"Красота – страшная сила!" говорит героиня Раневской в фильме "Весна". А принадлежат эти строки поэту Семёну Надсону(1862-1887). Он – автор стихотворения "Дурнушка".
Бедный ребёнок, - она некрасива!
То-то и в школе и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна!
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, -
Не наделила одним - красотой...
Ах, красота - это страшная сила!..
Еще одно трогательное стихотворение, посвященное некрасивой девочке принадлежит перу Николая Заболоцкого
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Два стихотворения - трогательные, философские, содержательные. Были бы они таковыми, если бы воспевали красоту?
Вряд ли. Красота– понятие со знаком "плюс", она манит и вдохновляет. Ведь красота спасет мир, не так ли? Хотя... какую красоту
имел в виду Достоевский? Внешнюю или внутреннюю? Это риторический вопрос. По крайней мере для тех, кто знаком с творчеством
писателя. Как бы мы не ценили духовную красоту, возвышая ее над внешней, именно последняя имеет немаловажное значение для людей, особенно для женщин. Сейчас с этим стало проще – люди научились исправлять ошибки природы. Хирурги, словно скульпторы,
совершенствуют человеческие лица. Эти операции приобрели такой массовый характер, что невольно думаешь: а не станет ли
скоро носить " свое", несовершенное лицо считаться моветоном, приравниваться к нечищенным ботинкам , плохим зубам
и прочим признакам неряшливости, оскорбляющим эстетические чувства окружающих? Мы всё ждем времени, когда духовная красота,
интеллект будут цениться выше, но такое время не наступает. Награда за духовное богатство – лишь внутреннее ощущение
самодостаточности и гармонии. Это личное, индивидуальное, скрытое от посторонних глаз. Да и все разговоры о духовной красоте
и богатом внутреннем мире теряют свою ценность для некрасивой девочки, когда та подходит к зеркалу. Вот тогда и увиденное в зеркале тяжелым камнем ложится на сердце. Некоторые привыкают, не переживают,а для остальных существуют кудесники-хирурги.
Потребность ли в любви и во внимании окружающих толкает на это? Становятся ли они счастливыми после этого?
"...я уродиной родилась. И всю жизнь была уродиной. Ты, Ingles, ничего не понимаешь в женщинах.
Ты знаешь, каково это женщине — быть безобразной? Знаешь, каково это — быть уродиной всю жизнь,
а чувствовать себя красивой? Чудное это чувство.
...Смотри, ведь я уродина. А все же и в уродине бывает что-то такое, от чего мужчина слепнет,
когда полюбит. Слепнет и он, и ты сама тоже. А потом приходит день, когда ни с того ни с сего
он вдруг видит, что ты уродина, как оно и есть на самом деле, и перестает быть слепым,
и тогда ты тоже видишь себя такой, какой он тебя видит, и то, что в тебе было, уходит,
а вместе с этим уходит и мужчина.
...потом проходит немного времени, и вот у тебя,
даже если ты такая уродина, как я, такая, что хуже и не придумаешь, опять появляется
и потихоньку растет это «что-то» — дурацкое чувство, будто ты красивая. Растет и растет,
точно кочан капусты. А потом, когда оно уже совсем окрепнет, попадаешься на глаза другому
мужчине, и ему кажется, что ты красивая, и все начинается с самого начала.
Теперь уж, я думаю, у меня это прошло навсегда, но кто знает, может быть,
и еще раз так случится."
Это -- монолог Пилар, георини из романа "По ком звонит колокол" Э. Хемингуэя. Не люблю слов "уродина" и "дурнушка",язык не повернется кого-либо так назвать. Даже Пилар, несмотря на все старания писателя, и дар убеждения, я представляю красивой темноволосой женщиной. Не знаю, может характер и харизматичность Пилар не дают мне думать о ней по другому? Получается, внутренний красота побеждает, берет верх и затмевает оболочку, у которой недолгий век. ...