Война — это не только столкновение армий на поле боя, но и работа разведгрупп, которые добывают ценные сведения и выходят на смертельно опасные миссии в тылу врага. Эта часть войны, как правило, секретна, защищена соответствующими грифами, а достоянием общественности становится лишь спустя много лет. Но в 1960-е этот гриф уже стал в каких-то случаях неактуален, и начали выходить фильмы, посвященные нашим разведчикам, действовавшим в глубоком тылу врага.
В начале 1960-х советская разведка рассекретила документы, которые касались спасения польского Кракова от задуманного немцами разрушения группой советских разведчиков. Этими документами заинтересовался писатель и журналист Юлиан Семенов, который на их основе написал роман «Майор Вихрь» (в реальности у командира группы был позывной «Голос»), который стал частью цикла произведений про Исаева-Штирлица. В романе Штирлиц помогает разведчикам, один из которых был его сыном; в фильме Евгения Ташкова эту линию убрал сам Семенов, который был автором сценария. В основном же все события, показанные в картине, соответствуют тому, что было на самом деле — высадка группы прошла неудачно, Вихрь попал в руки гестапо, но сумел сбежать, радистку Аню тоже захватили после выхода в эфир, но ей удалось перевербовать одного из немцев. В финале разведчики выполнили поставленную задачу и предотвратили взрыв Кракова. Позже об этих событиях упоминалось в сериале «Семнадцать мгновений весны».
Это первый фильм трилогии о советских разведчиках, сумевших парализовать деятельность секретной немецкой разведшколы «Сатурн». В этой части речь идет о самом проникновении в ту школу — главный герой становится «своим» под вымышленной фамилией Крамер (его играет Михаил Волков). Во второй части «Конец „Сатурна“» Крамер продолжает игры с немцами и помогает советскому командованию, а в третьей (фильм «Бой после победы») — разоблачает происки американцев, решивших использовать нацистов против СССР, и возвращается на родину после нескольких лет нелегальной работы.
Четырехсерийный фильм Владимира Басова о советском разведчике-нелегале Александре Белове (своего рода Штирлице), который под именем Иоганна Вайса смог закрепиться в немецкой службе безопасности и получить доступ к секретным сведениям. Главного героя сыграл Станислав Любшин, а роль его приятеля досталась Олегу Янковскому, для которого это была первой работой в кино. «Щит и меч» выходил в прокат осенью 1968-го, по две серии; общая аудитория картины превысила 114 млн человек, а две первые серии стали лидерами года.
Самый известный и переживший время советский сериал о разведчиках. Главный герой — Штирлиц, он же — советский нелегал Максим Исаев, которого блистательно сыграл Вячеслав Тихонов. Время действия — весна 1945 года, когда советские войска вели бои на подступах к Берлину. У Штирлица же другая задача — не допустить сепаратных переговоров нацистов с американцами и англичанами, а также он должен спасти свою связистку и агентов, на след которых вышли его «коллеги», в том числе и шеф гестапо Мюллер (которого сыграл Леонид Броневой). «Семнадцать мгновений...» сняла Татьяна Лиознова по одноименному роману Юлиана Семенова.
Этот фильм также основан на реальных событиях о работе советских разведчиков-нелегалов в оккупированном немцами Таллине; в основу сценария положена книга Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция „Викинг“», написанная с использование настоящих документов. По сюжету, действие происходит в 1942 году. Сотрудник немецкого абвера Шоссер (Игорь Васильев) затевает сложную игру, которая должна закончиться передачей советскому командованию недостоверной информации о вступлении Японии в войну на стороне Германии; цель игры — срыв наступления под Сталинградом. В сети Шоссера попадает советский разведчик Скорин (Олег Даль), который вынужден пойти на сотрудничество. В итоге оказывается, что у Скорина была своя собственная игра — тот самый «вариант „Омега“», — и он полностью переиграл Шоссера, который становится агентом советского разведчика.
https://aif.ru/culture/movie/vas-ya-poproshu-ostat...ye-razvedchiki-sovetckogo-kino