Это цитата сообщения
My_breathing Оригинальное сообщение
[показать]
"Существуют грёзы необычайной хрупкости, которые не являются мыслями,
и для которых я пока ещё считаю совершенно невозможным подобрать слова."
Эдгар По
[показать]
Мысли великого романтика XIX века Эдгара По созвучны настроению, возникающему при созерцании картин знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта.
Он стремился разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник блистательно умел "режиссировать" их чувствами. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз - "Пронзенное время", 1938).
[показать]
Главное, что бросается в глаза при изучении творчества Рене Магрита, - это простота, которая как бы противостоит экстравагантности его коллег. Предметы у бельгийца, в отличие от других сюрреалистов, почти никогда не теряют своей привычной формы: они не растекаются, не превращаются в монстров и не поедают друг друга. У Магритта поражают лишь странные сочетания самих предметов. При этом невозмутимость стиля художника только усугубляет удивление и погружает зрителя в некое раздумье, даже в оцепенение, вызванное самой тайной вещей. Магритт писал: "Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный". Его искусство часто называли "снами наяву". Художник уточнял: "Мои картины - не сны усыпляющие, а сны пробуждающие". Ныне полотна Магрита, наряду с произведениями С. Дали, являются популярнейшими образцами сюрреалистической живописи.
[показать]
Родился Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren; Fran;ois Ghislain Magritte) 21 ноября 1898 года в небольшом мрачноватом индустриальном бельгийском городке Лессин. Среди троих сыновей он был старшим. Семья жила в доме неподалеку от железной дороги, и мимо ежедневно проносились поезда. Отец занимался мелким бизнесом - безликий человек в котелке, будущий персонаж картин художника. Детство и юность Рене провел с семьей в провинциальном городке Шарлеруа. Вспоминая детство, он писал: "Я помню свое изумление, когда впервые увидел шахматную доску, фигуры на ней. Пугающее впечатление! Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами!". Вот одна небольшая ранняя работа художника - "Заблудившийся жокей", ставшая его творческим манифестом. Всадник, несущийся во весь опор на взмыленном коне, заблудился в ирреальной роще из огромных шахматных фигур, расписанных нотными знаками.
[показать]
Когда Рене было всего 12 лет, его улыбчивая, изящная красавица-мать без всякой видимой причины утопилась в реке Самбр, прыгнув с моста. Когда Регину Магритт нашли, светлая ткань закрывала ее голову. Так и не известно - это вода "набросила" на нее шаль или мать не хотела, чтобы живые потом видели ее лица. Люди с обернутыми тканью лицами, как попытка понять случившееся, - тема многих картин Магритта.
В 14-летнем возрасте Рене встречает девочку по имени Жоржетта. Через несколько лет она становится его женой, возлюбленной, музой, соратником и другом - единственной женской моделью художника. Других женщин в его жизни не было. Прекрасное лицо Жоржетты неуловимо в картинах Магритта. Оно туманно и зашифровано, как ускользающая красота.
[показать]
В 18 лет Рене уехал учиться в Брюссельскую академию изящных искусств, где быстро понял, что для него переносить на холст детали реальной жизни - тоска смертная. Здесь он "заболевает" кубизмом и футуризмом в духе Фернана Леже, но излечивается, познакомившись с творчеством Макса Эрнста и Джорджо де Кирико.
В 1921 году Магритт был призван в армию, а через год, по возвращении к гражданской жизни, устроился для заработка рисовальщиком на обойную фабрику, где часами писал на бумаге розы в мельчайших деталях (розы станут позже одним из лейтмотивов его картин - символом роковой и небезопасной красоты - "Могила борца", 1961). Потом вместе с братом он открывает рекламное агентство, которое позволило им вскоре забыть о насущных проблемах.
[показать]
В 1926 году Рене создал уже упоминавшуюся первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу "Заблудившийся жокей", а уже через год в брюссельской галерее "Кентавр" была проведена первая выставка его работ. Работы художника были негативно встречены критикой. Разочарованный и подавленный, Рене том же году перебрался во Францию, обосновавшись в парижском предместье. В Париже он подружился с Андре Бретоном и оказался активным участником руководимой им группы сюрреалистов. За три года Магритт тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром. В Париже система живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца его жизни.
В программной картине художника "Фальшивое зеркало"(1928) всё пространство занимает изображение глаза, но вместо радужной оболочки мы видим летнее голубое небо и прозрачные облака. Органы чувств, считает автор, отражают лишь внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.
[показать]
В 1930 году произошел разрыв с Бретоном. Магритт возвращается в Брюссель и вместе с Полем Дельво становится здесь одним из руководителей сюрреалистического движения. В этот плодотворный период деятельности Магритт создал ряд картин с таинственными и поэтическими сюжетами, в том числе и свою наиболее часто копируемую картину - "Состояние человека" (1935). Изображение моря в картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, чудесным образом сливается с "реальным" морским видом из окна.
Творчество художника раскроется полнее, если обратиться к теме "Сюрреализм и фрейдизм". Предложенные Зигмундом Фрейдом "метод свободных ассоциаций" и "толкование сновидений" были направлены, прежде всего, на выявление расстройств психики с целью исцеления. На это же было направлено и предложенное Фрейдом толкование произведений искусства.
[показать]
Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами - это стало их способом мышления.
