• Авторизация


Классик русской литературы Александр Александрович Блок 23-03-2014 23:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[220x312]



Александр Александрович Блок


 


 


«Ночь, улица, фонарь, аптека…»




Ночь, улица, фонарь, аптека,


Бессмысленный и тусклый свет.


Живи еще хоть четверть века –


Все будет так. Исхода нет.




Умрешь – начнешь опять сначала


И повторится все, как встарь:


Ночь, ледяная рябь канала,


Аптека, улица, фонарь.




10 октября 1912


Александр Александрович Блок —русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.


Александр Александрович Блок родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 г. в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Отец, Александр Львович, был юристом, профессором права Варшавского университета; мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, была переводчицей.


Родители Александра Блока разошлись еще до рождения сына, и он воспитывался в семье своего деда Андрея Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета, проводя ежегодно летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. Сочинять стихи, как написал Блок в своей автобиографии, он начал в пять лет. В детские и отроческие годы он "издавал" рукописные журналы (в одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов.


В 1889 г. мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию и учился там до 1898 г.


"Серьезное писание", как выразился сам поэт, началось лишь после окончания гимназии. 1898-1900 гг. были периодом накопления опыта и поэтического самоопределения Блока.


Окончив гимназию, Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 г. перешел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета (окончил в 1906 г.).


«Сижу за ширмой. У меня…»




Сижу за ширмой. У меня


Такие крохотные ножки…


Такие ручки у меня,


Такое тесное окошко…


Тепло и темно. Я гашу


Свечу, которую приносят,


Но благодарность приношу…


Меня давно развлечься просят,


Но эти ручки… Я влюблен


В мою морщинистую кожу…


Могу увидеть сладкий сон,


Но я себя не потревожу:


Не потревожу забытья,


Вот этих бликов на окошке…


И ручки скрещиваю я,


И также скрещиваю ножки.


Сижу за ширмой. Здесь тепло.


Здесь кто-то есть. Не надо свечки.


Глаза бездонны, как стекло.


На ручке сморщенной – колечки.




18 октября 1903


Во время учебы в университете Александр Блок серьезно увлекся театром, играя некоторое время в составе труппы Петербургского драматического кружка, и даже серьезно задумывался над актерской карьерой.


Летом 1898 г. произошла встреча Блока с его будущей женой Любовью Менделеевой, ставшая событием в жизни поэта. Другим событием стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева, под влиянием которого Блок воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный "мистический роман". Главным символом его ранней лирики стал образ Прекрасной Дамы.


С начала 1900 г. Александр Блок сближается с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.


В 1903 г. в журнале "Новый Путь", которым руководил Мережковский, появилась первая подборка стихотворений Блока ("Из посвящений"). В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме".


В январе 1903 г. Блок вступил в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность и родство духовных поисков.


В августе 1903 г. состоялось бракосочетание Александра Блока и Любови Менделеевой.


«Многое замолкло. Многие ушли…»




Многое замолкло. Многие ушли.


Много дум уснуло на краю земли.




Но остались песни, и остались дни.


Истина осталась: мы с тобой – одни.




Всё, что миновалось, вот оно – смотри:


Бледная улыбка утренней зари.




Сердце всё открыто, как речная гладь,


Если хочешь видеть, можешь увидать.




Июнь 1903


В октябре 1904 г. вышла книга Александра Блока под названием "Стихи о Прекрасной Даме".


В стихах 1904-1906 гг. Блок отошел от отвлеченных юношеских мечтаний, ища взамен иные, земные ценности, что нашло свое отражение в стихах, которые вошли позднее в цикл "Город": "Митинг" ("Он говорил умно и резко..."), "Поднимались из тьмы погребов...", "Еще прекрасно серое небо...", "Вися над городом всемирным...", "Сытые" ("Они давно меня томили...").


В период 1905-1907 гг. прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось интересом к ним, что было выражено в сборниках "Нечаянная радость", "Снежная маска", "Земля в снегу", "Ночные часы". В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: "Балаганчик" (1906), "Король на площади" (1906) и "Незнакомка" (1907), а позже еще две драмы - "Песня Судьбы" (1908) и "Роза и Крест" (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей: "Безвременье", "Народ и интеллигенция", "О современном состоянии русского символизма" и др.


