• Авторизация


Путь Шивы 10-02-2013 22:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

[150x203]

Тело божественного Шивы — это

 совершенное знание,

 Его божествен­ные очи — три Веды,

которые при­ближают нектар серповидной Луны.

КУМАРИЛА

 

 

(Антология древнеиндийских классических текстов)

 

* ГХЕРАНДА САМХИТА * ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА * ШИВА САМХИТА * ЙОГА СУТРА * АНАНДА-ЛАХАРИ * ШАТ ЧАКРА НИРУПАНА * ВИДЖНАНА БХАИРАВА ТАНТРА * ШАНКАРА — НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ. * ШАНКАРА — АТМА БОДХА

 

Киев

 1994

 

В ФОНД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕСТВА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

На обложке — трансцендентальный образ Бога, символ Абсо­лютного Сознания, отражённый в индийской иконографии. Полуме­сяц, украшающий главу Шивы — это амрита, напиток бессмертия. Трезубец — символ господства над тремя мирами (подземным, зем­ным и небесным), тремя временами (прошедшим, настоящим и бу­дущим) и тремя состояниями сознания (бодрствованием, сном со сновидениями и сном без сновидений). Кобра — знак вечного обнов­ления и преграждения дороги всякому, кто дерзнёт приблизиться к Шиве, не отказавшись предварительно от эгоистических побуждений. Третий глаз Шивы, испепеляющий своим пламенем все вещи обыч­ного мира, символизирует абсолютное видение, которое снимает различие между субъективным и объективным (их представляют левый и правый глаза Бога).

 

Научно-популярное издание

 

ПУТЬ ШИВЫ (Антология древнеиндийских классических текстов)

 

Составители:

Стрельцов К. Г. и Русских Н. П.

Перевод с санскрита Ригин А.

Корректор Цвилынюк Н. П.

Общество ведической культуры

Издательство «Экслибрис»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВИЯ

 

ПУТЬ ШИВЫ(предисловие пе­реводчика)   

  

ГХЕРАНДА-САМХИТА 

 

 О  йоге тела  

Асаны     

Мудры    

Пратьяхара    

Пранаяиа   

Дхьяна-йога   

Самадхн-йога     

 

ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА   

 

Асаны    

Пранаяма       

Мудры    

Самадхи     

 

ШИВА-САМХИТА   

 

1. Единственное  существование      

Расхождение  мнений

Йога — единственно вер­ный метод  

Карма-канда      

Джнана-канда      

Йога  и майя

Определение Парама-ханса      

Возникновение  или эво­люция     

Карма даёт дживе тело  

2. Микрокосм    

Дживатма   

3. Практика   йоги 

Гуру        

Адхикари   

Место      

Пранаяма   

Вещи, от которых надо отречься     

Средства     

Первая,  вторая   и   тре­тья  ступени   

Вайю-снддхи, или совер­шенства      

Гхата  авастха   

Паричайя   

Нишпатти      

Асаны     

4. Мудры     

Йони-мудра    

Пробуждение Кундалини   

Маха-мудра   

Маха-бандха      

Маха-ведха    

Кхечари-мудра       

Джаландхара-мудра      

Мула-бандха      

Внпарнта-карани       

Уддияна-бандха     

Шакти-чалана-мудра     

5. Бхога       

Дхарма       

Четыре  вида  йоги    

Четыре типа учеников.  

Пратикопасана  

Раджа-йога    

Тайна      

Различные виды Дхараны

 Шесть   Чакр  

Муладхара     

Свадхистхана     

Манипура   

Апахата      

Вишуддха       

Аджна    

Сахасрара       

Тайное Тривени.  Праяг  

Мистическая луна. 

 Раджа-йога и Раджа-дхирадж-йога     

Мантра  

     

ЙОГА-СУТРА  ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ   

   

1. Самадхипада, или о со­зерцании    

2. Садханапада, иля о ду­ховном  ученичестве 

3. Вибхутипада, или о со­вершенных способностях  

4. Кайвальяпада.    или   об освобождении    

 

АНАНДАЛАХАРИили  ВОЛ­НА   БЛАЖЕНСТВА 

 

ШАТ ЧАКРА НИРУПАНА

 Свами Пурнананды (описание шести чакр)

 

ВИДЖНАНА БХАЙРАВА ТАНТРА

 (112 Путей Шивы в изло­жении Пола Репса)

 

НЕЗАОЧНОЕ    ПОСТИЖЕНИЕ

Шанкара-ачарьи

    

АТМА-БОДХА

Шанкара ачарьи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

 

Изливателя амриты милосердия, властного

 прекратить множество мучений,

 Почитаемого мудрыми ради получения

плода знания,

 принимающего любые формы,

 Сопровождаемого танцующими бхактами,

 Живущего

 На вершинах гор, со спутанными

 развевающимися волосами

 Благого, синегорлого (Шиву), всегда

 страстно жаждет

 Тебя мой разум как птица чатака.

