• Авторизация


Скоро праздник Ивана Купалы 17-06-2014 22:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Vedma_ELENA Оригинальное сообщение

Скоро праздник Ивана Купалы

Уже писали не раз, повторенье-мать ученья! [700x466]

Ивана Купала


Название праздника происходит от слияния христианских и языческих традиций. Купало — в восточнославянской мифологии — бог лета, полевых плодов и летних цветов, главный персонаж праздника летнего солнцестояния — начала жатвы. В этот же день церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя (Предтечи). Это один из основных народных праздников, обычай широко распространен в Европе. Поверья и обряды варьируют в разных странах и областях, однако смысл праздника один и тот же, поэтому существует множество общих ритуалов. Содержательным стержнем всей купальской обрядности является мотив изгнания, выпроваживания нечистой силы, которая, по народным представлениям, особенно опасна в это время. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства и др.

В православной традиции Иванова ночь с 6-го на 7-е июля (Иванов день 7 июля), остальные празднуют на 2 недели раньше – с 23-го на 24-е июня. Дата же древнего языческого праздника Купало высчитывалась по ближайшему к дню солнцестояния полнолунию.

Поскольку праздник связан с летним солнцестоянием и когда-то был посвящен богу лета, то как правило на праздник жгут костры и поджигают колеса, которые скатывают с горы в реку (колесо – символ солнца). Так же праздник связан с очищением, для которого используют и огонь и воду: люди прыгают через костер, совершают омовения, обливают друг-друга "ради здравия тела и духа". В середине лета самые сочные травы, в Иванову ночь собирают лекарства на весь год (защиту от злых духов, вызывающих болезни). Таким образом, в символике праздника соединяются три первоэлемента – огонь, вода и земля.
[699x537]
По преданию травы и цветы на Ивана Купала наполняются особой, чудодейственной силой, и, собранные в эту ночь, они считаются более целебными, чем собранные в другой день, ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют для приворотов и отсушки. Источники и реки превращаются в чистое серебро и золото, деревья движутся и ведут между собой шумную беседу, говорят между собой животные и даже травы, а на Лысой горе собираются ведьмы и нечистые духи. Считалось, что в этот день бог спускается с неба, ходит по лесным полянкам и играет на свирели. Люди же, услышав его чудесную музыку забывают про дела, веселятся, водят хороводы, влюбляются.


За день до Купалы жители деревень собирали грязь, которой обмазывались во время праздника. Тех же, кто не хотел выходить из домов (за исключением малых детей и совсем древних стариков), вытаскивали насильно и включали в общее веселье. Всё это безобразие сопровождалось песнями и плясками. Затем опять же все вместе шли купаться. Купались прямо в одежде. Таким образом обряд имел глубокий смысл очищения от греха.

С купанием однако нужно быть осторожным — в Иванов день считался именинником сам водяной, который не терпел вмешательства людей и мог утопить в отместку. В Финляндии, например, по статистике в Иванову ночь ежегодно тонет больше людей, чем за все лето. Правда есть мнение, что водяной тут не причем: пить меньше надо. Последнее несомненно предрассудки цивилизованного общества, которые уже много лет сбивают полицию с мокрого следа. По поверью в купальскую ночь большой целительной силой обладает роса, и чтобы отогнать от себя злые немощи и недуги, нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе.

Огонь для купальских костров добывали старики трением из дерева, в этом случае он считался живым. Парни и девушки парами прыгали через огонь и по удачному или неловкому прыжку им предсказывали супружество или разлуку. Кроме того считалось, что прыганье через огонь избавляет от недугов, приворота, порчи и бесплодия. Во время всего празднества пели песни, водили хороводы.

Девушки плели венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка, втыкали в них лучину или свечку и пускали по воде. Венок издревле считался символом любви и супружеской связи. Если брошенный венок уплывет, не коснувшись берега, — все желания исполнятся, будет счастливый брак и долгая жизнь; если венок закружится на одном месте — это знак неудачи (любовь останется без ответа); а если утонет — безбрачие, смерть. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь. Плывущий венок должен поймать парень полюбившейся ему девушки, тогда влюбленных ждет счастливый брак. В некоторых областях парни не ловили, а тоже кидали венки. Тогда смотрели, чьи венки поплывут вместе. Примета нередко срабатывала: приглянувшиеся друг другу парень с девушкой стремились кинуть венки поближе.
Венки затем либо уничтожали: бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже - относили на кладбище, бросали в колодец. Либо сохраняли и использовали для лечения или магических действий.

Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. В качестве символа могло выступать чучело, украшеное деревцо (березка, верба, сосенка), бытовые предметы (колеса, обувь, створки дверей, веники) и др. Чучелам давались имена Ведьма, Купала, Мара, Марина, Ульяна, Катерина, реже Иван, Дед, Черт. Их носили по селу на шесте, после чего либо бросали в костер, либо выбрасывали в воду, под мост, в канаву, забивали камнями, разрывали на части. Чучело могло изготовляться из пучков зелени или просто заменяться пучком травы, букетом цветов и т. п. которые также назывались Ведьма или Купайло.
Сопутствующие действия игрового и магического характера также имели целью выслеживание, опознание, отпугивание, обезвреживание ведьмы или защиту от нее: кипятили на костре цедилку с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить ее прийти к костру: бегали с факелами, отпугивая нечистую силу; калечили и убивали животных, появившихся возле костра или специально подкарауленных в доме, в хлеву; производили сильный шум битьем в сковороды, в косы, звонили в церковный колокол, стреляли, громко кричали; боронили дорогу, чтобы узнать по следам ведьму. Даже перепрыгивание через костер могло пониматься как способ распознания ведьмы: девушку, которая не перескочила через костер, называли ведьмой.
Считалось, что в Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В углах скотного двора ставили осины, вырванные непременно с корнем, - для наилучшего предохранения от ведьм.


Травы собирали на рассвете и клали их под Иванову росу, затем сушили. Ими окуривали больных, защищались от нечисти, употребляли в любовной магии... Когда рвали травы, приговаривали: "Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!" Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Самые смелые в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады.

На травах гадали.

В Иванову ночь собирали траву богатенку, которую втыкали в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро вял, тому грозила болезнь или смерть в течении следующего года.

Девушки собирали двенадцать трав (чертополох и папоротник обязательно) и клали под подушку, говоря: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!"
Другой вариант гадания: травы рвали в полночь неглядя, клали на ночь под подушку, а утром проверяли набралось ли двенадцать разных, это сулило скорое замужество. Под голову клали трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

Считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

Купальницей устилали бани на Иванову ночь.

Папоротник (жар-цвет, перунов цвет, кочедыжник)
[показать] 
"Цветущий папоротник", в авторстве подозреваю [показать]elle_nz

По легенде накануне Ивана Купалы около полуночи из широких листьев папоротника "внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Сила и власть этого цветка такова, что тому, кто сможет его сорвать и бежать домой без оглядки, чего бы ни кричала сзади адская нечисть, он откроет клады и даст богатство, пред храбрецом будут бессильны мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; невидимкою обладатель его сможет пробраться к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него…" "Обладая им, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечистыми духами. Завидя пламенный цветок, в ужасе разбегаются от него по своим трущобам и болотам", "Цветок этот отмыкает все замки и двери, только приложи его - и железные запоры, цепи и связи вмиг распадаются. Открывает погреба, кладовые, казнохранилища и обнаруживает подземные клады". Жар-цвет посвящают древнеязыческому Светлояру, окружают место его цветения лешими, ведьмами. Кому выпадет счастье сорвать да унести, золото само в карманы посыпется, полезет в хату всякая удача. Да редко кто его может вынести из трущобы, говорят: "нечисть закружит, заводит", необходимо суметь не оглядываться, не откликаться на знакомые голоса. Заполучить цветок папоротника можно было и случайно. Одна былина рассказывает, как человек отправился в ночь на Ивана Купалу в лес разыскивать пропавших быков, и в полночь ему в лапоть упал цветок папоротника. В этот момент человек сразу же узнал, где он находится, стал понимать язык птиц и животных, увидел в земле таящиеся сокровища. Однако по дороге домой цветок стал жечь ему ногу, и человек, вытряхнув лапоть, потерял цветок, а с ним и все свои чудесные знания. [500x666]

