Адриансен Александр /Alexander Adriaenssen (1587 – 1661)
Alexander Adriaenssen (16 января 1587, Антверпен – 30 ноября 1661, там же) фламандский художник времен барокко, мастер натюрморта. Сын композитора Эммануэля Адриансена. Брат художников Винсента (1595 – 1675) и Никласа (1598 – 1648). Учился у Артуса ванн Лака. Был знаком с Рубенсом, который хранил две картины Адриансена в своей коллекции.
Достоверно известно, что он родился в Антверпене и, видимо, не покидал город в течение всей жизни. В двадцать три года он получил звание мастера, вступив в гильдию художников — сначала как живописец водяными красками, а впоследствии — как автор картин маслом.
Большим событием в жизни родного города Адриансена стал торжественный въезд в Антверпен в 1635 году нового правителя страны инфанта-кардинала Фердинанда. По этому случаю на улицах и площадях воздвигались триумфальные арки, украшенные картинами, в аллегорической форме прославляющими достоинства нового наместника. В оформлении города участвовали многие антверпенские художники. Руководил всеми работами первый живописец Фландрии — Питер Пауль Рубенс; по его эскизам другие мастера исполняли росписи триумфальных сооружений. Вместе с ними в подготовке празднества принимал участие Александр Адриансен.
Однако обращение художника к монументально-декоративному искусству осталось единичным, обусловленным обстоятельствами, эпизодом. В основном он посвятил свое творчество станковой живописи. Постоянным жанром, в котором всю жизнь работал Адриансен, был натюрморт.
Живописец нашел свой путь: он не стремился подражать монументальным полотнам Снейдерса и не соперничал с Яном Фейтом в создании изысканных по цвету и композиции охотничьих трофеев. Его произведения отвечали вкусам более демократичных слоев антверпенского общества.
Адриансен писал небольшие картины, скомпонованные из "цветов, птиц, рыб, ваз, серебряных сосудов, фруктов" (как добросовестно перечислены в одном из документов встречающиеся в произведениях мастера предметы). Особенно удавались художнику рыбные натюрморты. Целый ряд произведений он посвятил изображению даров морской стихии. Адриансен показывает их разложенными на керамических блюдах или группирует компактными массами прямо на поверхности деревянного стола. Возле рыбы обычных видов: камбалы, корюшки, трески — красуются редкостные экземпляры: морской скат, угорь, омар, выбранные художником за необычность и живописность облика.
Адриансен не обладал таким чувством эффектной декоративной композиции и цвета, как Снейдерс или Фейт. Его картины выглядят скромнее, но отличаются силой непосредственной передачи натуры. Этот трезвый реализм импонировал не только заказчикам, но снискал Адриансену признание художников. О многом говорит тот факт, что Рубенс приобрел в свою коллекцию, известную своим высоким художественным уровнем, две картины Адриансена.
До глубокой старости Адриансен сохранил творческую активность. Последние его подписные работы относятся к 1660 году. Через год художник умер.