Это цитата сообщения
Марина_Ушакова Оригинальное сообщение«Христос в пейзажах»: евангельский цикл Василия Поленова

Илья Репин. «Портрет В. Д. Поленова», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов прославился как пейзажист — его картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» стали основой для развития русского пейзажа настроения. Однако главным делом своей жизни художник считал евангельскую серию — цикл из 72 картин, повествующий о земной жизни Христа-человека. Уделяя большое внимание пейзажам и их исторической достоверности, Поленов совершил два путешествия на Восток, а серию даже называл «Путь Христа в пейзажах».
«Ничто меня так не поражает, как образ Спасителя»

Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 годы, Государственная Третьяковская галерея
Еще подростком Поленов был поражен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу»: отец, Дмитрий Васильевич, несколько раз водил детей приобщиться к шедевру, на который художник потратил двадцать лет жизни. Вероятно, именно под влиянием картины Иванова будущему живописцу приходит идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
«Ничто меня так не поражает, как образ Спасителя».
Василий Поленов

Василий Поленов. «Воскрешение дочери Иаира», 1871 год, музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
К евангельской теме Поленов впервые обращается еще во время учебы в Академии художеств. За конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира» начинающий художник получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу за счет Академии.
Здесь Поленов пробует себя в разных родах живописи: пишет исторические картины и жанровые сцены, пейзажи и марины, портреты и натюрморты. В итоге художник решает: «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
Начало положено: первое путешествие на Восток

Василий Поленов. «Источник Девы Марии в Назарете», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1881–1882 годах Василий Поленов отправляется в свое первое путешествие на Восток: в Египет, Сирию и Палестину. Цель поездки — посещение связанных с земной жизнью Иисуса Христа мест и сбор художественного материала для задуманной масштабной картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». По убеждению художника, природа, архитектура и типажи на Святой Земле не сильно изменились за прошедшие почти 19 столетий.

Василий Поленов. «Олива в Гефсиманском саду», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из поездки Поленов привозит множество набросков, этюдов и зарисовок, но, не удовлетворившись результатом, отправляется в Италию — ведь и Александр Иванов писал библейские пейзажи с итальянских. Наконец, спустя два десятилетия, художник завершает картину в Москве, в доме Саввы Мамонтова. Картина, положившая начало евангельскому циклу, была представлена публике на 15 выставке передвижников.

Василий Поленов. «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Авторское название картины — «Кто из вас без греха» — не пропустила цензура. Новое наименование «Христос и грешница» добавило переживаний художнику: «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». Несмотря на сомнения цензоров, которых смущало неканоническое изображение Христа, и двоякое мнение критиков, картину сразу купил император Александр III.

Василий Поленов. «Христос», этюд, 1888 год, Екатеринбургский музей изобразительный искусств, Екатеринбург
Христа Поленов написал с Исаака Левитана, постаравшись подчеркнуть человеческую сущность персонажа: это учитель, странник, мудрец и проповедник, лишенный божественных символов и черт, сын человеческий и человек. Владимир Короленко так описал Христа Поленова: «Человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».
Зрителю сложно с первого взгляда различить Иисуса в кругу учеников: это результат впечатления Поленова от книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», художественной биографии Христа-человека.
Доискаться исторической правды: второе путешествие на Восток

Василий Поленов. «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Грандиозный замысел художника — создание живописной биографии Христа-человека — потребовал второй этнографической поездки на Восток. Художник собирается в путь весной 1899 года и тщательно составляет маршрут: он знает, что ему необходимо увидеть. В плане — Иерусалим, Сихем, Назарет, Тивериада, Бейрут и Смирна. Кроме известных христианских святынь, Поленов посещает коптские деревни и знаковые природные объекты и без устали делает наброски и зарисовки.