Иван-да-Марья
Важную роль в купальском обряде играет такой цветок, как иван-да-марья. Его собирали в ночь перед Ивановым днем, раскладывали в поле на заре, чтобы утренняя волшебная заря окропила цветы, дав целебные чудодейственные силы. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Рызрыв-трава
Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет. Поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою четких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок ее словно огнем полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветет очень недолго - за это время возможно лишь прочитать "Отче наш", "Богородицу" и "Верую". Воры, когда им удастся добыть эту траву, разрезают себе палец, вставляют ее внутрь разреза и потом заживляют рану; от одного прикосновения такого пальца замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков. Если тронуть этим пальцем человека, тот скоропостижно умирает. Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растет, и добыча ее сопряжена со смертельной опасностью. Чтобы достать разрыв-траву, надо в полночь, накануне Иванова дня, забраться в дикий пустырь и косить траву до тех пор, пока переломится железная коса: этот перелом и служит знаком, что лезвие косы ударило о разрыв-траву. В том месте, где свалится коса, должно собрать всю срезанную зелень и бросить в ручей или реку: обыкновенная трава поплывет вниз по воде, а разрыв-трава против течения тут ее и бери! Есть еще способ, известный в западных славянских племенах. Надо отыскать весною гнездо дятла и заложить в нем отверстие куском железа или гвоздем, а внизу разостлать полотно; птица, желая открыть вход в свое гнездо, принесет разрыв-траву. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории. В.И. Даль пишет, что близкими к ней являются растения прыгун, розопас, нетронь-меня, saxifraga, impatiens. Называют разрыв-травой бальзамин обыкновенный из-за того, что после дозревания плодов, створки продолговатой коробочки открываются, скручиваются в спираль, разбрасывая при этом семена. Народные названия: "недотрога", "роскоростник", "не тронь меня". Распространен в дубово-буковых лесах, во всех влажных местах - возле ручьев, рек, цветет среди лета крупными желтыми цветами с красными крапинками.

Чернобыльник (чернобыл, будыльник, artemisia vulgaris) - вид крупной полыни
Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов. Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится. Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует. Корень дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз. Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и черной немочи.

Праздник Иван - Купала - Один из главных праздников годового цикла славян. Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. 
         С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. 

[404x221]

      Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. 
     Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. 
      Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все уча-стники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»): 

«Во поле было во поле, 
Стояла берёза. 
Она ростом высока, 
Листом широка. 
Как под этой берёзой 
Лежал Кострома; 
Он убитый - не убитый, 
Да убрусом покрытый. 
Девица - красавица 
К нему подходила, 
Убрус открывала, 
В лице признавала: 
«Спишь ли, милый Кострома, 
Или чего чуешь? 
Твои кони вороные 
Во поле кочуют». 
Девица - красавица 
Водицу носила. 
Водицу носила, 
Дождичка просила: 
«Создай, Боже, дождя, 
Дождичка частого, 
Чтобы травоньку смочило, 
Остру косу притупило», 
Как за речкой, за рекой 
Кострома сено косит, 
Бросил свою косу 
Среди покосу.» 

        После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: 

«Ой, Господи! Помер он, помер! 
Какой же он был хороший! 
Не встанет он больше! 
Ой, да как же нам расставаться с тобою? 
И что за жизнь, коли нет тебя! 
Приподнимись хоть на часочек!» 

Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: 

«Батюшка Кострома, свет Ярила, 
На кого ты нас покинул! 
Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д. 

     Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изо-бражение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. 
   Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин:

«Разыдись темно, 
Разгорись добро, 
Засверкай светло, 
Яри ясное, 
Солнце красное. 
Стани-стань доли, 
Яко Род вели. 
Стани-стань доли, 
С неба до земли.» 

(последние четыре строки произносятся трижды). 
А далее рекут: 

«Зашуми моря светлопеныя, 
Шелести дубы вековечныя, 
Засверкай мечи разудалыя, 
Расплодися землица бо ярая, 
Всполыми огню искрозарье. 
Да творите славу преогромную, 
Самому Купале Сварожичу!» 
Восклицают: «Гой!» 

     Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся: 

«Влике Триглаве - многославе! 
Диде-Дубе-Снопе нашиа, 
Вминьте сварожцей славящей, 
Кие есте отроче ваше. 
Свароже, кие нам дороже, 
Свароже - наш великий Боже. 
Перуне, брады златоруне, 
Перуне силе нам даруе. 
Велесе, дерзаце небесе, 
Велесе, благо дари веси. 
Бонде над нами благости Божское, 
Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!» 

     Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги»: 

«Се бо ящете 
Первие Триглаву поклонящете 
Се яхом 
А тому влику славу поящехом 
Хвалихом а Сварога - Дида Божиа 
Яко ждете но е 
Се роду Божескому нащельнико 
А всенску Роду " студиц вещен 
Яко вотеце во лете од крыне сва 
А во зиме николе же не взмерзе 
А тоя воде живенце пиуще 
Живихомсия, доконе не прейдехом 
Якожде све ко нему убендехом 
До луце гойех райстиех 
А Богу Перуневи - громоверзецу 
А Богу про а борениа орцехом 
Живинта явленои 
А не перестав ате вращате колие 
А кыи ны венде стезеу правоу 
До брание а до тризне влика 
О всия павшиа 
Якове же идут бое, живенте вещние 
По полку Перуныу 
А Богу Велесу славу рцехом 
Се бо ста Бог Прави а Яви 
А тому поема песынема 
Яко свет есе 
А чрезе оне видяхом свиет 
Зрящете - а Яве быте 
А ты нас о Навие убрежешет 
А тому хвалу поемо 
Поехом плясащетему 
А взывахом Богу нашему 
Якожде ты земе суне нашиу 
Азвездиадерзац 
А свет крепце!» 
После творят прославление Купалы: 
«Гой Купало красен 
Стань во небе ясен 
Папороть искрящий 
Огнецвет купавый 
Во ночи горящий 
Клады выпростаны 
Кади выкачены 
Копны жита золотого 
Котлы пива хмеляного 
Во ночи еси чудесной 
Купы многи составлятись 
Под куполищем небесным 
Благо рода совершатись 
Повели почать купанье 
Здраву чисту за старанье 
Славься сам Купалец 
Великой удалец.» 
Кличут: 
«Гой Купале Сварожичу! Гой!» 

         Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами: 

«Божия треба - свети освящайся, 
От земли до неба - свети освящайся, 
От соли да хлеба - свети освящайся, 
Пребуди лепа - свети освящайся!» 

       Затем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют: 

«Как ходили девочки 
Около Мареночки 
Около Купало 
Солнце заиграло...» 

     Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: 

«Плыви, Купало, за водою, 
Да за святою росою...» 

      В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя: 

«Ой на святого Купалу 
Ой на святого Купалу 
Там ласточка купалась 
На бережочке сушилась 
Красна девица журилась 
Было лето, иль не было 
Мати гулять не пускала 
Златым ключом замыкала 
Я ж на святого Купалу 
До милого побежала... 
Купало, Купало 
Где ты зимовало? 
Лотов ало в лесе 
Зимовало в стресе 
На святого Купалу 
Летели гуси ряд по ряду 
На святого Купалу 
На святого Купалу 
Крикнули гуси раз по разу 
На святого Купалу 
На святого Купалу 
Девки ёлки собирали 
Собирали и не знали 
Собирали и не знали 
У Купалича пытали 
Купала, Купала 
Что это за зелье 
Что это за зелье 
Святое коренье? 
Девицкая красота 
Мальчоцкая сухота 
Девиц умыванье 
Парней воздыханье 
Как на святого Купалу 
Солнце ясно заиграло 
Ай люли люли, ай люди люли (припев) 
Ходил чижик по улице 
Около Мареночки 
Погуляти со синицей 
Собрать девок на Купалу 
Да ребяток на гулянье 
А девочек венки вить 
А ребятам шапки бить 
У девочек своя воля 
У ребяток того боле.» 

      Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» 
      Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. 
     После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют: 

«Ой на святого 
Ой на Купалу 
Девки гадали 
Венки кидали 
Кидали в воду 
В воду быструю 
Скажи (ласковое название реки) 
Про жизнь молодую 
С кем наша (река) 
Век вековати 
Кого наша (река) 
Любым назвати 
Долго ль я жити 
Долго ли буду 
Неси (река) венок 
Не дай потонути.» 

        На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.    Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано соунцо играло...»; «Солнце сходить грае...».
    Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Скоро праздник Ивана Купалы | eshkin - Дневник eshkin | Лента друзей eshkin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»