Классические Семь чудес света
По легенде именно Гелиос, бог Солнца, своим советом помог осаждённым жителям Родоса противостоять великому полководцу Деметрию Полиоркету. Военачальник привёз на остров огромную осадную машину, гелеополиду, которая, казалось, сметёт всё на своём пути. Однако родоссцы, которым идею "подсказал" как раз Гелиос, заманили башню в ловушку, вынудив Деметрия отступить.
В честь победы в 304 году до нашей эры было решено возвести статую бога-покровителя, чтобы увековечить память о победе над грозным противником. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме.
Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.
[271x500] Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
[350x253] ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Основными источниками сведений о бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс, нет и описания статуи - только самые общие сведения.
Иногда Колосса изображают стоящим, расставив ноги, перед входом в родосскую гавань, между ног его проходят корабли. Этого не могло быть - ширина устья гавани составляла 400 м, а ноги 33-метровой статуи никак не могли быть расставлены столь широко.
Как выглядел Колосс? Самое старое его изображение относится к 1556 г. Считается, что Гелиос был представлен в виде стоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове, но это только предположения.
Фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой вытянутой вперед. Но на этот раз скульптор, видимо, придал ей иное положение: расчеты показывают, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса.
Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например французского скульптора Огюста Бартольди, известн. своей работой «Статуя Свободы» («Новый Колосс»), ставшего «символом Нью-Йорка и США».
Несмотря на то, что облик Колосса остается загадкой, существуют проекты его воссоздания. В 2003 г. мэр города Родос Диоргос Янопулос объявил о том, что уже ведутся переговоры с рядом компаний, готовых принять участие в "пректе нового тысячелетия". Возрожденный Колосс будет установлен в море, недалеко от береговой черты.
Правда трудно понять смысл этой дорогостоящей акции: воссозданный Колосс в любом случае не будет иметь никакого отношения к Колоссу реальному, и станет лишь приманкой для туристов.
Источник: tomovl.ru