Приснилось то, что никогда раньше не снилось – рассказ Стругацких. Именно рассказик с речевыми оборотами, стилем, но я был и участником описываемых событий. И при этом помнил, что это описывается научно-фантастический рассказ, причем именно Стругацкие, в голове всплывали характерные фразы, эпитеты и прочее. По стилю, правда, больше похож на Лукьяненко. Вот только он сам не скрывает, что подражал Стругацким... Никогда раньше такого сна не было!
Рассказ происходит в двух временах: когда главный герой ребенок в школе, и когда он уже взрослый солидный дядька, научный работник и участник нескольких экспедиций на дальние планеты. Специалист установки контактов с другими формами жизни, ни много, ни мало. Но в детстве, в школе он установил свой самый первый и самый важный контакт с представителем иных цивилизаций.
Урок литературы. Я внезапно понимаю, что к уроку я совершенно не готов. Нужно было подготовить анализ какого-то произведения, которое я не читал, есть только листок с прошлого занятия, где расписан план анализа. К тому же, и старенький учебник мой порван на две половины. Учительница громко возмущалась мной и ругала. Спросила: «Это ты разрисовал учебник?» на что я ответил: «Нет, я уже давно не в том возрасте, чтобы рисовать в учебниках». И вспомнил во сне, что я-то школу уже закончил, и аттестат у меня где-то есть, где по литературе аж целая четверка, по-моему, стоит, так что можно не беспокоиться. Я заявил училке, что литературу считаю совершенно бесполезным предметом, так как если человеку интересно, то он сам спокойно прочитает ваших исторических писателей, а если нет, то заставлять его бесполезно, толку не будет.
И тут ребенок (тут он скорее герой рассказа, чем я, поэтому напишу от третьего лица) замечает на полу странное вздутие, словно в досках пола кто-то прорыл тоннельчик и оставил характерный длинный бугор растрескавшейся древесины. От скуки (литература же!) он начал осторожно ковырять рыхлую древесину и раскопал тоннель. Он оказался диаметром сантиметров пять. Это что же за гусеница гигантская его прогрызла, изумился ребенок и начал аккуратно зондировать ход в обоих направлениях, надеясь найти эту гусеницу. И, что удивительно, нашел ! Сначала осторожно извлек ее оттуда, – гусеница, похожая на личинку майского жука, оказалась более чем внушительных размеров, но не страшная, просто большая.
Но тут ребенку стало ее жалко, он понял, что гусеница готовится окуклиться, и нужно ей теперь помочь в этом. Он позвал соседа по парте, и вдвоем они стали обсуждать стратегию помощи этому необычному созданию. Надергали листков из тетрадей, обложили все вокруг создания, приготовились закатывать гусеницу в кокон из бумаги и заклеить. Каждый из них вдруг знал, как правильно это делать, что может повредить гусенице, а что, наоборот, ей поможет. Они деловито работали, шепотом перебрасываясь репликами типа «Смотри, чтобы внутрь труха не попала» и «Нельзя кокон делать герметичным, она должна получать информацию об окружающей среде, ей же приспосабливаться к нашим условиям». Учительница им ни разу не помешала и даже не заметила, что они весь урок занимались не тем, чем надо.
Далее уже с позиции взрослого. Человек (не знаю его имени) едет общественным транспортом по городу куда-то к своему знакомому. Мелькают воспоминания и ожидания, одно из них: у того, к кому он едет, такая же гусеница живет дома в кадке с деревцем, роется в земле. И еще: гусеница является представителем вида разумных насекомых, и она телепат. Слышатся обрывки разговоров, эмоциональный отклик вызывает упоминание какого-то научного работника, который вчера получил сразу несколько травм: поскользнулся, сломал то ли ногу, то ли руку и тут же заработал инсульт.
Далее помню смутно, еще пару раз сменялось повествование с ребенка на взрослого и обратно.
Были воспоминания других планет, где люди строили небольшие колонии-форпосты, и на каждой спутниками были эти самые гусеницы, которых прозвали «Ти-Эс Девять (рекс)». Почему так, непонятно, может по названию планеты, откуда они родом? Но я во сне старательно повторял это название, так как знал, что когда проснусь, названия забудутся легко и быстро.
Эти создания умеют путешествовать с планеты на планету без помощи космических кораблей, одну из таких и нашел человек в детстве. И это положило начало тесному сотрудничеству. Особенно полезными оказались эти телепаты в деле установки контактов с другими формами жизни на других планетах. Люди их брали с собой в качестве своеобразных переводчиков и универсальных анализаторов любой формы жизни, построенной на любых принципах и основах. От растений и животных и до умных силикатных полимеров, которые выглядят паутина в воздухе. Если существо умеет думать, воспринимать, соображать, то гусеница это обязательно обнаружит. Вдобавок, гусеница – это маленькая химическая лаборатория, способная синтезировать сложную органику. Начиная от плетения сахарной ваты и заканчивая синтезом для людей (и не только) вакцин от местных болезней. Характер у этих самых гусениц покладистый и совсем не конфликтный, поэтому люди и таскают их с собой везде по космосу, и относятся к ним с уважением – разумные все-таки!
Но есть у гусениц Ди-Эс-Девять (рекс) и обратная сторона медали. Одновременно это и небольшая моральная дилемма для людей. Дело в том, что гусеница – это личинка. Но она взрослеет, окукливается и затем вылупляется. И вот как раз взрослая особь никакого интереса для людей не представляет. Это ленивое и тупое травоядное создание, хоть и по-прежнему разумное. Оно помнит свое «детство», но заниматься теперь хочет только одним делом – жрать, жрать и жрать! У них невероятно низкий КПД пищеварения, поэтому эти хитинистые зеленые создания вынуждены постоянно есть. Ростом они полтора метра, цветом зеленые, а формой как не пойми что, толком не помню. Постоянно пасутся, поглощают растения. Оно движется неторопливо, но оставляет за собой только голую землю.
В этом и состоит моральная дилемма. Если их оставить, то они расплодятся и сожрут всю растительность Земли. Как ни пытались договориться с ними люди, заставить их измениться, повысить качество пищеварения хотя бы (они это могут), гусеницы на хотят. Взрослая стадия для них как почетная пенсия – никакой работы, один гедонизм. Убивать их? Они же разумные. Вот и мается человечество дилеммой. Сами гусеницы как-то пошутили телепатически, что таким образом они на земле стабилизируют численность людей. Мол, всю растительность съесть они не могут, съедят
почти всю, у людей наступит голод, и лишние люди просто вымрут. А то, что останется, со временем расцветет в полноценную гармоничную цивилизацию. Для них это нормально, гусеницы и к своей собственной смерти относятся наплевательски, лишь бы вид в целом выжил.
Заканчивается сон как рассказик фразой-абзацем: «Вот такие они, гусеницы. А зовут их Ди-Эс-Девять (рекс).»
[669x485]