АРИЯ. Вы включили радио и услышали: "Ни сна, ни измученной
душе..." Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина
"Князь Игорь". Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение,
свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене -- Ярославне.
Музыка арии рисует портрет князя -- полный и многогранный, портрет
человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа.
Слово "ария" итальянского происхождения и означает -- песня. Можно
вспомнить много арий: лирическую -- Ленского из оперы Чайковского "Евгений
Онегин", героическую -- Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную --
Виолетты из третьего акта оперы Верди "Травиата". При всем их
разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть
одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне
характеризует героя, рисует его музыкальный портрет.
Ариозо -- как и ария -- сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно
меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо -- скорее
непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие.
Например, ариозо Ленского "В Вашем доме". Произошло непоправимое. Ленский
вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо
звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных
днях, проведенных в доме Лариных.
В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу
действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли
каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы
Россини "Севильский цирюльник". И Глинка, следуя традиции, назвал
каватинами первые арии Антониды в "Иване Сусанине" и Людмилы в "Руслане
и Людмиле". Однако позднее каватинами стали называть арии с более
свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из "Русалки"
Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из "Князя Игоря" Бородина.
Ариетта (по-итальянски arietta -- маленькая ария) невелика по размерам. Она
напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на
песенную, мелодией.