Ныне насчитывается немногим более трёх десятков домонгольских, то есть написанных ещё до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, написанная в 1157 году по указу благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского после того, как ему явилась Пресвятая Богородица, позже прославленного в лике святых. Некоторые искусствоведы считают её и вовсе первой русской иконой, ибо до той поры все иконы привозились на Русь из Византии.
Вот эта икона.
Ряд натюрмортов связан с темой красного угла. Любопытная деталь: из тех работ, что мне попались, красный угол – часть деревенской избы. Изображений красного угла в городском доме не встретилось. Смотрите, с какой любовью и знанием крестьянского быта написаны работы М.Д. Разиной, Н.П. Крутовым, Г.Л. Чайниковым. Икона украшена вышитым полотенцем, под ней скромное подношение – букет полевых цветов. А есть другие натюрморты, где иконам сопутствуют книги. И книги эти – особые: Евангелие, жития святых, молитвословы. В одной из книг угадывается иллюстрация, где изображено Распятие Христа. Книгам сопутствуют то свеча, то керосиновая лампа, а то гусиное перо.
Но есть и другие натюрморты, где иконы воспринимаются несколько иначе. И сопутствуют им уже другие предметы. Рядом с одними иконами находится культовая пища – куличи и писанки. А другие натюрморты повествуют о сочетании двух миров – сакрального и профанного. Именно такие сюжеты писал русский художник Вячеслав Григорьевич Кубарев (1941-2018 гг.). В центр сюжета он помещал предмет искусства (именно так и воспринимается в его работах икона), а вокруг него располагаются предметы домашнего обихода, вплоть до банок с соленьями. Посмотрела другие работы живописца, в них транслируется эта же композиция. Только вместо иконы изображены картины или стоят статуэтки.