
Летом 1776 года к свадьбе дочери Хаффнера, бургомистра Зальцбурга, Вольфганг Амадей Моцарт пишет Серенаду ре мажор, К. 250, которая известна в дальнейшем под именем «Хаффнер-серенады». Ее часто ошибочно считают прообразом «Хаффнер-симфонии».
В моцартовскую эпоху серенада нередко вырастала в масштабное оркестровое сочинение, превосходящее по объёму любую симфонию. Если взять серенаду Моцарта, как "Хаффнер", то мы убедимся, что она включает в себя в качестве составных частей и симфонию, и инструментальный концерт, и танцевальные номера...
Спустя шесть лет композитору снова поступил заказ от бургомистра: его родственника Зигмунда Хаффнера (с которым Моцарт был дружен) возвели во дворянство. Новая ре-мажорная Серенада в шести частях была исполнена на семейном торжестве.
А через год, когда Моцарт готовился к очередной своей «академии» в Вене – так тогда называли авторские концерты, – для его обширной программы потребовалась симфония. Вспомнив о последней Серенаде, композитор увидел в ней черты симфонического цикла. Потребовалось только отсечь «лишние» части; из сюиты, каковой, в сущности, была Серенада, Моцарт исключил второй Менуэт и Марш. В результате возникла симфония № 35, ре мажор, или «Хаффнер-симфония», которая вместе с «Пражской» и «Линцской» симфониями предваряют гениальную триаду последних симфоний Моцарта – ми-бемоль-мажорную, соль-минорную и до-мажорную («Юпитер»).
«Хаффнер-симфония» не случайно сделалась одной из любимых и публикой, и музыкантами. В ней счастливо соединились бытовые музыкальные жанры (в этом сказывается ее «серенадное» прошлое), проникнутые подлинно народным юмором и весельем, с буффонными ариями из сочинявшейся в то же время оперы «Похищение из Cераля». В симфонии впечатляет все: мощные унисоны вступления, активный пульс первого Allegro, изящное Andante с его «говорящими» интонациями, менуэт, сочетающий простонародную грубоватость с галантностью, наконец, финал, отдающий дань Гайдну, но заглядывающий уже в век Бетховена…
«Хаффнер-симфония» впервые была исполнена публично в Вене 30 марта 1783 года в уже упоминавшейся авторской «академии».
текст- Иосиф Райскин

Ещё сообщение о музыке Моцарта-
СЕРЕНАДЫ В.А.МОЦАРТА-МУЗЫКА НЕВЕРОЯТНОЙ КРАСОТЫ