ШАНКАРА — Шивананда Лахари, 52

 

 

Внешний мир, объемлющий человека, как и внутрен­ний мир его, указывает на иерархичность: на нашей Земле множество форм жизни, но корень и Мать всем им — Земля; в Космосе множество планет, но в нашей плане­тарной системе корень и Мать им всем — Солнце; наша вселенная вращается вокруг загадочной планеты Поляр­ная Звезда, которая является мощным центром притя­жения всех звёздных россыпей, но которая в свою оче­редь также вращается вокруг иного, более мощного цен­тра иных притяжений. Эта грандиозная картина Макро­косма зеркально отражена в структуре Микрокосма, или Человека, в котором проницательные мыслители давно обнаружили свои планеты, созвездия, орбиты, галакти­ки... В этом сложном мире взаимосвязей, сгармонизированных кажущимися противоречиями, есть нечто ТАКОЕ, что позволяет миру сохранять свою целостность при диа­лектической двойственности. Это НЕЧТО является ЕДИ­НОЙ СУЩНОСТЬЮ ВЕЧНОГО ПРИНЦИПА ЖИЗНИ, именуемого по-разному в зависимости от национальной культуры, уровня сознания, места, времени и т. д.

 

Во всех авторитетных Священных Писаниях особо подчёркивается значимость СУЩНОСТИ и её приоритет пред носителем этой СУЩНОСТИ. Так, например, в Евангелии от Матфея (12,32) сказано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем».

 

Один из величайших духовных Учителей Шри Шанкара-Ачарья говорил: «Познавший Сущность стал выше печали». На таком сверхуровне сознания Божественное пропитывает человеческое и изречение Христа «Я и Бог — Одно», как и знаменитое ведическое «Тат твам ази» (Ты есть То) или «Ахам Брахма асми» (Бог во мне) представляются вполне идентичными, несмотря на раз­личие традиций и методов постижения СУЩНОСТИ.

 

Вникая в сокровенный  смысл  поучений  Упанишад, Кришны, Будды, Христа, Лао Цзы, Магомета, Баха-Уллы, суфиев и др., невольно проникаешься  мыслью,  что все они говорят об одном и том же, но ПО-РАЗНОМУ, двигаясь от одного и того же Центра, но по разным радиусам: «пути Господа неисповедимы». Истинный духовный Учитель всегда обращался к людям на волне Любви, прекрасно понимая, что важен  не  радиус,  ведущий к Любви, а САМА ЛЮБОВЬ, которая повсюду... Однако, величайшей помехой на Пути всегда являлась гордыня, этакое духовное чванство, когда адепт того  или  иного вероучения навязывает другому адепту или простолюди­ну  свои  взгляды,  своё понимание Сущности,  жон­глируя духовными авторитетами. Неискушённое ухо соблазняется подобным слушанием и погружается незаметно для себя в пучину фанатизма вследствие собственного невежества. Один из самых добросовестных и прони­цательных исследователей   ведической   культуры   Шри Шанкара-ачарья писал по этому поводу: «Ни один ра­зумный человек не может считать, что его секта измери­ла Бога вдоль и поперёк и результат этого  измерения выразила в своём собственном безупречном кредо».

 

К сожалению, сектантское Движение, растаскивая Истину по своим молитвенным казармам, размывает все­ленскую универсальность этой Истины, превращая Её в королевство больших и малых зеркал, не позволяя обыч­ному человеку понять, где истина, а где её подделка. Ви­димо, эту несчастную ситуацию имел в виду великий Будда, когда говорил: «Если глупец овладевает знания­ми, они сводят его с ума...»