Василий Поленов. «Привели детей», 1900-е годы, Самарский областной художественный музей, Самара
Художника интересует каждая деталь: руины храмов и характер колонн, колодцы и лица, пейзажи и архитектура, быт простых людей и портики дворцов правителей прошлых эпох. Поленов настойчиво ищет немых свидетелей земной жизни Христа — и находит нечто большее.
«Суровая Иудея, Иерусалим с его гробницами и великими сказаниями. Дальше Иудейская пустыня, Мертвое море, Иерихонская долина, зеленые берега Иордана. Потом Самария с ее поэтическим колодцем Иакова и развалинами классических портиков и дворцов. Наконец, красивая цветущая Галилея с ее чудным голубым озером, берега и воды которого слышали величайшие слова, сказанные на земле — изречения Христа!..»
Василий Поленов
Не Бог, но человек: Иисус в мировосприятии художника

Василий Поленов. «Мечты (На горе)», 1890–1900-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Цикл картин «Из жизни Христа» — это последовательная художественная фиксация биографии земного человека. Максимальная историческая достоверность и психологический реализм, фактически перевод Евангелия на язык реализма — вот каков замысел художника, воплощенный со всей силой и страстью его дарования. Христос для него — реально существующий человек, пример высшей гармонии, духовного совершенства и красоты гуманистических идей.
«Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем… В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он себя постоянно называл, а по величию духа — Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ».
Василий Поленов
Соблюдение канонов христианской иконографии в изображении Иисуса исказило бы замысел художника: показать Христа таким, каким он был в действительности. Поэтому Сын Божий у Поленова ближе к восточному мудрецу, учителю, страннику или отшельнику, нежели к Мессии, а написанный ярким, светлым колоритом идеальный пейзаж зачастую главенствует на картине, перетягивая внимание зрителя от персонажа к природе.
«Результат труда моей жизни…»

Василий Поленов. «Тайная вечеря», 1890–1900-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работу над евангельским циклом «Из жизни Христа» Василий Поленов завершает в 1909 году. Именно его, а не «Московский дворик» и создание пейзажа настроения, художник считал делом всей своей жизни.
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах, я всегда мечтал об этом, и вот результат труда моей жизни».
Василий Поленов
По замыслу Поленова, семьдесят две картины цикла хронологически делятся на шесть разделов. В дополнении к живописному описанию жизни Иисуса художник работал и над словесным его выражением — рукописью «Иисус из Галилеи», сводом евангельских текстов и новозаветных сказаний о Христе, дополненных собственными примечаниями.
«На самом деле было так, как здесь представлено..»

Василий Поленов. «Иаков и Иоанн», 1885 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Выставка картин из евангельского цикла впервые состоялась сразу после завершения масштабной работы, в 1909 году. Интересно свидетельство пейзажиста Якова Минченкова, который цитирует слова рабочего — посетителя выставки: «Нас учат, что Христос был бог, его окружали ангелы, он преображался, воскресал и возносился, а на самом деле было так, как здесь представлено: он плотничал, знался с самым простым народом, а архиереи его оплевали и власть распяла. Он умер за то, чему учил, и больше ничего».
Историческая правда, к которой так стремился художник, нашла отклик в сердце зрителей.
Как продавали Христа: от 5,7 тысяч до 1,9 миллионов долларов

Василий Поленов. «Голгофа (Стояли вдали…)», 1909 год, частная коллекция
В тяжелое для Советской России послереволюционное время большая часть картин из евангельского цикла Поленова была вывезена в Америку и там распродана. Игорь Грабарь, участвовавший в «распродаже» русского искусства на нужды большевиков, писал жене из Нью-Йорка: «Был Крэн; пришел уже часов в 8 вечера и купил еще на 5700 долларов. Правда, опять Поленова, но все-таки очень большие и крайне нам нужные деньги». Нетрудно угадать, что денег этих Поленов не увидел.
Неинтересные советской власти картины из жизни Христа осели в руках частных коллекционеров. А 29 марта 2023 года на аукционе Bonhams одна из этих картин, «Голгофа (Стояли вдали…)», была продана за рекордные 1,9 миллионов долларов.
Возможность проследить историю земной жизни Иисуса Христа в трактовке Василия Поленова и увидеть оригиналы картин из евангельского цикла, эскизы и наброски предоставляют ведущие музеи России — Государственный Русский музей и Третьяковская галерея. Банк ВТБ является многолетним партнером этих музеев, поддерживает их развитие и яркие культурные проекты.
отсюда