Блок на время порывает с Андреем Белым и Мережковскими, стремится установить связи с горьковским "Знанием", принимает участие в дискуссиях по актуальным вопросам: о народе и интеллигенции, о судьбах России, о роли искусства.


«Я помню длительные муки…»




Я помню длительные муки:


Ночь догорала за окном;


Ее заломленные руки


Чуть брезжили в луче дневном.




Вся жизнь, ненужно изжитая,


Пытала, унижала, жгла;


А там, как призрак возрастая,


День обозначил купола;




И под окошком участились


Прохожих быстрые шаги;


И в серых лужах расходились


Под каплями дождя круги;




И утро длилось, длилось, длилось…


И праздный тяготил вопрос;


И ничего не разрешилось


Весенним ливнем бурных слез.




4 марта 1908


Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".


В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, поехал в Варшаву, но не застал его в живых. Получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 г. он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена).


После выхода в 1911 г. сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное "Собрание стихотворений", которое вышло в 1911-1912 гг. в московском издательстве "Мусагет". Каждый том имел символически значимое заглавие: I - "Стихи о Прекрасной Даме", II - "Нечаянная Радость", III - "Снежная ночь".


«Как тяжело ходить среди людей…»



Там человек сгорел


Фет



Как тяжело ходить среди людей


И притворятся непогибшим,


И об игре трагической страстей


Повествовать еще не жившим.




И, вглядываясь в свой ночной кошмар,


Строй находить в нестройном вихре чувства,


Чтобы по бледным заревам искусства


Узнали жизни гибельной пожар!




10 мая 1910


К 1915-1916 гг. творческая активность поэта заметно снижается. Помимо личных, на это повлияли и объективные причины, в первую очередь, начавшаяся летом 1914 г. первая мировая война. В то время Блок работал над поэмой "Возмездие", но завершить ее не успел: в июле 1916 г. он был призван в армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок работал редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте - книга "Последние дни императорской власти", 1921).


После 1916 г. Блок переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты. На протяжении всего 1917 г. Блок не создал ни одного поэтического произведения.


Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Именно в это время он пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью "Интеллигенция и революция", в которой выступил с призывом принять революцию, поэму "Двенадцать"(1918) и стихотворение "Скифы" (1918).


В последние годы жизни Блок вёл большую общественную работу: в сентябре 1917 г. он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 г. сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 г. был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград), одновременно став членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 г. стал председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.


Александр Блок выступал с докладами, статьями, речами ("Катилина", 1918, "Крушение гуманизма", 1919, "Гейне в России", 1919, "О назначении поэта", 1921, "Без божества, без вдохновенья", 1921). Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, "революционном" варианте.


В 1920-1921 гг. Блок несколько раз выступал с чтением своих стихов в Москве. Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).


«Скрипка стонет под горой…»




Скрипка стонет под горой.


В сонном парке вечер длинный,


Вечер длинный – Лик Невинный,


Образ девушки со мной.




Скрипки стон неутомимый


Напевает мне: «Живи…»


Образ девушки любимой –


Повесть ласковой любви.




Июнь 1903. Bad Nauheim.


В 1920 г. у Блока появились первые признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов.


Александр Блок скончался 7 августа 1921 г. в Петрограде от болезни сердца и нервного расстройства. В 1944 г. прах поэта был перенесен со Смоленского на Волково кладбище.


С 1970 г. ежегодно в первое воскресенье августа в Солнечногорске, Шахматове, Тараканове Московской области проводится Блоковский праздник поэзии.


[показать]


Одно из последних стихотворений Блока. Март 1921


Стихи 



Осенняя воля




Выхожу я в путь, открытый взорам,


Ветер гнет упругие кусты,


Битый камень лег по косогорам,


Желтой глины скудные пласты.




Разгулялась осень в мокрых долах,


Обнажила кладбища земли,


Но густых рябин в проезжих селах


Красный цвет зареет издали.




Вот оно, мое веселье, пляшет


И звенит, звенит, в кустах пропав!


И вдали, вдали призывно машет


Твой узорный, твой цветной рукав.




Кто взманил меня на путь знакомый,


Усмехнулся мне в окно тюрьмы?