 

Вера, оплодотворённая ЗНАНИЕМ, и знание, опло­дотворённое ВЕРОЙ — вот что необходимо человеку для естественного прорастания в Божественное! Человек — промежуточное звено между животностью и божествен­ностью и потому включает в себя как первое, так и вто­рое, и мудрецы всех времён предлагали и предлагают человеку средний путь, лезвие бритвы, узкие врата, ибо на этой стезе отсекаются разветвлённые кроны наших необузданных желаний и вновь проясняется Цель вечного духовного поиска... САМОГО СЕБЯ! Потерянного, несчастного, заблудшего, но ИЩУЩЕГО СЕБЯ повсюду среди теней.

 

Тот, кого мы так упорно ищем, находится в нас са­мих: «Царство Божие внутри вас». Вечное покаяние, пас­сивное упование на Бога и монотонная ритуальная прак­тика не помогут, если душа затянута тучами уныния и безысходности, если вся жизнь — сплошное ожидание манны небесной... Необходим повседневный труд само­очищения на всех уровнях: физическом, умственном и нравственном. Нет более или менее важных уровней,— все важны на своём месте, всё должно быть сгармонизировано.

 

Таков ПУТЬ ШИВЫ,  системы,  рационалистической ;по существу, уделяющей первостепенное значение запросам интеллекта и философскому осмыслению,  а не обрядности и ритуалам.

 

Шива символизирует океан мудрости, куда несут свои могучие воды четыре реки познания: Хатха-йога, Раджа-йога, Кундалини-йога и Мантра-йога, об ароматах которых и повествует сборник «Путь Шивы», могущий устранить с лица души покровы «просвещённого» невежества, подобно тому, как свежий ветер разгоняет тучи, заслоняющие сверкающий лик солнца и сумеречный холодный свет вновь обновляется ярким  и  тёплым  освещением...

 

Однако, чтобы произошло это преобразование в нас, необходимо внимательное прилежное чтение   и,   главное, упорное размышление над прочитанным. Такое познание «достигается «не мрачным фанатизмом,   не бессмысленным преклонением перед догмами какой-либо   системы или современной склонностью к сомнениям,   не  объек­тивными научными   размышлениями,   не принятием на - веру каких-либо теорий и гипотез, не культом каких-либо личностей, но при помощи внутреннего пробуждения Души» (Ф. Гартман). В наш век душевной и духовной сумятицы и умственной растерянности эти слова весьма актуальны. Человек не может жить без ясного осознания Смысла жизни и его практического воплощения, но если смысл жизни человека не совпадает с его духовным предназначением, то и практическое воплощение его не принесёт  человеку удовлетворения,  как  не  принесут  ему удовлетворения все мнимые идеалы, заслоняющие САМОГО ЧЕЛОВЕКА и отодвигающие ЕГО ДУШУ в сто­рону ради призрачной и сомнительной   морковки  счас­тья...

 

Однако, пусть вдумчивый читатель не спешит следо­вать всему тому, о чём он прочтёт в сборнике «Путь Ши­вы», ибо реализовать эти рекомендации можно лишь под руководством опытного учителя, ЗНАЮЩЕГО Йогу не только   теоретически,   но   и   интегрально-практически. Встреча с таким Учителем неизбежна,  если ученик се­рьёзно работает над собой, не внося беспокойства в ок­ружающий его мир иных влечений и не смущая умы неис­кушённых несвоевременными откровениями. ТАКОЙ уче­ник может однажды обнаружить Учителя в самом себе и тогда терпение и скромность должны помочь ему из­бежать незавидной участи лжепророков и лжемессий и остаться простым в своём истинном величии и великим в своей истинной простоте.

Мы надеемся, что уникальные тексты сборника «Путь Шивы» покажутся читателю не только интересными, но и весьма важными и эффективными для целей самосо­вершенствования по четырём взаимосвязанным направ­лениям: физический, чувственный, умственный и духовный уровни.

Да благословит всех нас Единый Господь!

 

Чандра

 

 

 

 

ПУТЬ ШИВЫ

 

Шива всегда считался покровителем йогинов, поэтому путь Йоги, подразумевающий настойчивую практику, са­модисциплину и аскетизм, можно назвать «Путём Ши­вы» в отличие от иного пути, предполагающего спонтанное растворение в потоке существования и следование естественному ходу вещей.

