• Авторизация


Ольга Филатова: Царь Ирод- знакомый и незнакомый. 13-05-2014 16:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Шалом_Исраэль Оригинальное сообщение

ОЛЬГА ФИЛАТОВА: ЦАРЬ ИРОД - ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ

[455x604]

ИРОД – ПРОРАБ ПЕРЕСТРОЙКИ

А резал ли Ирод Великий младенцев в Вифлееме? Доказательств вифлеемской трагедии не существует. Существует множество доказательств того, что он был гениальным государственным архитектором. Но при этом, и вот здесь самое загадочное, всю силу своего таланта он употребил на охрану собственной жизни. Отчего?

Ирод очень любил детей

Итак, Ирод Великий известен нам как человек жестокий и властный. Если верить народной молве, узнав о том, что на свет появился новый царь Иудейский, Ирод, который на данном этапе занимался тем, что правил Иудеей и всячески в ней царствовал, был неприятно поражен услышанным. Получалось, что ему, Ироду, царю, настало время складывать манатки и потихоньку уже ползти к выходу, если не сказать хуже – к выходу на кладбище. В те времена с бывшими руководителями никто не церемонился. Кого свергли – того на кол. Во избежание руководящих рецидивов.

Ирод услышал и, наверное, даже попросил ему повторить пару раз, для понимания, что где-то в двух шагах от Иерусалима, в соседней деревушке под названием Бейт-Лехем (переводится, как «Дом Хлеба», потом для пущего гламура переименовали в Вифлеем, присвоив статус города) родился младенец мужеского пола, назначение которого – стать новым царем.

Да вообще-то речь шла не о царе, а о Мессии, который заодно бы уж и правил народами, но это несущественная деталь. И вот, когда первое удивление у Ирода схлынуло, это известие его сразу сильно разозлило. «Меня? Свергать?!!» А что орать-то? Факт свершился, власть в опасности, если какой-то новорожденный тянет ручки к трону. Короче, волхвы нанесли царю стресс. Провертели ему дырку в ауре.

Дальше так. В приступе неконтролируемой жестокости Ирод посылает своих верных людей в Бейт-Лехем, благо ехать было недалеко, в Израиле все расстояния таковы. Верные люди по прибытии в населенный пункт по приказу Ирода устраивают ту самую резню, впоследствии названную Вифлеемской, по месту действия. О том, как это происходило, существует соответствующий аудио и визуальный материал. За две тысячи лет, прошедших с тех пор, поэты и певцы, актеры и художники, театральные режиссеры, а потом присоединились и кинематографисты, много раз поведали миру свои представления о том, как бы эдак могла происходить расправа над младенцами. Там хватало и криков несчастных матерей, и воплей умирающих детей, лились слезы старшего поколения, бабушек и дедушек, сверкали кинжалы и оскаленные зубы римских воинов. Вопрос лишь в том, происходило ли это на самом деле.

Прежде чем доверять свидетельствам художественного полотна, стоит вспомнить о том, что ни одного художника никогда не стояло на месте действия картины. Ни один кинорежиссер не видел, как распинали Христа. Никто не был свидетелем того, как именно отрезали голову Иоанну Крестителю. Все это Рубенсы потом понаврали. Удобно рассуждать о битве, расположившись от нее на расстоянии пары тысячелетий, чтобы не забрызгало кровью пенсне. Ни один из живописцев не может похвастаться тем, что лично наблюдал, ну хотя бы гибель Помпеи. С морскими баталиями тоже каждый раз неудобно получается. Ну не было такого, не повезло, не случилось, не заливал грозное небо такой воспаленный закат…

Избиения же младенцев в Вифлееме не видел даже евангелист Матфей – единственный, чье свидетельство мы сегодня можем предъявить в суде. Матфей -вот кто донес до нас сведения о том, что подобный прецедент вообще случился – Ирод приказал уничтожить младенцев. По мнению современных нерелигиозных историков, подобное зверство вряд ли на самом деле могло быть. Притом, что реальная жестокость Ирода не уступала выдуманной, о чем чуть позже. Этот человек был истинным брильянтом среди тиранов. Он изрядно проредил население Иудеи. Но младенцев все-таки не резал. Вряд ли. Не сходятся концы с концами.