Или – каменным путем влекомый


Нищий, распевающий псалмы?




Нет, иду я в путь никем не званый,


И земля да будет мне легка!


Буду слушать голос Руси пьяной,


Отдыхать под крышей кабака.




Запою ли про свою удачу,


Как я молодость сгубил в хмелю…


Над печалью нив твоих заплачу,


Твой простор навеки полюблю…




Много нас – свободных, юных, статных —


Умирает, не любя…


Приюти ты в далях необъятных!


Как и жить и плакать без тебя!




Июль 1905, Рогачевское шоссе


 




Русь




Ты и во сне необычайна.


Твоей одежды не коснусь.


Дремлю – и за дремотой тайна,


И в тайне – ты почиешь, Русь.




Русь, опоясана реками


И дебрями окружена,


С болотами и журавлями,


И с мутным взором колдуна,




Где разноликие народы


Из края в край, из дола в дол


Ведут ночные хороводы


Под заревом горящих сел.




Где ведуны с ворожеями


Чаруют злаки на полях


И ведьмы тешатся с чертями


В дорожных снеговых столбах.




Где буйно заметает вьюга


До крыши – утлое жилье,


И девушка на злого друга


Под снегом точит лезвее.




Где все пути и все распутья


Живой клюкой измождены,


И вихрь, свистящий в голых прутьях,


Поет преданья старины…




Так – я узнал в моей дремоте


Страны родимой нищету,


И в лоскутах ее лохмотий


Души скрываю наготу.




Тропу печальную, ночную


Я до погоста протоптал,


И там, на кладбище ночуя,


Подолгу песни распевал.




И сам не понял, не измерил,


Кому я песни посвятил,


В какого бога страстно верил,


Какую девушку любил.




Живую душу укачала,


Русь, на своих просторах ты,


И вот – она не запятнала


Первоначальной чистоты.




Дремлю – и за дремотой тайна,


И в тайне почивает Русь.


Она и в снах необычайна,


Ее одежды не коснусь.




24 сентября 1906


 




«Я ухо приложил к земле…»




Я ухо приложил к земле.


Я муки криком не нарушу.


Ты слишком хриплым стоном душу


Бессмертную томишь во мгле!


Эй, встань и загорись и жги!


Эй, подними свой верный молот,


Чтоб молнией живой расколот


Был мрак, где не видать ни зги!


Ты роешься, подземный крот!


Я слышу трудный, хриплый голос..


Не медли. Помни: слабый колос


Под их секирой упадет…


Как зерна, злую землю рой


И выходи на свет. И ведай:


За их случайною победой


Роится сумрак гробовой.


Лелей, пои, таи ту новь,


Пройдет весна – над этой новью,


Вспоенная твоею кровью,


Созреет новая любовь.




3 июня 1907


 




«В голодной и больной неволе…»




В голодной и больной неволе


И день не в день, и год не в год.


Когда же всколосится поле,


Вздохнет униженный народ?




Что лето, шелестят во мраке,


То выпрямляясь, то клонясь


Всю ночь под тайным ветром, злаки:


Пора цветенья началась.




Народ – венец земного цвета,


Краса и радость всем цветам:


Не миновать господня лета


Благоприятного – и нам.




15 февраля 1909


 




«Сердитый взор бесцветных глаз…»




Сердитый взор бесцветных глаз.


Их гордый вызов, их презренье.


Всех линий – таянье и пенье.


Так я Вас встретил в первый раз.


В партере – ночь. Нельзя дышать.


Нагрудник черный близко, близко…


И бледное лицо… и прядь


Волос, спадающая низко…


О, не впервые странных встреч


Я испытал немую жуткость!


Но этих нервных рук и плеч


Почти пугающая чуткость…


В движеньях гордой головы


Прямые признаки досады…


(Так на людей из-за ограды


Угрюмо взглядывают львы).


А там, под круглой лампой, там


Уже замолкла сегидилья,


И злость, и ревность, что не к Вам


Идет влюбленный Эскамильо,


Не Вы возьметесь за тесьму,


Чтобы убавить свет ненужный,


И не блеснет уж ряд жемчужный


Зубов – несчастному тому…


О, не глядеть, молчать – нет мочи,


Сказать – не надо и нельзя…


И Вы уже (звездой средь ночи),


Скользящей поступью скользя,


Идете – в поступи истома,


И песня Ваших нежных плеч


Уже до ужаса знакома,


И сердцу суждено беречь,


Как память об иной отчизне,—


Ваш образ, дорогой навек…


А там:


Уйдем, уйдем от жизни,


Уйдем от грустной этой жизни!


