• Авторизация


Тофалары - коренной народ Южной Сибири 20-10-2023 15:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Буала Оригинальное сообщение

Тофалары - коренной народ Южной Сибири

Тофалары являются малочисленным народом Севера России. Место их проживания – северные склоны Восточного Саяна. Жители горно-таёжных территорий населяют бассейны рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия. В Нижнеудинском районе Иркутской области тофалары живут в посёлках Алыгджер, Нерха, и Верхняя Гутара. Однако, добраться туда не так просто. Транспортным средством является вертолёт, а связь возможна только по рации.

0 0С‚ (354x540, 189Kb)

Исследователи отмечают, что на протяжение долгого времени, начиная с 17 – го века и до 1925 года, численность тофаларов была в пределах 400 – 500 человек. Считается, что уменьшение численности народа произошло до покорения Сибири. Современное состояние по переписи 2010 года свидетельствовало о том, что численность тофаларов составляла 762 человека.

0 0 Охотники Тофалары (700x491, 545Kb)

Охотники Тофалары, фото нач. ХХ века
0 0РІ (700x496, 251Kb)

Венчание тофаларов, 1904 год

Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй..

В XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757 года, когда Тува вошла в состав маньчжурской империи Цин, Тофалария осталась в составе Российской империи.

«Тофалары» - название происходящее от самоназвания «тофа» - человек. Но данное название является относительно новым. Известно, что до 30 – х годов 20 – го века народ был известен под другим тотемическим именем – «карагасы». По мнению исследователей, в долине реки Уды до прихода в эти места первых казаков здесь кочевало племя с тотемическим названием «карагасы», или «Черные гуси», как назывался один из народов. А впоследствии это название распространилось на всё племя.

Как полагают исследователи, тофалары сложились в результате смешения древнего кетоязычного и самодийского населения с племенами дубо, переселившихся в регион Саяно-Алтая. Традиционно дубо (туба, туха) отождествляются с древними тюркскими племенами теле. При этом, первоначально теле (в т. ч. дубо) представляли собой монголоязычную группу племён, подвергшихся тюркизации в конце IV века н. э.

Тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь охотой и оленеводством. Исследователи отмечают, что на протяжение своего исторического развития тофалары создали уникальную материальную и духовную культуру, приспосабливаясь к жизни в суровых условиях тайги. Исконным занятием тофаларов были оленеводство и охота. Однако, основой традиционных занятий был охотничий промысел. Важно заметить, что тофалары являются прекрасными следопытами, передавая навыки подрастающему поколению.

0 0 20 годы ХХ века (700x391, 237Kb)

20-е годы ХХ века
0 0 Тофалары на охоте (700x529, 284Kb)

Тофалары на охоте, фото первой половины ХХ века
0 0СЃ (700x445, 311Kb)

Женщины тофалары, 50-е годы ХХ века

Коренной перелом в жизни тофаларов произошел после революции 1917 – го года. Новая власть стала насаждать им оседлый образ жизни, что в значительной степени повлияло на хозяйственный уклад их жизни и культуру. Бывшие кочевники и оленеводы вынуждены были стать членами колхозов. Также тофаларов стали приобщать к социалистической культуре. Участвуя в ведении коллективного хозяйства, они освоили такие виды труда, как животноводство, огородничество, освоение сельскохозяйственной техники, строительство. Наряду с этим тофалары продолжали сохранять традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность. Хотя постепенный переход тофаларов к новой оседлой культуре привёл к тому, что они утратили многие черты традиционной культуры и быта. Начиная с 80 – х годов прошлого века произошло возрождение интереса к национальной культуре и языку.

0 0Рј (400x600, 178Kb)
Мальчик народности тофалар в национальном костюме
0 0 Национальный костюм тофаларов (466x700, 512Kb)

Девушка в традиционном национальном костюме тофаларов

Тофалары, то́фы (прежнее название — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, множ. число — тофалар) — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий на юге Сибири. Внесены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

0 0 . (700x391, 313Kb)
Молодые женщины народности тофалар в традиционной народной одежде
0 0 (700x525, 465Kb)
Народный праздник
0 0 Аргамчи - ыры -праздник тофаларского народа (700x396, 250Kb)

"Аргамчи - Ыры" - праздник тофаларского народа
0 0Рї (700x495, 461Kb)
На празднике "Аргамчи - Ыры"
0 0РїСЂ (700x466, 411Kb)

На празднике "Аргамчи - Ыры"
0 0 Национальный праздник «Аргамчи-ыры» (700x525, 497Kb)

Девочки на национальном празднике «Аргамчи-Ыры» в национальных костюмах

"Аргамчи-Ыры" традиционный праздник народов Тофаларии. Это возрожденный традиционный праздник, который включает в себя проведение различных игр с воссозданием этнографической обстановки (ставятся чумы, разводятся костры, готовятся блюда национальной кухни). Каждый род показывает своё гостеприимство, исполняет родные песни, сказки, легенды.