Итак, в Евангелии: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, – пишет Матфей. -Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». (Мф.2:1-11).

Далее говорится, что волхвы к Ироду назад не пошли, угадав недоброе намерение. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Стоит еще раз отметить, что показания Матфея, хоть и евангелиста, по этому делу являются единственным свидетельством, на которое может опираться возможное обвинение. Конечно, если мы хотим честно разобраться в правомочности такого обвинения.

Чтобы как-то отблагодарить Рим, Ирод совершенно не к месту выстроил в Иерусалиме ристалище, нарушавшее архитектурный ансамбль города, и наладил там спортивные игры в римском духе, угощая львов гладиаторами. Так его двор демонстрировал эллинистические нравы. А если честно и без религиозного фанатизма, то получается вот что. Волхвы, то есть некие мудрые люди, очень бородатые, заехавшие погостить к Ироду, отбыли по своим делам, сообщив царю ценные сведения о рождении божественного младенца. Может быть, они сообщили ему это даже и не напрямую, а обмолвились в разговоре с кем-то из челяди. Домой они отползали виноградниками. И хотя за ними вдогонку было послано, чтобы уточнить детали, толку из этого не вышло, мудрецов не догнали или просто поехали не по той дороге, что всего скорее. Таким образом, переспросить было не у кого, Ирод, конечно, очень разозлился. Он был очень властный человек. Он не любил даже мелких неудач.

Можно допустить, что мудрецы просто хотели позлить мнительного царя, зная его страх потери власти. А может, и что-то более конкретное имели в виду. Сейчас уже не выяснишь. Хотя, конечно, покрутить факты и порассуждать мы имеем ровно такое же право, как и любой другой художник, поэт или философ Средневековья, которому пришла охота вообразить детали. Допустим, Матфей не указывает число пострадавших младенцев. Однако по ходу истории цифры каким-то образом всплывают. В византийской традиции принято считать, что их было 14 тысяч. Видимо, в Иудее тот год был в демографическом смысле урожайным. В сирийской версии младенцы размножаются до 64 тысяч. Позже встречается и фантасмагорическое число 144 тысячи. Тем не менее даже религиозные историки не забывают тот факт, что все это поздние сведения. То есть попросту вранье. А единственный достоверный исторический источник тех лет, человек, который и правда жил при Ироде и мог бы рассказать правду – Иосиф Флавий, – молчит про младенцев, как удавленный.

Позднейшие сведения напоминают соревнование по принципу у кого копье длиннее. Историки распоясываются на счет младенцев по полной программе, и чем позже живет историк, тем масштабнее ему представляются размеры этой памперсной катастрофы. И только английские ученые, чьему научному любопытству мы обязаны многими важнейшими открытиями в каждой области знания, напомнили недавно фанатам религии, что вообще-то все население Вифлеема в те библейские времена вряд ли достигало более 300-500 человек, а если вместе с окрестностями, то не более пары тысяч. Это видно по чертежам города. Такова уж особенность Израиля. Исторические руины тут торчат из земли и никуда не деваются. То, что однажды построено, уже почти невозможно уничтожить. Из-за необычайной сухости климата и почти полного отсутствия почвы как таковой. Земля Израиля почти везде состоит из битых камней.

Итак, даже если в этой деревне рождалось по 20 детей в год, не все же они были мальчиками. Выходит, посланникам Ирода в Вифлееме даже при сильном рвении не удалось бы поживиться более чем 15 младенцами. Что, конечно, не умаляет страданий их родителей. Но катастрофическими в этом свете кажутся не масштабы резни, а объемы вранья, наросшего за две тысячи лет. Поистине человечество – это просто скопище врунов в сандалиях.

Далее английские ученые заметили странность. Например, у евангелиста Луки, подробно и очень так в деталях описавшего события, сопровождавшие рождение Христа… Вифлеемская резня совершенно не упоминается. То есть ни словечка, ни намека. Как будто ее и не было. У Флавия про резню ни строчки. Да и вообще о ней молчат все, кому можно хоть сколько-нибудь верить, кроме тех, кому по какой-то причине очень хочется видеть Ирода в роли этакого жупела для Христа. Зачем, спрашивается? Как будто ему и так мало досталось.