Магритт же, наоборот, писал: "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. ...Возможно, сам психоанализ - лучшая тема для психоаналитика". Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя "сюрреалистом". Он охотно принимал характеристику - "магический реалист". Считается, что "магический реализм" как разновидность бельгийского романтизма восходит к искусству великого И. Босха. На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. Его увлекала непостижимая способность Босха переводить на язык художественных образов сложнейшие библейские, алхимические, астрологические и фольклорные символы. Художник много работает, он выставляется в Европе и в Америке (в 1936 году открылась выставка его работ в Нью-Йорке, а в 1937 году - в Лондоне).
[показать]
Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Сразу после войны, Магритт решил писать картины размашистыми мазками, в стиле Ренуара и Матисса, объясняя это необходимостью поиска радости в противовес общему пессимизму тех лет. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом "яркого солнца" ("plein soleil"). Но мотивы импрессионизма и фовизма в творчестве мастера картин-загадок не убедили публику и критику, и к 1948 году художник вернулся в собственный стиль.
Первая монография о творчестве Магритта была опубликована в 1943 году. В последующие годы о нем написали исследования сразу несколько крупных искусствоведов.
[показать]
Сам художник подробно изложил свой творческий метод в работе "Страница с натуры" (1952). "Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса, - писал он, - и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается". И еще: "Для меня мысль изначально состоит только из видимых вещей, и она сама может стать видимой, благодаря живописи".
[показать]
Образы Магритта пугающе красноречивы и убедительны в своей ирреальности: влюбленная пара с замотанными тканью головами "Влюбленные", (1928); человеческий глаз, пристально глядящий прямо на зрителя из куска бекона на тарелке "Портрет", (1935); расшнурованные ботинки, переходящие в человеческие ступни "Красная модель", (1935); голова античной статуи с кровавым пятном на виске "Воспоминание", (1948); гробы на балконе, имитирующие картину Мане "Балкон", (1950); гигантские каменные фрукты на фоне морского пейзажа "Воспоминание о путешествии", (1952) и другие.
[показать]
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. В их числе и картина "Голконда" (1953). Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Голконда - древний город в Индии, ставший синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь было найдено множество знаменитых алмазов и других драгоценных камней. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Еще одна из знаменитых картин Магритта, "Готовый букет" (1958). Человек в неизменном котелке, стоящий спиной к зрителю на террасе, созерцает "вечереющий" парк, а на его спине изображена шествующая в блеске цветов "Весна" Боттичелли. Что это? Реализация афоризма "Жизнь коротка, искусство вечно"? Или, быть может, человек, любующийся парком, просто вспомнил картину Боттичелли?
[показать]
Большое значение Магритт придавал названиям своих картин. Многие из них рождались в кругу друзей во время еженедельных встреч, центром которых был Магритт. Названия его картин всецело принадлежат картинам и помогают понять их метафорический язык.
Многие названия картин нарочито наукообразны, и в них проглядывает ирония: "Философская лампа" (1937), "Похвала диалектике" (1937), "Естественное познание" (1938), "Трактат об ощущениях" (1944). Другие названия создают атмосферу поэтичной тайны: "Диалог, прерванный ветром" (1928), "Ключ к грезам" (1930), "Мучительная длительность" (1939), "Империя света" (1950), "Гостиная Бога" (1958). Темой многих картин Магритта стала так называемая "скрытая реальность". Часть изображения, например, лицо главного персонажа, чем-либо закрывается (яблоком, букетом цветов, птицей). Магритт так объясняет смысл этих работ: "Интересное в этих картинах - внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого и скрытого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются".
[показать]
В 1950-е годы Магритт приобрел большую известность, работая как художник-монументалист. Он создает великолепные росписи "Заколдованное королевство" для казино в Кнокк-Ле-Зут и "Невежественная фея" для Дворца изящных искусств в Шарлеруа. В 1954 году в Брюсселе состоялась первая большая ретроспективная выставка художника. За ней последовали выставки в Лондоне, Нью-Йорке, Риме, Париже.
В 50-60-е годы картины Рене Магритта взорвали арт-рынок США, где как свидетельство всемирного успеха мастера прошла цепь его больших выставок. Фанфары славы в честь скромного бельгийца зазвучали в полную силу повсеместно, но сам Рене Магритт, его скромный быт оставались прежними.
[показать]
Шли годы, а Магритт не уставал повторять: "Без тайны ни мир, ни идея невозможны". Так картину "Сын человеческий" (1964) Магритт писал как своеобразный автопортрет. На ней изображен мужчина во фраке и в шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зеленым яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного потомка библейского Адама и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека в нашем мире. Магритт так сказал об этой картине: "Во всем, что мы видим, прячется что-то другое, мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем, что мы видим, но это невозможно. Люди очень тщательно хранят свои секреты…". Интересно отметить, что у Магритта только образы птицы свободны от ассоциативных сложностей. Птицы несут позитивную энергию полета, ничего более. Нет птиц умерших, упавших, с перебитыми крыльями. Птицы живы, а крылья их полны ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта ("Большое семейство", 1963).
[показать]
В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия, в жизни так похожий на добропорядочного аптекаря. Он вел тихую и спокойную жизнь бельгийского обывателя, далекого от богемной суеты - человек, которого трудно выделить из толпы. Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. Художник боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала, он даже большинство из своих картин написал в столовой и до конца жизни предпочитал трамвай остальным видам транспорта.
[показать]
Как-то незадолго до своей смерти Магритт, этот изощренный мастер, произнес: "Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем". Может быть, разгадки причин и тайн бытия художник как раз и зашифровал в своих картинах-ребусах? Все может быть. Тогда стоит к ним приглядеться!
© Койфман Валерий 2009
Статья размещена с согласия автора.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
http://en.gallerix.ru/storeroom/656483613/
http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene-magritte-1.php