 

Гхеранда самхита» и «Хатха   Йога   Прадипика» — наиболее авторитетные  тексты  по  Хатха  йоге. Точное время их создания неизвестно, но вероятно «Гхеранда самхита» была написана между 7 и 15 веками н. э., «Хатха йога Прадипика», автором  которой  является Свами Сватмарама, была создана позднее, в 17 или 18 веке. По содержанию к этим текстам примыкает «Шива самхита», которая является сборником из разных такстов — это заметно по различию стиля — написанных, вероятно, в разное время разными авторами.

 

 В этих трех текстах есть много общего — они говорят об одном и том же, о практике Йоги, о чакрах, о Кундалини — но те, кто хочет серьезно разобраться в Йоге, смогут в каждом из них найти для себя важные подробности. «Йога сутры», автором которых считается  Патанджали, написана между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. Это клас­сический текст по Раджа-йоге, в которой инструментом достижения  является  не тело и не Кундалини Шакти, а само сознание. Хотя «Йога Сутры» — самый древний из публикуемых здесь текстов, он не случайно помещен после текстов по Хатха-йоге, в которых говорится, что Хатха-йога — это лишь ступень для достижения Раджа-йоги.

 

Снова обращается к теме Изначальной Силы Кундалини «Анандалахари»— «Волна блаженства». Так на­званы первые 41 шлока гимна «Сундарьялахари» («Вол­на красоты»), авторство которого приписывается Шанкаре. Текст этот весьма популярен среди последователей тантрической йоги.

Шанкара (Шанкарачарья) родился около 788 г. в Мала-баре (теперь штат Керала, Южная Индия), умер в 820 г. Философ и поэт, создатель учения Адвайта Веданты, Шанкара был автором многочисленных произведений от комментариев на Упанишады до комментариев на «Ка­ма-сутру».

 

А. Авалон считал «Волну блаженства» древнейшим и авторитетнейшим тантрическим текстом, на котором в большой мере базировалась вся последующая традиция тантрической литературы. Это не означает, что тантрйческая йога берет начало только со времен Шанкары— но известные тексты тантрической литературы были на­писаны уже после Шанкары.

 

Существует около 35 комментариев на «Волну блажен­ства», в том числе такие известные, как комментарии Лакшмидхары, Кайвальяшрамы, Аппайя-Дикшита и дру­гие. Наиболее популярным считается комментарий Кай-вальяшрамы, называющийся «Saubhadya-vardhani», написанный в 1504—1532 г.г. в Ориссе. Следует отметить комментарий Пандита Анантакришна Шастри, в кото­ром содержатся замечания, весьма ценные для практи­ки йоги.

Развивается учение о Кундалини и чакрах в тексте «Шат Чакра Нирупана» — «Описание шести чакр». Его автор, Свами Пурнананда родился около 1500 г. и. э. По­лучив от своего Гуру Брахмананды посвящение и сме­нив мирское имя Йогананда на Пурнананда, он пересе­лился в Камарупу (Ассан). Здесь, в Васишташраме Свами Пурнананда достиг своей йогической реализации, и остальную часть жизни странствовал по Индии. «Шат Чакра Нирупана» — часть более обширного трак­тата «Шри Таттва Чинтамани», написанного в 1577 году. Кроме этого Пурнананда — автор тантрических текстов «Шиамарахасья», «Шактакрама», «йогачара» и «Шактананда-тарангини».

 

«Виджняна Бхайрава Тантра» — один из основных тек­стов кашмирского тантризма. Он был написан около 10 в. н. э. Здесь публикуется краткое изложение «Видж­няна Бхайрава Тантры», составленное в 50-х годах на-1&его века Полом Репсом, который познакомился с этим текстом во время своего путешествия по Кашмиру. Сам текст «Виджняна Бхайрава Тантры» по своему объемунамного больше 112 сутр Пола Репса.

 

Александр Ригин, 1 ноября 1993, Киев

 

 

 

 

ГХЕРАНДА-САМХИТА

 

 

Приветствие.

 

 

Я склоняюсь в благоговении перед Ади-Ишварой (Из­начальным Господином)1, первым возвестившим учение Хатха-йоги. Оно подобно первой ступени на лестнице, ведущей к высотам Раджа-йоги.

 

1Далее информация в скобках, как и сноски, принадлежат пере­водчику.— Ред.

 

 

1.

 

О ЙОГЕ ТЕЛА.