Кричит погибший человек…


И март наносит мокрый снег.




25 марта 1914


 




«Как океан меняет цвет…»




Как океан меняет цвет,


Когда в нагроможденной туче


Вдруг полыхнет мигнувший свет,-


Так сердце под грозой певучей


Меняет строй, боясь вздохнуть,


И кровь бросается в ланиты,


И слезы счастья душат грудь


Перед явленьем Карменситы.




4 марта 1914


 




«Бушует снежная весна…»




Бушует снежная весна.


Я отвожу глаза от книги…


О, страшный час, когда она,


Читая по руке Цуниги,


В глаза Хозе метнула взгляд!


Насмешкой засветились очи,


Блеснул зубов жемчужный ряд,


И я забыл все дни, все ночи,


И сердце захлестнула кровь,


Смывая память об отчизне…


А голос пел:


Ценою жизни


Ты мне заплатишь за любовь!




18 марта 1914


 




«О да, любовь вольна, как птица…»




О да, любовь вольна, как птица,


Да, все равно – я твой!


Да, все равно мне будет сниться


Твой стан, твой огневой!




Да, в хищной силе рук прекрасных,


В очах, где грусть измен,


Весь бред моих страстей напрасных,


Моих ночей, Кармен!




Я буду петь тебя, я небу


Твой голос передам!


Как иерей, свершу я требу


За твой огонь – звездам!




Ты встанешь бурною волною


В реке моих стихов,


И я с руки моей не смою,


Кармен, твоих духов…




И в тихий час ночной, как пламя,


Сверкнувшее на миг,


Блеснет мне белыми зубами


Твой неотступный лик.




Да, я томлюсь надеждой сладкой.


Что ты, в чужой стране,


Что ты, когда-нибудь, украдкой


Помыслишь обо мне…




За бурей жизни, за тревогой,


За грустью всех измен,—


Пусть эта мысль предстанет строгой,


Простой и белой, как дорога,


Как дальний путь, Кармен!




28 марта 1914


 




«На улице – дождик и слякоть…»




На улице – дождик и слякоть,


Не знаешь, о чем горевать.


И скучно, и хочется плакать,


И некуда силы девать.




Глухая тоска без причины


И дум неотвязный угар.


Давай-ка, наколем лучины,


Раздуем себе самовар!




Авось, хоть за чайным похмельем


Ворчливые речи мои


Затеплят случайным весельем


Сонливые очи твои.




За верность старинному чину!


За то, чтобы жить не спеша!


Авось, и распарит кручину


Хлебнувшая чаю душа!




10 декабря 1915


 




«Похоронят, зароют глубоко…»




Похоронят, зароют глубоко,


Бедный холмик травой порастет,


И услышим: далёко, высоко


На земле где-то дождик идет.




Ни о чем уж мы больше не спросим,


Пробудясь от ленивого сна.


Знаем: если не громко – там осень,


Если бурно – там, значит, весна.




Хорошо, что в дремотные звуки


Не вступают восторг и тоска,


Что от муки любви и разлуки


Упасла гробовая доска.




Торопиться не надо, уютно;


Здесь, пожалуй, надумаем мы,


Что под жизнью беспутной и путной


Разумели людские умы.




18 октября 1915


 




«Свирель запела на мосту…»




Свирель запела на мосту,


И яблони в цвету.


И ангел поднял в высоту


Звезду зеленую одну,


И стало дивно на мосту


Смотреть в такую глубину,


В такую высоту.




Свирель поет: взошла звезда,


Пастух, гони стада…


И под мостом поет вода:


Смотри, какие быстрины,


Оставь заботы навсегда,


Такой прозрачной глубины


Не видел никогда…


Такой глубокой тишины


Не слышал никогда…




Смотри, какие быстрины,


Когда ты видел эти сны?..




22 мая 1908


 



«Я помню нежность ваших плеч…»




Я помню нежность ваших плеч


Они застенчивы и чутки.


