Существует в музыке такой жанр как марш. Это музыка для ходьбы - военные марши. Но кроме военных маршей существуют и другие виды. Они уже не предназначены для ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности.Музыка марша очень выразительна и эмоциональна. И потому многие композиторы включали его в свои крупные произведения - симфонии, оперы, балеты, для передачи героических,торжественных событий и образов. Например, ,,Триумфальный марш в опере Верди ,, Аида,, ,когда начинается празднество в честь победы парадным шествием под звуки марша.
Триумфальный марш из оперы "Аида"
Великий русский композитор П. И.Чайковский тоже писал марши. Так в балете ,, Щелкунчик,, он написал ,,Марш оловянных солдатиков,, .Это уже сказочный марш. Жанр сказочного марша композиторы используют для создания сказочных образов.
Марш оловянных солдатиков
Так в своей опере ,, Руслан и Людмила,, М.Глинка с помощью,, Марша Черномора,, создает образ злого карлика, у которого вся волшебная сила заключается в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги несут его длинную бороду. Потом, наконец, появляется он сам.Здесь Глинка использует причудливый лад. Такие лады используют композиторы в сказочной музыке.
Марш Черномора
Иногда марши существуют в произведениях для создания энергичных решительных образов. Например марш Тореадора из оперы ,,Кармен,,Бизе.
Марш Тореадора
В опере ,,Любовь к трем апельсинам,, Прокофьева также звучит марш, возвещая о начинающемся торжестве. Именно звуками веселого марша начинается праздник.
Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"