Это цитата сообщения
komor_valerya Оригинальное сообщениеБОРЦЫ И КЛОУНЫ. КИНО О ЖИЗНИ В ЦИРКЕ
Цирк – это красочно, динамично, удивительно и восхитительно.
И всегда немного грустно. Эту щемящую цирковую грустинку подметил ещё великий
Чарли Чаплин, в 1928 году сняв ленту с простым и ёмким названием –
"Цирк". Скрывающийся от полиции бродяжка прибивается к цирку-шапито и неожиданно становится любимцем публики. Но вот цирк уезжает, и бродяжка вновь остаётся один на один со своими невзгодами.
Спустя восемь лет выходит наш ответ трагедиям западных капиталистических реалий – "Цирк" Г. Александрова. Гордая и независимая американка влюбляется в русского молодца и вместе со своим чёрным ребёночком остаётся жить в прекрасной и чудесной Стране Советов. Парадоксальность этой пафосной агитки заключалась в том, что александровские фильмы – чистой воды Голливуд, разве что вместо звёздно-полосатых стягов в кадре развевались кумачовые полотнища.
Дрессировка животных, особенно крупных хищников – ремесло опасное. Тем удивительнее, что два главных отечественных фильма о дрессировщиках – комедии, одна романтическая, другая эксцентрическая. Главная героиня ленты
"Укротительница тигров" (1954, реж. Н. Кошеверова и А. Ивановский) – отважная девушка, которая не побоялась взяться за хлыст, чтобы утереть нос бросившему её парню. А для мнимого дрессировщика из
"Полосатого рейса" (1961, реж. В. Фетин) вынужденное путешествие в компании с большими кошками едва не закончилось плачевно – с подачи проказницы-мартышки львы и тигры вырвались на свободу, и их потом еле угомонили.
Акробаты-акробаты, задорные ребята – эх, знали бы зрители, сколько литров пота стекает с каждого мастера прыжков и кульбитов на репетициях, чтобы на арене все его движения казались лёгкими и непринуждёнными. Жаль, что об этих трудягах у нас сняли один-единственный фильм –
"Цирк зажигает огни" (1972, реж. О. Воронцов), да и то всё внимание там уделено козням, которые директор иностранного цирка, мерзавец-буржуй, строил гастролёрам из СССР.
Иллюзионное искусство – не самый кинематографичный жанр. Кино само по себе великая иллюзия, а в наш век высоких технологий стать виртуальным волшебником может каждый. В картинах про фокусы на первый план выходят драматические перипетии самих фокусников. Американцы сняли несколько биографических лент о своём любимом
Гарри Гудини. О безжалостной конкуренции двух иллюзионистов рассказывает фильм
"Престиж" (2006, реж. К. Нолан). Тяжёлые испытания выпадают на долю гениального мага, бросившего вызов властям
("Иллюзионист" – 2006, реж. Н. Бургер).
Бывало, в цирке выступали экстрасенсы, ясновидящие, прорицатели и тому подобная братия. "Делай загадочное лицо, дура", – это из "Собачьего сердца" (1988, реж. В. Бортко).
Канатоходцы, воздушные гимнасты и исполнители уникальных "смертельных номеров" – самые рисковые и отчаянные из всех циркачей. Гимнаст Тибул из экранизации повести Ю. Олеши "Три Толстяка" (1966, реж. А. Баталов) не только умел развлекать зрителейумопомрачительными трюками, но и устроил социалистическую революцию в отдельно взятой вымышленной стране.
Таинственный Мистер Икс, герой оперетты И. Кальмана и советских фильмов
"Мистер Икс" (1958, реж. Ю. Хмельницкий) и
"Принцесса цирка" (1982, реж. С. Дружинина), отвергнутый капризной аристократкой, заделался циркачом и в игре с судьбою поставил на кон свою жизнь. В российском сериале
"Принцесса цирка" (2008, реж. А. Плоткина и другие) сюжет тоже вертится вокруг любви, да вот только страсти там гротескно роковые, а проблемы надуманные – как и принято в "мыльных операх".
В стародавние времена злые и алчные владельцы цирков нещадно эксплуатировали бесправных актёров, а порой и вовсе отправляли их на верную гибель. Один из самых пронзительных и жестоких фильмов о цирке –
"Гуттаперчевый мальчик" (1957, реж. В. Герасимов), экранизация повести Д. Григоровича.
На рубеже XIX и XX веков гвоздём программы в любом цирке был борцовский поединок. О жизни самого знаменитого российского борца Ивана Поддубного и его друга Анатолия Дурова, клоуна и дрессировщика, повествует картина
"Борец и клоун" (1957, реж. Б. Барнет). А герой Микки Рурка из фильма
"Рестлер" (2008, реж. Д. Аронофски) – и борец, и клоун одновременно. И при этом – противоречивая, трагическая личность.
|
Клоун – не просто чудак и весельчак, заполняющий паузы между номерами жонглёров и акробатов. Клоун – это душа цирка, его символ и талисман, ключевой персонаж, который умеет делать всё и может с лёгкостью заменить любого другого артиста. |
В детских фильмах клоун – обманчиво простоватый дяденька, который вроде бы озорничает вместе с малолетними героями, но исподволь помогает им принять ответственное решение, преодолеть страх и неуверенность, поверить во всепобеждающую силу добра ("Денискины рассказы" – 1980, реж. В. Храмов; "Выше радуги" – 1986, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич).
В фильмах для взрослой аудитории акцент делается не на гэгах и шутках, а на закулисной жизни разудалого балагура в рыжем парике. Артист Ветров из ленты "Клоун" (1980, реж. Н. Медюк)переживает семейную драму, но неудачи лишь закаляют Ветрова – подавляя депрессию упорной работой, он достигает высочайшего профессионального уровня; его настоящая семья – это цирк, а его дети – сотни и тысячи юных зрителей, самая искренняя и благодарная публика.
Клоун – человек тонкий, ранимый, при этом отзывчивый и способный на самопожертвование. Герой ленты
"Мой любимый клоун" (1986, реж. Ю. Кушнерёв) усыновляет шестилетнего мальчика-сироту. Отставной клоун, прозябающий в забвении и нищете, во всех смыслах помогает встать на ноги молодой балерине. Бескорыстно желая девушке счастья и стремясь отгородить её от собственных неурядиц, он скрывает, что питает к ней самые нежные чувства, а в финале погибает
("Огни рампы" – 1952, реж. Ч. Чаплин).
|
Тенденция последних десятилетий: клоун – по контрасту с глуповатой внешностью, дурашливыми манерами и неизменной лучезарной улыбкой на лице – на самом деле оказывается кровожадным маньяком и убийцей. Таков клоун из фильма "Оно" (1990, реж. Т.-Л. Уоллес), экранизации романа Стивена Кинга. Или Джокер из киносаги о Бэтмане. |
Но всё-таки клоуны – это в первую очередь проповедники оптимизма, которые дарят людям смех и радость, разгоняют тоску и вселяют надежду. Как тут не вспомнить
клоунов Федерико Феллини, которые появлялись в кульминационных сценах его ироничных драм.
А есть ещё фильмы-спектакли и фильмы-бенефисы, в которых свои выдающиеся таланты нам демонстрируют настоящие цирковые артисты. И пусть, сидя в кинозале, мы не можем лично наградить этих людей аплодисментами, мы благодарны им за их нелёгкий труд и за тот праздник, который они нам создают.