И лаской прерванную речь,


Вдруг, после болтовни и шутки.




Волос червонную руду


И голоса грудные звуки.


Сирени темной в час разлуки


Пятиконечную звезду.




И то, что больше и странней:


Из вихря музыки и света —


Взор, полный долгого привета,


И тайна верности … твоей.




1 июля 1914


 




«Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…»




Ну, что же? Устало заломлены слабые руки,


И вечность сама загляделась в погасшие очи,


И муки утихли. А если б и были высокие муки,—


Что нужды?– Я вижу печальное шествие ночи.




Ведь солнце, положенный круг обойдя, закатилось.


Открой мои книги: там сказано всё, что свершится.


Да, был я пророком, пока это сердце молилось,—


Молилось и пело тебя, но ведь ты – не царица.




Царем я не буду: ты власти мечты не делила.


Рабом я не стану: ты власти земли не хотела.


Вот новая ноша: пока не откроет могила


Сырые объятья,– тащиться без важного дела…




Но я – человек. И, паденье свое признавая,


Тревогу свою не смирю я: она всё сильнее.


То ревностьподому, тревогою сердце снедая,


Твердит неотступно: Что делаешь, делай скорее.




21 февраля 1914


 




Последнее напутствие




Боль проходит понемногу,


Не навек она дана.


Есть конец мятежным стонам.


Злую муку и тревогу


Побеждает тишина.




Ты смежил больные вежды,


Ты не ждешь – она вошла.


Вот она – с хрустальным звоном


Преисполнила надежды,


Светлым кругом обвела.




Слышишь ты сквозь боль мучений,


Точно друг твой, старый друг,


Тронул сердце нежной скрипкой?


Точно легких сновидений


Быстрый рой домчался вдруг?




Это – легкий образ рая,


Это – милая твоя.


Ляг на смертный одр с улыбкой,


Тихо грезить, замыкая


Круг постылый бытия.




Протянуться без желаний,


Улыбнуться навсегда,


Чтоб в последний раз проплыли


Мимо, сонно, как в тумане,


Люди, зданья, города…




Чтобы звуки, чуть тревожа


Легкой музыкой земли,


Прозвучали, потомили


Над последним миром ложа


И в иное увлекли…




Лесть, коварство, слава, злато —


Мимо, мимо, навсегда…


Человеческая тупость —


Всё, что мучило когда-то,


Забавляло иногда…




И опять – коварство, слава,


Злато, лесть, всему венец –


Человеческая глупость,


Безысходна, величава,


Бесконечна… Что ж, конец?




Нет… еще леса, поляны,


И проселки, и шоссе,


Наша русская дорога,


Наши русские туманы,


Наши шелесты в овсе…




А когда пройдет всё мимо,


Чем тревожила земля,


Та, кого любил ты много,


Поведет рукой любимой


В Елисейские поля.




14 мая 1914


 




«Смычок запел. И облак душный…»




Смычок запел. И облак душный


Над нами встал. И соловьи


Приснились нам. И стан послушный


Скользнул в объятия мои…


Не соловей – то скрипка пела,


Когда ж оборвалась струна,


Кругом рыдала и звенела,


Как в вешней роще, тишина…


Как там, в рыдающие звуки


Вступала майская гроза…


Пугливые сближались руки,


И жгли смеженные глаза…




14 мая 1914


 




Королевна




Не было и нет во всей подлунной


Белоснежней плеч.


Голос нежный, голос многострунный,


Льстивая, смеющаяся речь.




Все певцы полночные напевы


Ей слагают, ей.


Шепчутся завистливые девы


У ее немых дверей.




Темный рыцарь, не подняв забрала,


Жадно рвется в бой;


То она его на смерть послала


Белоснежною рукой.




Но, когда одна, с холодной башни


Всё глядит она


На поля, леса, озера, пашни


Из высокого окна.




И слеза сияет в нежном взоре,


А вдали, вдали


Ходят тучи, да алеют зори,


Да летают журавли…




Да еще – души ее властитель,


Тот, кто навсегда


Путь забыл в далекую обитель,—


Не вернется никогда!




28 ноября 1908 – 16 мая 1914




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Классик русской литературы Александр Александрович Блок | Melody_Wind - | Лента друзей Melody_Wind / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»