Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — архитектурный и дизайнерский стиль конца XX начала XXI века, логическое развитие постмодернизма. Стиль хай-тек ориентирован на функциональность, научность, использование высоких технологий. Стиль хай-тек несет на себе отпечаток престижности хотя бы потому что все здания хай-тек очень дорогие.
Хай-тек на данный момент можно разделить на два этапа:
* Ранний хай-тек (1960-е — начало 1970-х)
* Современный хай-тек (середина 1970-х — по сегодняшний день)
Логичным продолжением хай-тек стали начавшие свое развитие в 1990-х гг. стили «био-тек» и «эко-тек», которые с одной стороны переняли от хай-тек тягу к высоким технологиям, с другой стороны в противоположность хай-теку, пытаются соединится с природой, не спорить с ней, но органично сосуществовать.
Важную роль в появлении и становлении стиля хай-тек сыграла деятельность группы «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Согласно классификации Ч. Дженкинса хай-тек относится к позднему модернизму, называя его пиком модернизма.
Одним из первых важных осуществленных сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа.
[показать]Здание Fuji TV
[показать]Ллойд
[показать]Художественный музей
[показать]Sage Gateshead
[показать]Галерея Ламберта
[показать]Выставочный зал
[показать]HSBC в Гонконге
[показать]Корнишон Swiss Re
Хай-тек характеризуют использование высоких технологий, прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность.
|
Преобладающие и модные цвета |
Белый, серый, черный, серебристо-металлический, а так же насыщенные чистые цвета - красный, зеленый, желтый |
|
Линии стиля Хай-тек |
Использование прямых линий и простых фигур |
|
Форма |
Четкость и геометризм форм, высокий прагматизм в планировании пространства |
|
Характерные элементы интерьера |
Использование высоких технологий, простота форм всех элементов интрерьера, максимальная функциональность. Широкое применение стекла, пластика, металла |
|
Конструкции |
Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания |
|
Окна |
Прямоугольные, максимально большие. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения |
|
Двери стиля Хай-тек |
Прямоугольные, простые, лаконичные. Часто из металла или стекла |
Норман Фостер (Norman Foster 1935 г.) — британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Произведен королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны (Baron Foster of Thames Bank). Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль хай-тек. Один из самых популярных архитекторов современности.
Ричард Роджерс (Richard Rogers 1933 г.) — британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль хай-тек. Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside). Роджерс совместно с Рензо Пиано создали Центр Помпиду в Париже в 1971 году.
Ренцо Пиано (Renzo Piano 1937 г.) — итальянский архитектор, который вместе с Ричардом Роджерсом создал стиль хай-тек. Центральное произведение — Центр Помпиду в Париже (1971-77).
Кэндзо Тангэ (丹下 健三 1913 — 2005 гг.) — один из самых влиятельных японских архитекторов XX века. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в «интернациональном стиле» (муниципалитет Токио, 1952-57) и стиле хай-тек (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Среди его общепризнанных шедевров — католический собор Святой Марии и Олимпийский центр (оба — в Токио, закончены в 1964 г.) Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ.
Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava Valls 1951г.) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».
[показать]Город искусства и науки
[показать]Оперный театр Тенерифе
[показать]Художественный музей
[показать]Дворец искусств
Владимир Григорьевич Шухов (1853 — 1939 гг.) — инженер, архитектор, изобретатель, ученый. В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования современных зданий.
Основные типы сооружений хай-тек — общественные, коммерческие, офисные здания. Часто здания хай-тек это огромные небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.
В современном дизайне стиль хай-тек необычайно популярен. Основными принципами дизайна интерьера в стиле хай-тек можно назвать: функциональность, использование металла, стекла, пластиков, бетона; строгость и простота конструкций, прямые линии, чистые, светлые цвета, практически полное отсутствие декора. Основной доминантой служит форма, а не расцветка или цветовая гамма. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. Цвет и рисунок для стиля хай-тек не являются характерными деталями. Интерьер в стиле хай-тек строится на сочетании пространства и света. Основу стиля хай-тек, составляют черный, белый и серый цвета. К ним могут добавляться любыми другие чистые, несмешанные оттенки: красный, синий, зеленый, желтый цвета. Рисунков и декоративных элементов, в стиле хай-тек практически нет. Стиль Хай-Тек не терпит небрежности — все должно быть ровным и гладким: чистые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок.
Для стиля хай-тек освещение играет очень важную роль, так как позволяет выделить и выгодно подчеркнуть фактуру и форму материалов использованных в отделке интерьера. Более того, свет также берет на себя дополнительную роль организатора пространства интерьера. Светильники, конечно же, должны нести на себе отпечаток техногенности. Приветствуются сложные варианты освещения из-за панелей, встроенные светильники. Используя струнные светильники, можно визуально разделить помещение на функциональные зоны, создав границу между кухней и столовой или между гостиной и спальней, добившись при этом невероятной легкости и пластичности. Часто в интерьерах хай-тек можно увидеть софиты. А для придания уюта помещению можно использовать торшеры с россыпью галогеновых лампочек.
Обычным декором окон в стиле хай-тек являются различные жалюзи. К ним можно добавить шторы, однако, скорее всего, однотонные, без узоров.
Стены обычно однотонные светлые, хотя прекрасно смотрятся и варианты темно-серых или даже черных тонов. Главное чтобы эти цвета были умело обыграны в интерьере.
Мебель в интерьере хай-тек минимальна. Главное условие — мебель хай-тек должна быть удобна, практична и не иметь лишних декоративных деталей. Материалы мебели хай-тек — кожзаменитель, металл, стекло, пластик. Фурнитура часто серебристая, матовая либо блестящая.
[показать]BVN-Architecture
[показать]Teka Studio
[показать]HOK Mexico
[показать]Пентхаус Руиз-Маасбург
[показать]Отель Конкорд
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
[показать]Интерьер Хай-тек
Интерьер в стиле Хай-тек требует большого пространства, больших окон, достаточно высоких потолков.