 

 

1.1. Однажды пришел Чанда Капали в место отшельни­чества мудреца Гхеранды и склонился перед ним с поч­тением. Чанда Капали сказал:

1.2. О наивысший среди йогинов! О учитель йоги! Я хо­тел бы услышать теперь о йоге тела, которая ведет к по­знанию истины (Таттва-Джнана).

1.3. Гхеранда ответил:

Это очень хорошо, о сильнорукий, что ты спрашиваешь меня об этом. Я сообщу тебе это, сын мой. Слушай вни­мательно.

1.4. Нет уз, равных узам Майи; нет силы выше, чем Йога; нет друга лучше, чем мудрость; нет врага хуже, чем эго­изм (Ахамкара).

1.5. Изучая азбуку, можно познать все науки; так же овладением этой Йогой достигается познание истины.

1.6. Тела живых существ возникают из добрых и злых дел; из этих же дел возникает судьба (Карма) и это всегда идет по кругу, как колодезное колесо.

1.7. Точно также, как кувшин колодезного колеса ходит вверх и вниз, движимый силой быка (вращающего колодезное колесо), так и душа, движимая силой судьбы (Кармы), проходит через рождения и смерти.

1.8. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожженный кувшин. Обожги тело в огне йоги и так соверши его очищение.

1.9. Вот средство для этого (очищения),  состоящее  из 7 частей: очищение, настойчивость, твердость, стойкость, легкость, познание, незапятнанность — садхана   (трени­ровка), состоящая из 7 частей.

 

1.10. Составные элементы 7-частной садханы:

— Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.

— Асаны дают силу

— Мудры дают стойкость

1.11.— Пратьяхара — покой.

— Пранаяма дает легкость

— Дхиана — восприимчивость своей Сущности.

Самадхи    дает    неокрашиваемость    (незапятнаность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).

1.12. Дхаути, Басти, Нети, Лаулики,  Тратака   и   Капалабхати — 6 действий очищения, которые нужно выполнять.

1.1З. Дхаути бывает 4 видов:

 — наружное очищение (Антар-Дхаути, омовение).

— очищение зубов (Дант-дхаути)

 — очищение сердца (Хрид-дхаути)

—очищение заднего прохода (Мула-садхана) .

1.14. Внутреннее Дхаути тоже имеет 4 части:

 —очищение воздухом (Ватасара)

—очищение водой (Варисара)

— очищение огнем (Агнисара)

— Бахиш Крита.

 

Ватасара Дхаути.

 

1.15. Со ртом в форме вороньего клюва пей воздух очень медленно, двигай животом и затем заставь этот воздух выйти через задний проход.

1.16. Ватасару следует держать в тайне. Она делает тело свободным от нечистот, изгоняет всякого рода болезни и разжигает огонь пищеварения.

 

Варисара Дхаути.

 

1.17. Наполни горло водой и пей ее медленно. Двигая воду в желудке, этим движением заставь ее выйти из заднего прохода.

1.18. Варисару следует хранить в тайне. Она очищает тело и посредством ее тщательного выполнения дости­гается сияющее божественное тело (Дэва-деха).

1.19. Из всех Дхаути Варисара наилучшая. Кто стара­тельно выполняет ее, тот очищает свое тело и достигает сияющего божественного тела (Дэва-деха).

 

Агнисара Дхаути.

 

1.20. Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая прино­сит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.

1.21. Эту Дхаути нужно сохранять в тайне — ее трудно достичь даже богам. Но выполнением ее несомненно до­стигается сияющее божественное тело.

 

Бахиш крита Дхаути.

 

1.22. Выполнив Каки-мудру (вдыхая через рот в форме вороньего клюва) — наполни желудок воздухом. Задер­жи его там на полтора часа и выпусти снизу (через зад­ний проход). Эта Дхаути должна держаться в строгой тайне и никогда не разглашаться.

1.23. Затем войди в воду до пупа и позволь прямой киш­ке выйти наружу. Мой ее руками, пока она не станет чистой, затем втяни ее обратно в тело.

1.24. Это промывание должно храниться в тайне, его трудно достичь даже богам. Посредством этой единствен­ной в своем роде Дхаути достигается сияющее божест­венное тело (Дэва-деха).

1.25. Но пока человек не может задерживать воздух в желудке на полтора часа, великая Бахишкрита Дхау­ти невыполнима.

 

Данта-дхаути.

 

1.26. Мытье корней зубов, корня языка, обеих отверстий глаз, лобных пазух и обеих ушей — пять видов Данта-дхаути.