Теперь, когда мы со всех сторон рассмотрели вопрос избиения младенцев, поговорим о той части истории жизни Ирода, о которой имеем больше фактического материала. [показать]

Если выпало в империи родиться

  Ироду вообще-то повезло – он родился в очень хорошей семье. Папа Ирода был премьер-министром Иудеи. Он дружил с Юлием Цезарем. Мать его была арабской принцессой из Петры (это в Иордании). Получается, что Ироду с детства было не занимать гламуру. Общество, в котором крутились его отец и дед, было очень звездным, хотя смысл «звездности» состоял тогда не в том, в чем сейчас. Надо понимать тогдашний менталитет: личностей вроде профессиональных актеров или спортсменов в те времена за людей не держали и размещали на задворках. А спортсменами вообще кормили львов, для чего строили специальные круглые столовые, размерами со стадион, очень просторные. «Попасть на тиви» все побаивались. Гламур же тех времен распространялся исключительно на царские фамилии. Папа и дедушка Ирода дружили с личностями класса Цезаря и Клеопатры, Антония, Брута и Кассия, вот это и было круто. Все ходили в золоченых сандалиях, и даже у самого последнего осла водились деньги.

В результате отягощенного хорошим происхождением детства Ирод в 25 лет был назначен губернатором Галилеи. К этому времени он уже женился на какой-то там Дериде, от которой на сегодня ничего кроме имени не осталось, и прижил с нею сына -крошку Антипатра, которому, забегая вперед, стоит отметить, очень по-взрослому не повезло. Папа его потом зарезал. Мнительный был, нервный человек.

Женитьбой на Дериде Ирод не был доволен с самого начала. Не сошлись характерами, и он ее выставил вон, поскольку решил, что жениться надо с умом, а первый блин всегда может пойти комом. К тому же и проблема у него назрела: к моменту, когда Ирода из Рима назначили иудейским царем, местное население было очень недовольно этим самым назначением. Недовольство же в те времена быстро обрастало действием. И вот здесь опять-таки стоит понимать менталитет тех времен и территорий. Государственная власть была напрямую завязана на религиозную. Единственной святыней был Иерусалимский храм, от которого на сегодняшний день осталась только одна стена, известная всему миру как Стена Плача. Пожалуй, не стоит вдаваться в подробности религиозного понимания мира ветхозаветными евреями. Однако надо знать, что назначить в Иудее царя мог только наследственный первосвященник – коэн гадоль – самый большой священник, первый человек в государстве. Это было законом для народа. И переломить этот закон было невозможно, поскольку такова была сила традиции. Народ подчинялся только Богу, единственным «представителем» которого мог быть только коэн гадоль. Ирод же, римский ставленник, был в представлениях граждан просто хрен с горы. Именно так его все и поняли.

В случае с назначением была нарушена причинно-следственная связь – какие-то римляне назначили стране какого-то царя, неизвестно каких кровей, и звать никак – инородца, принявшего национальную идею лишь для виду. И еще ладно, если бы губернатором или там, как ни назови, наместником, старшим менеджером территории, главой государства, а тут сразу Царь.

Чтобы исправить дело и как-то улучшить отношения с народом иудейским, Ирод решил жениться заново. Он выбрал в жены девушку сапфировых царских кровей, принцессу Хасмонейской династии Мириамну. Большинство иудеев считали династию законными наследниками трона. Старую же жену, хоть и не такую уж старую, ей и двадцати-то еще не исполнилось, он выпер из дому с трехлетним сыном, которого потом, для верности, зарезал.

И вот тут и началась эта параноидальная свистопляска. Для начала он задушил восстание протеста. Жестоко. Тут стоит отметить, что, во-первых, в те времена бескровно вообще не жили. По малейшему поводу – оговору или просто из-за кривой усмешки, люди резали друг друга открыто и с чистым сердцем. У Флавия все это подробно описывается. Не брезговали родственными связями. Не щадили братьев, сестер и маму с папой. Сев губернатором в Галилее, Ирод первым делом казнил тысяч пять человек. Чтоб не вякали. Галилея проявила активное недовольство, за что и поплатилась. А во-вторых, хоть и был Ирод человек неласковый, однако он не резал народ без нужды, не мстил женщинам и детям – жен и ребятишек, матерей и отцов повстанцев он и пальцем не тронул. Самих же, да. Казнил. А что было делать? У кого из современных царей хватит терпения уговоры разговаривать, когда на тебя прут с факелами и дрекольем?

