Тайная Вечеря: мистерия любви, предательства и конца времён
Наступает Великий Четверг. День, посвящённый последней трапезе Спасителя со Своими учениками накануне ареста, суда и Крестной смерти.
Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон
Христос — воплощённый Логос — не просто говорит, Он отдаёт Себя.
Хлеб и вино становятся не символами, а Сущностью.
Через Евхаристию — таинство, установленное именно в эту ночь — Бог входит в человека, не как идея или образ, а как Бытие.
Это точка соприкосновения времени и вечности, где Тело и Кровь становятся доступом к Онтологическому Абсолюту.
Но Он не обвиняет, не уходит, а остаётся с ними — до конца.
Вечеря становится зеркалом человеческого бытия: каждый из нас сидит за этим столом, каждый в какой-то момент — и Пётр, и Иоанн, и Иуда.
И каждому вручена чаша. Вопрос лишь в том — примем ли мы её?
Аллегорически Тайная Вечеря — это образ мира, собравшегося вокруг Божественного Центра.
Христос — как Солнце, ученики — двенадцать сторон света, архетипов человечества: от верности до предательства.
В мозаике храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге
Хлеб — как земная субстанция, вино — как кровь истории.
Всё творение в этой комнате — как икона космоса, ждущего своего спасения.
Это и брачный пир, где невеста — Церковь — соединяется с Женихом — Христом, и образ Завета, нового, не на каменных скрижалях, а на человеческих сердцах.
Христос говорит: «отныне не буду пить от плода виноградного до дня, когда буду пить его с вами в Царстве Отца Моего».
Это значит, что Пир продолжается — но следующий акт будет уже в вечности, на брачном пире Агнца, где сядут спасённые.
Тайная Вечеря — предначертание конца истории, репетиция Страшного Суда в миниатюре: за столом — святые, сомневающиеся, предатели и будущие мученики.
И в этом — главный смысл:
Вечеря становится проверкой на человечность и на Богочеловечность.
Это момент, где каждый выбирает: остаться или уйти, предать или спасти, участвовать в Пире Агнца или отвергнуть его.
Сионская горница — это и храм, и земля, и небо.
Это пространство, в котором Христос ещё не умер, но уже воскрес.
Тайная Вечеря — первородный акт спасения, в котором история распинается, чтобы воскреснуть в вечности.
Это есть основание нашего спасения и нашей веры.
Она исходит от всецелого дара Христа Себя, прежде всего таинственного — за бессмертной Трапезой Великого Четверга, затем телесного — на Кресте в Великую Пятницу — до дара Духа Святого в Пятидесятницу, в этом переходе победы любви над злом и смертью, явленной Богом в Воскресении Христовом.
Мы стоим в самом центре нашего богослужебного года. Пасха Господня в нем — это то, вокруг чего все вращается.
Пасхальная тайна освещает все другие тайны, придавая им истинное значение.
Вся вера Церкви исходит отсюда, и то, что происходит за литургией Великого Четверга и во все пасхальные дни, — это раскрытие веры всех святых в течение столетий, это путь, которым нам надлежит идти без конца.
Вот почему крещеные, которые воображают, будто можно быть верующими, не ходя в церковь, не участвуя в таинствах, в том числе в самых главных из них — покаянии и причащении, — страшно ошибаются.
Милостив Бог, и Он будет искать, какими другими путями, какими скорбями привести эти души ко спасению.
Но какие сокровища не будут узнаны ими, какие богатства потеряны, какие открытия и радости попраны, какие зовы Духа Святого останутся незамеченными!
Что касается нас, стоящих здесь, — продолжим этот наш путь со всеми святыми, с Самим Христом Богом.
Мы не имеем права отвернуться от этого пути только потому, что по нему трудно идти.
А один из священномучеников, отец Анатолий Жураховский, не имея возможности участвовать в служении литургии, писал из тюрьмы своим духовным чадам: «Издалека целую землю, где совершается теперь Божественная Евхаристия».
И одновременно исповедовал веру разбойника благоразумного как перед причастием: «Достойное по делам своим приемлем».
И вслед за святым Иоанном Златоустом прибавлял: «Слава Богу за все».
По милости Божией, сейчас печатается много церковной литературы.
Но книги и проповеди могут помочь только в малой степени понять таинственную тайну Церкви и жить ей.
Для постижения ее надо, чтобы душа освободилась от себя и приняла Христа, как апостолы, как апостол Иоанн Богослов, слово которого о самом главном, что должен знать человек, мы слышим среди пасхальной ночи.
Это означает избавление от всего, что является самодостаточным в этом мире, который не дает душе стать свободной как птица.
Лицезрение истины порой страшит, его стараются избежать.
Многие не читают ту или иную, может быть, самую важную для них книгу, потому что это мешает.
Куда проще жить ради красивой видимости, не обязательно греховной, ради обретения хотя бы символического благополучия, ради отдыха на берегу озера, ради того, чтобы иметь возможность послушать музыку с друзьями, ради того, чтобы вступить в счастливый брак и иметь детей, — и больше ничего не надо, — но не ради того, чтобы стать по дару Христа святым и воспитать детей святыми.
Каждый из нас должен сегодня лично осознать глубокую благодарность Богу за то, что ему дано принадлежать этой Церкви, умерщвляемой, страждущей подобно Телу Христову, страждущему во время Крестных Страданий.
И желать умереть добрым воином Христовым за эту Церковь.
Я помню слова одного старого, весьма образованного священника:
«Я говорю всем моим сыновьям и внукам, всем моим друзьям и каждому, кто бы он ни был, что мы не можем жить в истине, читая много книг.
Роспись Владимира Любарского
Как научиться нам в самом деле быть занятым тем, кто нуждается, чтобы о нем говорили, чтобы его растормошили, подбодрили, чтобы его накормили, благословили, утешили?
Если Христос распялся за нас — это то, что Он совершил навеки.
Если Христос воскрес из мертвых — это то, что Он совершил навеки.
Если Бог сотворил нас, мы будем жить вечно.