 

Данта-Мула-Дхаути.

 

1.27.Чисти корни зубов порошком катеху или чистой гли­ной, пока грязь не будет удалена.

1.28. В практике йоги чистка корней зубов считается ве­личайшей Дхаути. Знающий Йогу, на рассвете всегда должен заботиться о своих зубах. В упражнениях очи­щения эта Дхаути упоминается всеми йогинами.

 

Джива Садхана.

 

1.29. А теперь я расскажу тебе, как очищается язык. Вы­тягивание языка на всю длину предохраняет от болез­ней, старости и смерти.

1.30. Три пальца — указательный, средний и безымянный — правильным образом вставь в глотку и медленно три корень языка. Этим трением слизь постепенно уда­ляется.

1.31. Три язык свежим коровьим маслом и все время при этом дои его. Затем вытягивай его железными щипцами все больше и больше.

1.32. Делай это всегда на восходе и заходе солнца. Если делать это постоянно, язык удлинится.

 

Карна Дхаути.

 

1133. Указательным и безымянным пальцами три отвер­стия обеих ушей. Если это делать постоянно, тебе откро­ется внутренний звук Нада.

 

Капала Рандха Дхаути.

 

1.34. Большим пальцем правой   руки  три   пазухи лба.

 Этим упражнением удаляется слизь.

1.35. Нади очищаются и возникает божественное зрение. Выполняй это ежедневно, после пробуждения, в конце Дня и после еды.

 

Хрид-дхаути.

 

1.36. Хрид-дхаути — очищение сердца — имеет три вида: палкой, при помощи рвоты и при помощи куска ткани.

1.37. Введи банановый или тростниковый стебель в глот­ку, двигай его там медленно и так же медленно вытяни его наружу.

1.38. Так слизь, желчь и всякие другие жидкости будутудалены через  рот.   Этой  «Дхаути  с  палкой»  уверенно излечиваются все болезни сердца. (Такова Данта-дхаути.)

 

Вамана Дхаути.

 

1.39. После еды знающий человек пьет много воды и пос­ле того, как он некоторое время смотрит вверх (стоит на голове), выпускает воду с помощью рвоты. Постоянным упражнением в .этом очищении устраняется слизь и желчь.

 

Вастра-дхаути.

 

1.40. Медленно проглоти тонкий платок шириной в 4 паль­ца и затем вытяни его наружу. Это — очищение платком.

1.41. Хронический гастрит, лихорадка, воспаление селе­зенки, проказа и заболевания желчного пузыря исчеза­ют, а здоровье, сила и самочувствие упражняющегося возрастают с каждым днем.

 

Мула-садхана.

 

1.42. Пока ты не очистишь задний проход, Апана-вайю (газы) не могут выходить свободно. Поэтому нужна тща­тельная очистка.

1.43. Корнем (стеблем) куркумы или средним пальцем тщательно мой несколько раз задний проход.

1.44. Этим ты устранишь запор и несварение пищи. Это очищение дает красоту, рост и разжигает пищеваритель­ный огонь.

 

Басти (клизма)

 

1.45. Упоминается 2 вида Басти: Джала-басти (водяная клизма) и Сукшма-басти (сухая клизма). Водяную клиз­му всегда делают в воде, а сухую — на земле.

 

Джала-Басти.

 

1.46. Вытянувшись в воде в позе Уткатасана (см. 2:27), выполни Джала-басти, поочередно сокращая и сжимая задний проход.

 

1.47. Этим ты устранишь заболевание мочеполовых орга­нов, расстройства пищеварения и вздутие живота. Твое тело станет подвластным твоей воле (и прекрасным), подобно телу бога любви Камадэвы.

 

Сукшма басти.

 

1.48. В положении Пасчимоттанасана (см. 2:22) медлен­но двигай внутренностями книзу. Ашвини-мудрой то со­кращай, то расширяй задний проход.

1.49. Этим упражнением усиливается слабая деятель­ность кишечника и пищеварительный огонь, а вздутие живота исчезает.

 

Нети.

 

1.50. Введи тонкую нить длиною с кисть руки в ноздри, а затем вытяни ее через рот. Это упражнение называет­ся Нети (очищение носа).

1.51. Этим упражнением ты достигнешь Кхечари-сиддхи (Ш. 3:27), будут устранены повреждения слизистой оболочки и приобретается великолепная сила зрения.