Вот Флавий опять-таки пишет: «Антоний находился в Афинах, Вентидий же призвал Ирода к войне против парфян с тем, однако, условием, чтобы раньше восстановить порядок в Иудее. Ирод охотно выступил против разбойников в пещерах. Эти пещеры, находясь в отлогих горах, были неприступны ни с какой стороны; только очень узкие, извилистые тропинки вели вверх к ним, а скалы, на которых находились их отверстия, отвесно ниспадали вниз в зияющие пропасти. Эта недоступная местность делала царя долгое время беспомощным. Но, наконец, он придумал чрезвычайно действенное средство. Он приказал сильнейших своих воинов опускать вниз в ящиках на канатах для того, чтобы они могли проникать в отверстия, здесь они рубили разбойников вместе с их семействами и бросали пылающие головни в тех, которые сопротивлялись. Охотно Ирод захватил бы в свои руки некоторых из них живыми, он с этой целью предложил им через герольда самим выйти к нему. Но никто не сдавался добровольно, и даже из побежденных многие предпочитали смерть плену. Один старик, отец семерых детей, следующим образом убил последних вместе с их матерью за то, что они, доверяясь царским обещаниям, упрашивали его выйти из пещеры. Он стал у входа пещеры, приказал им выходить по одиночке и заколол каждого отдельно появлявшегося сына. Ирод, потрясенный этой сценой, за которой он издали наблюдал, простирал свою правую руку к старику и умолял его пощадить своих собственных детей. Но старик и слышать его не хотел: резкой бранью он напомнил Ироду о его низком происхождении, умертвил еще свою жену над трупами детей и, швырнув их вниз по отвесной стене, сам вслед за ними бросился в бездну». Так пишет Флавий – единственный историк, чье слово может опираться на реальные события, современником которых был он сам. Пытался ли Ирод остановить старика, и был обложен ветхозаветным матом или же, наоборот, сам обложил матом многодетного отца, теперь уже точно не узнать. Известно точно лишь то, что за время своего царствования Ирод на месте не сидел ни минуты и даже отпуска по болезни не взял ни разу. Все катался из конца в конец по пыльным дорогам, все строил новые проекты и подавлял новые мятежи.

[показать]

Здесь будет город-порт

Чудом архитектурной мысли Ирода Великого стал город-порт Кесария Моритима – искусственная гавань, возведенная при помощи только что изобретенного римлянами подводного цемента. Здесь он опять применил инновацию и выстроил целую гавань на искусственных молах и рукотворных волнорезах. Сегодня трудно поверить, что две тысячи лет назад такие технологии реально применялись: подводные археологи чуть не утонули от удивления, изучая руины на дне Средиземного моря. Эти сооружения никуда не делись – они и сейчас торчат из моря и прекрасно видны с вертолета. Порт же был нужен слаборазвитой Иудее для коммуникации с соседями. Вообще-то страна эта в те времена была совершенно непрестижной провинцией, этакими задворками мира. Выстроив Кесарию, Ирод подарил Иудее римские понты. Посещать этот город стало для жителей страны все равно, что сейчас из Таганрога съездить в Москву – узнаешь много нового. Все как в Европе, только цены втрое выше. На каждом углу бутики, сандалии носят с тремя перехлестами, а пиво пьют теперь с мятными листьями и лаймом, ибо так сказано в писании. И все бы хорошо, если бы не построил он в своей Кесарии, кроме любимых ипподромов и львиных столовых, храм во славу римского Цезаря. Вот это было в еврейском государстве совершенно лишним. Неувязочка вышла. Выглядело так, что, помимо единого Бога, которого евреям вполне хватало, в мире существует еще и римский аналог. Стоит ли объяснять, как это понравилось народу? Эллинизация общества – вот в чем обвиняли в дальнейшем Ирода. И он правильно понимал, что в стране его не любят. Народ всегда чувствует, как к нему относятся правители. Спустя чуть более полувека после смерти царя евреи восстановили справедливость, снеся с лица земли многое из того, что им резало глаз.

