
В народе этот день считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц). И первая из них – жаворонок.
Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.
Прилёт жаворонка связывался с приходом весны, именно они на своих крыльях и приносят весну.
https://www.youtube.com/watch?v=X2BPGjGWnDM Песня жаворонка П.И.Чайковский
Жавороночек на приталинке,
Распевает, распевает,
Он зовёт себе, он зовёт себе,
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле,
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море,
Укатиться, укатиться.
*
Жаворонки-жавороночки!
Перепёлки-переплочки!
Прилетите к нам, принесите нам,
Весну тёплую, лето плодородное.
Весну с дождём, лето с травами.
Весну с солнышком, лето с зёрнышком.
*
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое!
Унесите от нас зиму холодную,
Нам зима холодной надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
*
Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто (2 кг. муки, 50 г. дрожжей, 250 г. растительного масла, стакан сахара, 0,5 литра воды, немного соли), в качестве смазки — сладкий крепкий чай.
Печенье давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям и приговаривали:
Ой, вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Печенье затем давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели».
Потом раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая фигурки «жаворонков» громко кричать закличку.
Жаворонки - ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Конфетки на ветке! Весну-красну! Лето тёплое!
Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Ещё, детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну.
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая.
Да про ту ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.
*
Чивиль-виль-виль, Жавороночек!
Прилети к огням, принеси ты нам,
Ты весну-красну, красно солнышко,
Тёпло летушко, зелёный покос,
Унеси сухой мороз!
***
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку, тёплу гнёздышку!
***
Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам…
Иногда, в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы – колечко, пуговицу, монетку. А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.
Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы ещё бывали сильны. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков — «сороки святые, колобаны золотые». Их полагалось по одному выбрасывать из окна в течение 40 дней.
Наблюдали в этот день за погодой: если на Сороки тепло, то так же будет ещё в течение 40 дней. Тёплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Сорок сороков, напротив, обещал урожай — особенно проса.
*************************************************************************************
22 марта Православная Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.
В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убеждённым язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан своё войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай,ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов, вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и, снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твёрдо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.
В темнице воины провели ночь в молитве и, снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалёку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лёд растаял, и вода в озере стала тёплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин!» - и присоединился к мученикам.
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть всё до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон ещё дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Причиной, вызвавшей заточение, а потом и смерть воинов-мучеников, было принуждение поклониться идолам. По преданию, находясь в темнице, святые продиктовали своё завещание некому юноше по имени Евноик. Именно из «Завещания» известны имена сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.