 

Лаулики.

 

1.52. Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения.

 

Тратака.

 

1.53. Смотри на маленькую точку, не мигая и не закры­вая глаз, пока не потекут слезы. Мудрецы называют это «тратака».

1.84. Этим упражнением несомненно достигается Самбхава-сиддхи (3:64—67). Исчезают болезни глаз и достига­ется божественная сила зрения.

 

Капалабхати.

 

1.55. Капалабхати бывает 3 видов: Вамакрама, Вьюткрама, Ситкрама. Этим устраняются болезни слизи.

 

Вамакрама.

 

1.56. Вдохни через левую ноздрю, выдохни через пра­вую; вдохни через правую и выдохни через левую.

1.57. Ни вдох, ни выдох не должны быть слишком силь­ными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.

 

Вьюткрама.

 

1.58. Втяни воду обеими ноздрями и медленно выпусти ее наружу. Это называется Вьюткрама, устраняющая болезни сердца.

 

Ситкрама.

 

1.59. Со звуком «сит» втяни воздух через рот и выпусти его через ноздри. Это упражнение сделает тебя равным богу любви (Камадэва).

1.60. Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка. Забо­левания слизи исчезнут и твое тело станет гибким и под­властным твоей воле.

 

2.

 

АСАНЫ.

 

2.1. Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен ты­сяч их 84 объяснены Шивой.

2.2. Эти 84 — выдающиеся Асаны, а 32 из них можно ис­пользовать людям в этом мире.

2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,

2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пас-чимоттана, Утката, Самката,

2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Иогасана.

2.6. являются этими Асанами, которые приносят Сиддхи (совершенство) смертным" в этом мире.

 

Сиддхасана.

 

2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги приж­ми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувст­вами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сид­дхасана.

 

Падмасана.

 

2.8. Положи правую ступню на левое бедро, левую ступ ню на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возь­мись за большие пальцы  ног.  Прижми  подбородок  к грудной кости и взгляд направь на кончик носа. Это - Падмасана, постепенно изгоняющая все болезни.

 

Бхадрасана.

 

2.9. Осторожно помести пятки под промежность. Скрес­ти руки за спиной и возьми ими большие пальцы ног.

2.10. В то время, как ты выполняешь Джаландхара-мудру (3:12—13), смотри на кончик носа. Это — Бхадраса­на, излечивающая всякие болезни.

 

Муктасана.

 

2.11; Помести левую лодыжку под задний проход, пра­вую лодыжку — поверх левой. Шея и тело прямые. Это— Муктасана, дающая сиддхи.

 

Ваджрасана.

 

2.12. Сделай нижние части бедер твердыми, как алмаз; положи ступни по обе стороны от заднего прохода. Это — Ваджрасана, дающая йогину Сиддхи (совершенства).

 

Свастикасана.

 

2.13. Подошвы между коленями и бедрами. Тело в пря­мом сидячем положении. Это называется Свастикасана.

 

Симхасана.

 

2.14. Положи под промежность скрещенные лодыжки, повернутые подошвами вверх. Руки лежат на коленях, которые находятся на полу.

2.15. Открой рот, выполняя Джаландхара-мудру и смот­ри на корень носа. Это — Симхасана, прогоняющая вся­кие болезни.

 

Гомукхасана.

 

2.16. Сядь прямо, положи ноги на пол. Ступни за спиной и повернуты вверх. Тело устойчиво. Это — Гомукхасана, похожая на голову коровы.

 

Вирасана.

 

2.17. Положи одну ступню на бедро другой ноги, вторую ступню — назад. Это Вирасана.

 

Дханурасана.

 

2.18. Поставь ноги на землю устойчиво, как палки; рука­ми обхвати концы ступней и изогнись (назад), подобно луку. Это Дханурасана.

 

Мритасана.

 

2.19. Лежание на полу, подобно трупу, называется Мри­тасана. Мритасана устраняет усталость и приносит спо­койствие.

 

Гуптасана.

 

2.20. Ступни лежат - между коленями и бедрами, закры­вая задний проход. Это известно как Гуптасана.

 

Матсьясана.

 

2.21. В Мукта-падмасане лечь плоско, вытянувшись. Об­хвати голову локтями. Это — Матсьясана, изгоняющая болезни.

 

Пасчимоттанасана.