И даже невероятный по масштабам и красоте Второй Иерусалимский Храм – тот самый, от которого сейчас осталась западная стена (Стена Плача), построенный Иродом, не убедил граждан, что Ирод к ним всей душой. Хотя масштабы этого строительства были такими, что по сей день вообще непонятно, как сам проект со всем этим хайтеком поместился у него в голове. Храм он строил в лучшие свои годы, со всей силой своего темперамента. Чтобы чего не вышло и чтобы случайно не осквернить храм, он обучил строительному делу священников.

На стройке трудились 18 тысяч рабочих. По слухам, самому Всевышнему настолько понравился проект, что во время всего строительства дожди шли только по ночам, дни же были солнечными и прекрасными. Хотя еще неизвестно, какая погода для строительства лучше – в дождливую хоть лысину не напечет. Каждый, кто бывал в Израиле летом, знает, что без кондиционера на улице не то что камни таскать, даже творческие планы обсуждать жарко. Планов же у Ирода, как всегда, было громадье: площадь храма в итоге заняла 140 000 кв. м, что примерно составляет 10 футбольных полей, сшитых вместе. В основание стен залегли камни весом до 600 тонн и длиной до 13 метров. Результатом этих нечеловеческих трудов стало здание, равного по красоте которому вообще не существовало в мире. А значит, описывать его словами не стоит и пробовать.

Закончив строительство храма, Ирод повел себя нелогично. Вроде утвердившись в роли самого богобоязненного из иудеев, он опять покусился на святое. Поскольку ему, хоть и царю, а все-таки не священнику, был запрещен вход во внутренние помещения, он выстроил себе отдельную царскую площадку. Вип-ложу особого назначения – из нее он как бы свысока наблюдал за храмовыми порядками.

К этому времени Ирод уже давно женился на принцессе Мириамне и породнился с Хасмонейским родом достаточно, чтобы не волноваться за свой царский трон. Однако существование рядом с собой более родовитых, чем он сам, господ и претендентов на его место Ирод спокойно терпеть не мог. Например, он назначил первосвященником во вновь отстроенном Иерусалимском храме 17-летнего Йонатана – брата жены. В пику Ироду этот юноша был очень концентрированным евреем. Он гораздо более подходил на роль царя. Если на то пошло, он вообще был из рода Давидова, поэтому народу Йонатан так понравился… что, к сожалению, через пару месяцев самым неожиданным образом утонул в плавательном бассейне. Сама же Мириамна с самого начала была не жилица на свете – каждый раз, когда Ирод уезжал по делам из дому, он оставлял верному человеку записку с указанием, как поступать, в случае если он не вернется вовремя. Бедную девушку полагалось попросту в случае чего зарезать. В итоге Мириамна стала жертвой дворцовых интриг. Хотя за семь лет в браке она к своему 25-летнему возрасту уже успела подарить ему пятерых детей, он приказал казнить ее, поверив сфабрикованному обвинению в измене. Говорят, что свидетелями по тому делу проходили родная мать Мириамны Александра и сестра Ирода Саломея, чей паскудный характер также вошел в историю.

По мнению психолога Рахель Цеммер, изучавшей аберрации поведения тиранов по историческим источникам, убийство Мириамны, которое Ирод совершил собственноручно, необратимо изменило его психику. Условно говоря, этим поступком он сломал сам себя. Зря он ее убил – она единственная, чья жизнь была ему небезразлична. После этого необратимого поступка он и сам стал, подобно призраку, бродить ночами по коридорам дворца. Перед смертью он вообще разговаривал с ней одной. Явно жалел о содеянном.

