях девушки, в осторожном любопытстве, с которым она выбирается яблочки.
В следующий период творчества (1840-1850-е гг.) Тропинин В.А. от сентиментально-восторженного отражения жизни в своих ранних полотнах переходит к реалистическому показу тяжелой жизни простолюдинов. Однако женские фигуры по-прежнему остаются привлекательными, обаятельными и поэтичными. В это период создаются такие полотна женской тематики, как "Гитаристки" (1839), "Женщины в окне (Казначейши)" (1841), изображений девушек — "Девушка с яблоком", "Девушка с горшком роз", "Девушка со свечой и кофейником" (все 1850-е гг.). В картине "Девушка с яблоком" дан аллегорический образ женского – искусительного начала – в виде яблока.