0 0 Тофаларский праздник Суглан (700x473, 436Kb)

Тофаларский праздник "Суглан"
0 0  Тофаларский праздник Суглан (700x525, 506Kb)
Охотники и оленеводы соревнуются на празднике "Суглан"
0 0 Тофаларский праздник  Суглан (700x496, 274Kb)

Скачки на оленях во время праздника "Суглан"

А в таёжном посёлке Алыгджер, где нет дорог, а перекочёвка совершается верхом на оленях по тропам, проходит Суглан. Сегодня Тофаларский Суглан - этнический праздник, собрание охотников и таежных кочевых оленеводов, восьми древних родов. Праздник проводится не каждый год, и собираются на него все оленеводы. На торжественное событие прибывают гости из области и района, деятели культуры и искусства, съезжаются родственники, друзья и знакомые многие из которых не виделись много лет. По кругу, в долине среди гор, покрытых снегом, под открытым небом, ставят чумы в виде стойбища с открытыми лабазами. В центре этого круга разводят костер - Хаптагай-Одо, он горит днём и ночью до окончания Суглана. Под веселые пословицы и поговорки староста Суглана варит бухлером – Тофаларское блюдо, наваристый бульон с крупными кусками мяса изюбря. Все веселятся и стараются хорошо выглядеть.

0 0 СЃСѓ (700x525, 420Kb)
Обереги, талисманы, амулеты и сувениры, традиционные подарки тофаларов
0 0 СЃСѓРІ (528x700, 494Kb)

Привозят оленеводы на Суглан амулеты, сделанные своими руками для обмена и подарков друзьям. Это незатейливые обереги чистых мыслей, светлых снов и добрых пожеланий. Каждый род имеет свои любимые амулеты, но в основном все обереги изготавливаются из клыков кабарги и меха животных, медвежьих лап и из срезов-пластин рога изюбря Женщины и дети дарят друг другу обереги, ожерелья, амулеты. Самые популярные и любимые у детей амулет Снежного Оленя и амулет Солнечного Соболя. Традиционно их носят на одежде, головных уборах и подвешивают у детской колыбели или у входа в чум, они используются для украшения и защиты. Амулет Хозяина Тайги. Каждый охотник рода Хаш на перекочевках изготавливает себе сам из медвежьего зуба, он верит, что вместе с ним забирает силу медведя.

0 0 РјРґ (700x525, 283Kb)
Современные тофалары
0 0 Рј (418x563, 288Kb)
0 0Рґ (600x400, 311Kb)
0 0 Рѕ (700x492, 396Kb)
0 0Р¶ (640x360, 242Kb)
0 0 С‚ (640x360, 217Kb)

Традиционные верования включали анимизмшаманизм и тотемизм.

Усилиями православных миссионеров в конце XIX века часть тофаларов была обращена в христианскую веру. В настоящее время усилиями Иркутской епархии РПЦ проводится миссионерская работа в Тофаларии. Так, в феврале 2007 года было крещено более 100 человек.

0 0 , (700x524, 448Kb)
0 0Рѕ (700x418, 495Kb)
0 0 СЃС‚ (532x700, 431Kb)

Тофаларский язык входит в восточно – хуннскую ветвь тюркских языков и относится к саянским языкам. При установлении тесных контактов тофаларов с русскими в 17 – м веке, это нашло отражение в тофаларском языке. После революции происходила культурно – языковая ассимиляция тофаларов в русской среде. Однако, тофаларский язык не исчез. Изучение родного языка в школах и детских садах началось в 1990 – м году. Но в наши дни наблюдается сокращение социальной базы, способствующей возрождению национальных традиций и сохранению тофаларского языка, чтобы он не стал умирающим.

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (Замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10. Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.

У тофаларов богатый устный фольклор — пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.

0 0 (599x170, 118Kb)

Источник...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тофалары - коренной народ Южной Сибири | Елена_Сибирь - Дневник Елена_Сибирь | Лента друзей Елена_Сибирь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»