После убийства Мириамны Ирод стал законченным параноиком – убийцей беспощадным, как солнце пустыни. Хотя, конечно, ничего удивительного. Жестокие цари никогда не были противоестественны или уникальны. Пожалуй, даже есть повод смириться – миром постоянно правили какие-то очень жадные до крови граждане. В основном мужчины. Женщинам кровожадность была свойственна в меньшей мере. Хотя тоже случалось, но реже. Мировая история знает много неприятных правителей – жестоких и безнравственных людей, причинявших горе народам мира. Людей же вроде Ирода помнят за масштабы беды – Иван Грозный и Гитлер, Чингисхан и Сталин – Ирод от них отличался лишь тем, что начал раньше. А они уж подхватили. И всем было свойственно стремление увековечить себя в архитектуре, как признак качественного тирана. И здесь стоит обратить внимание еще на одну общую черту: тираны часто строят вглубь. Их тянет под землю. Достаточно вспомнить, что Сталин и Гитлер, не считая их предшественников, египетских фараонов, норовили строить подземные бункеры для безопасности собственной жизни, как выстраивается логическая цепь. Если ты тиран – строй бункер. Залезь под землю, как червяк, и никто до тебя не докопается. Ирод начал строить казематы одним из первых. Оно и понятно почему – паранойя, которая всю жизнь его терзала, а после смерти Мириам обострилась до критической фазы, она и гнала его под землю.

Последние годы правления Ирода были отмечены пограничной подозрительностью, жестокостью и мстительностью. Ему казалось, что опасность исходит даже от садовых бабочек. Он невинные флоксы и те нюхал с осторожностью и подозревал в заговорах все свое ближайшее окружение, включая родственников. Как и Мириамну, по дворцовому доносу он казнил Александра и Аристобула – их общих сыновей, про которых ему нашептали разных бяк. Его страх перед собственным окружением мог соперничать разве что с ужасом его подданных перед ним. Есть мнение, что этот человек обладал даром вызывать в людях неприязнь. Конечно, если подобное качество можно считать «даром». Хотя социо-психологи утверждают, что «немного недовольное лицо» – удачное свойство для начальника любого ранга. Подчиненные испытывают бессознательное чувство вины, и ими легче управлять. Впрочем, чтобы управлять группой строителей, не обязательно иметь какие-то личные качества.

[показать]

Иродион

Семейный дворец, он же летняя резиденция Иродион был построен в 13 километрах от Иерусалима, на месте, ставшем для Ирода памятным. Здесь однажды чуть не погибла его мать. Территория запомнилась ему тем, что в критический момент спрятаться было негде. Иродион был построен как убежище и мемориал, по неприступности сравнимый разве что с Массадой. Новый дворец вознесся над кратером насыпной горы. Причем внутренняя, подземная его часть стала чуть ли не существенней внешней: снаружи все это выглядело, как полет ажурной фантазии, тогда как внутри представляло собой фортификационное сооружение. По сути, бункер все с теми же запасами питьевой воды – хоть залейся.

Как и в случае с Массадой, трудно поверить, что все это построено человеческими руками, без башенных кранов и экскаватора. Хотя, как показывает исторический опыт, если человека методично колотить тяжелой деревянной палкой, временами переходя на пинки подкованной сандалией, он построит все, что попросишь, как заинька. Взять хотя бы хит Иродиона, за который его уважают современные архитекторы – сводчатый потолок. Дело в том, что данное архитектурное излишество до того ни разу никто нигде не выкладывал. Здесь, в Иродионе, была возведена и сегодня существует самая первая в мире сводчатая потолочная кладка. Все остальные циклопические сооружения, все цирки и торговые центры, все купола и крыши в форме яйца были потом… Очевидно, в этом месте две тысячи лет назад кого-то очень крепко били. Попробуй-ка, подержи такой камушек на весу. Мораль: каждый раз, глядя на сводчатый потолок, помните – это придумал Ирод.

Между тем, камушек к камушку, получилось очень крепкое строение. Снаружи проникнуть внутрь было вовсе невозможно, если тебя не хотели пускать. Открывается такая малозаметная дверца изнутри, и тебе крепко дают по голове солдатским сапогом, и ты валишься к чертям прямо назад на камни. На гору вела волшебной красоты мраморная лестница, отражающая цвет неба и довольно крутая для пешего подъема. Правда, он сам-то вряд ли по ней поднимался – наверняка его таскали на носилках. Такой уж это был человек, ни шагу без почестей, всех угнетал. Он специально построил всю эту красоту посреди пустыни, считал, что так ему будет проще засечь приближение вражеских войск. Мания преследования у Ирода не была беспочвенной. Любой уважающий себя человек с гражданской позицией придушил бы его за милую душу и не поморщился бы.

