• Авторизация


сиенская школа живописи 09-02-2014 10:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения SPACELilium Оригинальное сообщение

Сиенская школа живописи.

Сиенская школа

И снова я бросаюсь в крайность: из России 20 века – в Италию 13 века.

Сегодня я предлагаю познакомиться с Сиенской школой живописи. Явление это локальное по местоположению, но длительное по времени и обширное по художникам, входящим в эту школу. 

Сиенская живописная традиция зародилась в XIII в. Ее отличало особое, присущее только ей смешение традиций византийской иконописи, готической книжной миниатюры и ренессансных элементов. Вообще, надо сказать, что распространение византийской манеры было связано с общим мнением, что византийские иконы более достоверно передают лики Христа и прочих евангельских персонажей, и обладают чудодейственной силой. Поэтому влияние византийских живописных традиций в сиенской школе это следствие своего особого мировидение, и религиозной идеологии, которая питала это мировидение. Особенно заметно это влияния в работах ранних мастеров Сиенской школы, первым из которых был художник, которого позднейшая искусствоведческая традиция называет «Мастером из Трессы». Представленные ниже две его работы дают яркое представление, как эволюционировала манера художника от копирования византийских и коптских образцов к более самостоятельной итальянской манере.

[600x325]

Христос во славе и шесть сцен из истории Истинного креста. 1215г.





[433x599]

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами» ( «Мадонна с большими глазами») 1250г.







В период расцвета Сиенской школы (ХIII — первая пол. XIV в.) её мастера (Дуччо ди Буонинсенья, Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини, Липпо Мемми), создавали произведения, отличающиеся одухотворённым лиризмом образов, эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита, утончённостью линейного ритма. Их произведения при готической условности композиции отмечены непосредственностью наблюдений, смелым введением реального ландшафта (в том числе панорам Сиены), бытовых сцен и деталей, портретных образов, попытками пластической лепки объёмов.

Дуччо стремится радикально трансформировать византийскую манеру, создая то, что уже можно отчасти считать разновидностью готической живописи. И ему, как как истинному мастеру, удается, не порывая с прошлым, создавать прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

[335x600]

Дуччо. «Маэста», деталь: Въезд в Иерусалим.



[407x599]

Дуччо. «Мадонна Креволе»



Это самая ранняя работа художника. На первый взгляд выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.



Самое значительное произведение Амброджо выполнено в технике фрески. В 1337–1339 он украсил Зал мира в палаццо Публико в Сиене шестью сценами, изображающими Аллегорию доброго и злого правления. Художник объединил в этом фресковом цикле изображения средневековой городской и сельской жизни, проявив себя как замечательный мастер пейзажной живописи, а так же внес также большой вклад в решение проблемы передачи трехмерного пространства на плоскости.

[600x259]

Амброджо Лоренцетти. "Плоды доброго правления". Фреска.



[420x600]

Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь: разрушенный замок.





Искусству Симоне Мартини присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций. Согласно общему направлению сиенской школы, он стремился в своих произведениях к передаче идеальной красоты, искренности чувства, нежной грации или благородного, спокойного величия, держась в отношении колорита ясных, гармоничных тонов и любя богатство аксессуаров и деликатность отделки.

[600x461]

Симоне Мартини. "Маэста".

Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, «полуколлаж». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово. Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г.



[404x599]

Симоне Мартини. Алтарь св. Людовика Тулузского



А вот это совместная работа двух мастеров сиенской школы - Симоне Мартини и Липпо Мемми:

[600x518]

«Благовещенье»





Большое влияние на его творчество Липпо Мемми оказал Симоне Мартини, женатый на его сестре.

[421x600]

Липпо Мемми. " Мадонна Милосердие"





[415x599]

Липпо Мемми. "Триумф св. Фомы Аквинского".

Фома Аквинский, известный философ и теолог XIII века, сформулировавший 5 доказательств существования Бога, был в 1323 году канонизирован, и исследователи считают, что большая икона с его изображением была создана в связи с этим событием. Святой изображен богоподобным мудрецом, чьи идеи влияют на весь мир. В верхней части картины изображен Христос, благословляющий происходящее. Ниже его расположены апостол Павел, пророк Моисей и четверо евангелистов. Справа и слева от Фомы Аквинского божественный свет его учения объединяет труды философов древности — Аристотеля и Платона, которые стоят с раскрытыми книгами, а у ног Фомы Аквинского, подавленный светом его мысли, в тяжких раздумьях возлежит мусульманский философ Аверроэс (Ибн Рушд), в спорах с аль-Газали отвергавший религиозную веру как единственный источник истины





Эпидемия чумы 1348 года внесла свои коррективы. Общий упадок не обошёл стороной и художественный процесс, а некоторые художники просто умерли от чумы. После этой катастрофы, по подсчетам специалистов, производство художественной продукции в Тоскане сократилось примерно в пять раз. Художники второй половины XIV века — Лука ди Томме, Липпо Ванни, Якопо ди Мино дель Пелличчайо, и др. в своем творчестве опирались на достижения сиенской школы первой половины века, создавая утонченное религиозное искусство.

[271x598]

Лука ди Томме. «Мадонна с младенцем на троне»





[429x600]

Липпо Ванни. «Обручение Марии»





[359x600]

Якопо ди Мино дель Пелличчайо. «Коронование Марии»



В XV в. важнейшими чертами Сиенской школы, основывавшейся на традициях треченто, оставались декоративизм, лирическая созерцательность образного строя, вносящая в произведения многих сиенских мастеров (Сассетта, Джованни ди Паоло) атмосферу сказочности, при этом идейным стержнем художников Сиены в XV веке по прежнему была религиозная нравственность. Возвышенная религиозная духовность требовала соответствующего художественного языка, в связи с чем живописные приемы интернациональной готики оказались близки сиенским художникам.

Наиболее известным художником этого периода был Стефано ди Джованни Сассетта.

[600x384]

Сассетта. "Алтарь Евхаристии", панель пределлы: Чудо таинства.



Пределла — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета.



Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов — прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века.





[600x438]

Сассетта. «Шествие волхвов».







Джованни ди Паоло создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.

.Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру. Не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники — экспрессионисты и сюрреалисты

[600x587]

Джованни ди Паоло. «Христос в Гефсиманском саду».





[600x416]

Джованни ди Паоло. «Св. Клара спасает ребенка от волка» деталь «Алатаря св. Клары»





Сано ди Пьетро был разносторонним художником. Он занимался станковой живописью, книжной миниатюрой и фреской, оставаясь верным готическому иконописному стилю. Во многих его работах пейзаж отсутствует совершенно и заменен всевозможными ухищрениями золотых узоров. Когда же Сано решается писать пейзаж, то он создает какие-то "очаровательные курьезы", как бы предназначенные для иллюстрации уютных детских книжек. Такова, например, пределла с легендой святого Иеронима-пустынника, находящаяся в Лувре, полная поэтического чувства, но также и ребяческих несообразностей.

[600x366]

Сано ди Пьетро. "Сцена из жизни святого Иеронима"





[600x331]

Сано ди Пьетро. «Св. Бернардин возвращает к жизни ребенка».





[595x599]

Доменико ди Бартоло. «Уход за больными»





[585x600]

Маттео ди Джованни. "Избиение младенцев"





[460x599]

Пьетро Ориоли. "Рождество"



В XVI в. Сиенская школа постепенно утратила своё значение.
автор gor Levitas,
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник сиенская школа живописи | Decora_Mir - Дневник Decora_Mir | Лента друзей Decora_Mir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»