Сам-то, небось, ничего руками делать не умел -все ему прямо ко рту подносили. Одни только затеи у него в голове роились постоянно. Бани там построить, бассейны, сауну и залу для предания неге. А народ весь день туда-сюда с ведрами бегал, чтобы всю эту благодать держать в соответствии. Царь-то каждый раз неожиданно мог нагрянуть в резиденцию, а бассейн наполовину высох, помещение к разврату не готово.

И хотя сейчас уже от той благодати не осталось ничего, кроме белых камней, скажу я вам, при Ироде был порядок. Больше трех не собирались, политических куплетов не пели, молчали в тряпку. Помнили страх. Чуть что – вешали без разговоров. Или еще в подвале запирали.

А подвалы у Ирода были не нашим чета. Туристы там до сих пор на неделю теряются. Местечко такое, где очень хочется кого-нибудь из-за угла придушить. Чувствуется, что именно этим здесь в основном и занимались. Прямо такая черствость нападает в этих коридорах, что не хочется внимать ничьим стенаниям. А наоборот, хочется кого-нибудь поугнетать, да посильнее, до кровавых соплей. Говорят, здесь работал один дядька сторожем, так тот однажды домой пришел и жену свою зарезал. Без объяснения причин. Подействовала Иродова эманация.

И все-таки Ирод был не вечный. Где-то лет за пять до смерти ему основательно поплошало. Жизненные наслаждения стали колом у него в глотке, Ирод почувствовал, что дело идет к финалу, и расстроился. Как многим тиранам, умирать ему пришлось долго и неприятно. Флавий пишет: «…болезнь охватила все его тело и в отдельных частях его причиняла ему самые разнообразные страдания. Лихорадка не была так сильна, но на всей поверхности кожи он испытывал невыносимый зуд, а в заднепроходной кишке – постоянные боли; на ногах у него образовались отеки, как у людей, одержимых водобоязнью, на животе – воспаление, а в срамной области – гниющая язва, которая плодила червей. Ко всему этому наступали припадки одышки, лишавшие его возможности лежать, и судороги во всех членах. Мудрецы объясняли его болезнь небесной карой за смерть законоучителей. Он же сам, несмотря на отчаянную борьбу с такой массой страданий, цепко держался за жизнь: он надеялся на выздоровление и думал о средствах лечения. Он отправился на ту сторону Иордана для того, чтобы воспользоваться теплыми купаниями в Каллирое, вода которой течет в Асфальтовое озеро и до того пресна, что ее можно также и пить. Врачи предполагали здесь согревать все его тело теплым маслом. Но когда его опустили в наполненную маслом ванну, в глазах у него помутилось и лицо у него искривилось, как у умирающего. Крик, поднятый слугами, привел его, однако, опять в сознание. Но с тех пор он уже сам больше не верил в свое исцеление и велел раздать солдатам по 50 драхм каждому, а офицерам и друзьям его более значительные суммы».

[показать]

Напоследок перед смертью Ирод как-то поутих и задумался. Он представил свои похороны и со всей пронзительностью осознал, что его смерть здесь никого не расстроит. Ирода осенило, что его кончина может стать неплохим поводом для национального праздника. Воображаемая картина Ирода омрачила. И тогда он придумал ход. «Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище), – сообщает нам все тот же Флавий. – Затем он призвал к себе свою сестру Саломею и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур, и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете исполнить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью». Ну, что тут скажешь? Большой личной хитрости был человек.

Тем временем во дворце в заточении уже прел один знатный мужчина – это был тот самый Антипатр, его родной сын от первого брака, которого случайно забыли прикончить раньше. В те дни Ирода очень донимали галлюцинации и кишечные колики.

И вот однажды Антипатр услышал громкий плач – в тот день Ирод пытался заколоться фруктовым ножом, очень уж живот болел и вообще все чесалось. Слуги зачем-то удержали царя от самоубийства. Бедный Антипатр услышал шум во дворце и даже приободрился – папа умер! Может, удастся теперь пожить как человеку, еще и наследство дадут. Он жестами подозвал начальника стражи и стал проситься, чтобы его поскорее отперли. Однако он рано радовался. Узнав о том, что сын пытался подкупить стражу и сделать ноги, Ирод немедленно приказал своим телохранителям заколоть Антипатра. После чего не поленился переписать завещание на двоих оставшихся сыновей – Архелая и Антипу.

Лишив жизни родного сына, сам Ирод прожил еще пять дней. Дождавшись своего часа, в историю вошла как добрая фея его сестра Саломея. Зная, что солдаты беспрекословно подчинятся воле даже мертвого царя, она отдала приказ отпустить пленных граждан, прежде чем их прирежут ради организации национального траура, «…отпустить всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину. А уже после того как те удалились, она объявила сол-атам о кончине царя и созвала их и остальной народ в амфитеатр в Иерихоне». Вот так одним поступком она перечеркнула все свои прежние злокозни.

И все-таки ради исторической справедливости стоит отметить, что время правления Ирода хоть и не было мирным, чересчур кровавым тоже считать не стоит. Знавала история тиранов и покруче нравом. Тот же Гитлер, по сравнению с Иродом, построил гораздо меньше, а народу загубил не в пример больше. А Ирод не только душил население, но и строил будущее, как он его понимал, из крепкого камня, старался, чтобы было красиво, прочно. Благодаря чему мы по сей день можем наблюдать убедительные развалины и судить о том, что происходило на земле, пока нас здесь не было.

Могила Ирода пока не доступна экскурсантам, ее изучают археологи. Зато туристам доступен весь остальной дворец. Взобравшись по винтовой лестнице, серпантином огибающей холм, вершина которого видна из самого Иерусалима, попадаешь на высшую смотровую площадку этой пустыни – именно отсюда Ирод смотрел на мир, всю жизнь ожидая войны.

Если встать на дворцовую стену в Иродионе, то при круговом повороте взгляду открывается весь горизонт непрерывно, его ничего не застит. С такой точки можно разглядеть, что земля закругляется к горизонту, потому что она выпуклая, как шар или мяч. И вот при этом повороте, скажу я вам, становится понятно, что планета наша, Земля, маленькая-маленькая. Хоть и случалось на ней столько всего!

Журнал STORY  http://story.ru/

Адрес, откуда позаимствован пост: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php...496320&go=prev&categ=0

http://isrageo.wordpress.com/2012/04/11/919/#more-919

Серия сообщений ""ИСРАГЕО"":
Часть 1 - ТЕМПЛЕРЫ И "ЗАБЛУДШИЕ ОВЦЫ" КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ
Часть 2 - ОЛЬГА ФИЛАТОВА: ЦАРЬ ИРОД - ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ
Часть 3 - ЛЕТОПИСЬ НА МЯГКОМ МЕТАЛЛЕ
Часть 4 - МАРИНА ШАФИР: ИЕРУСАЛИМ. ВЗЯТИЕ ЕВРЕЙСКОГО КВАРТАЛА
...
Часть 19 - ВСЕЛЕНСКАЯ ЛАВОЧКА ИЗРАИЛЯ. ЧАСТЬ 9: САМАЯ ЮЖНАЯ ТОЧКА
Часть 20 - ВСЕЛЕНСКАЯ ЛАВОЧКА ИЗРАИЛЯ. ЧАСТЬ 10: ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ХОЛМ ВЕСНЫ
Часть 21 - ЯН СМИЛЯНСКИЙ: КРОВЬ МУСУЛЬМАНСКИХ МЛАДЕНЦЕВ В ТЕНИ АЛЬ-АКСЫ - ЕЩЁ ОДИН КРОВАВЫЙ НАВЕТ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ольга Филатова: Царь Ирод- знакомый и незнакомый. | Татуля_Татуля - Дневник Татуля_Татуля | Лента друзей Татуля_Татуля / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»