 

2.22. Вытяни нбги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней. Это — Пасчимоттанасана.

 

Матсиендрасана.

 

2.23. Сделай живот таким же плоским, как и спину. Сидя без напряжения, согни левую ногу и положи ее ступню за правое колено.

2.24. Положи (на левую ногу) правый локоть. Лицо об­ращено вправо. Взгляд — между бровями. Это Матси­ендрасана.

 

Горакшасана.

 

2.25. Подошвы ступней, повернутые кверху, держи открытыми между бедрами и коленями. Прикрой лодыж­ки кистями, повернутыми кверху.

2.26. Втяни шею и смотри на кончик носа. Это — Горак­шасана, дающая йогину Сиддхи.

 

Уткатасана.

 

2.27. Крепко держи пальцы ног на полу, а пятки в воз­духе. Положи зад на пятки. Это известно как Уткатасана.

 

Санкатасана.

 

2.28.Поставь левую ногу ступней на пол, обвей правую вокруг левой ноги и держи обе кисти на коленях. Это Санкатасана.

 

Маюрасана.

 

2.29. Обопри ладони об пол, положи локти на пупок и подними в воздух ноги, прямые как палки. Эту позу называют Маюрасана.

 

2.30.Плохую или излишнюю пищу она сжигает целиком, возбуждает огонь пищеварения и помогает переварить даже яд. Она устраняет все болезни, подобные гастриту, лихорадке, испорченности (желудочного) сока и другие — такова эта полезная поза.

 

Куккутасана.

 

2.31. Сидя в позе лотоса, продень руки по локти между коленями и верхней частью бедер. Подними тело высоко, опираясь на локти. Это — Куккутасана.

 

Курмасана.

 

2.32. Положи лодыжки крест-накрест под промежность. Держи голову, шею и туловище прямыми. Это называет­ся Курмасана.

 

Уттана-курмасана.

 

2.33. Сидя в Курмасане, держи шею обеими руками. Эта поднятая вверх поза, похожая на позу черепахи (Курмасана), называется Уттана-курмасана.

 

Мандукасана.

 

2.34. Подошвы ступней обращены к спине; большие паль­цы ног касаются друг друга. Наклони колени вперед. Так будет выполнена Мандукасана.

 

Уттана Мандукасана.

 

2.35. Оставаясь в Мандукасане и держа голову локтями, выпрямись, как лягушка. Это — Уттана Мандукасана.

 

Врикшасана.

 

2.36. На внутреннюю сторону верхней части левого бедра поставь правую ступню. Так стой на полу, как дерево. Это известно, как Врикшасана.

 

Гарудасана.

 

2.37. Голени и бедра прижми к полу, удерживая тело на коленях. Положи обе кисти рук поверх колен. Это назы­вается Гарудасана.

 

Вришасана.

 

2.38. Положи анус на правую пятку. Левую ступню по­ложи сверху на правую ногу и коснись (левой ступней) земли. Это Вришасана.

 

Салабхасана.

 

2.39. Лежа лицом вниз с кистями рук на высоте груди, обопрись ладонями о пол и подними ноги вверх на длину руки. Эту позу мудрецы называют Салабхасана.

 

Макарасана.

 

2.40. Лежа лицом вниз, грудью на полу и с вытянутыми ногами, держи голову обеими руками. Это — Макарасана, разжигающая в теле огонь пищеварения.

 

Уштрасана.

 

2.41. Лежа лицом вниз, раздвинь ноги и положи их на спину; держи ступни руками. Подтяни живот и сильно втяни рот. Эту позу аскеты называют Уштрасана.

 

Бхуджангасана.

 

2.42. Ложись на пол на живот. Держа ладони на земле, поднимай голову, подобно змее.

2.43. Огонь пищеварения в теле будет постоянно повыша­ться, все заболевания будут устранены и змееподобная богиня (Кундалини) проснется благодаря упражнению в Бхуджангасане.

 

Йогасана.

 

2.44. Поверни ступни вверх и положи их на колени. По­верх них положи руки вверх ладонями. 2.45. Вдохни и смотри на кончик носа. Это — Йогасана, применяемая йогинами при садхане.

 

 

3.

 

МУДРЫ.

 

 

3.1. Гхеранда сказал: есть 25 Мудр, приносящих йогину сиддхи. Эти Мудры следующие: Маха-мудра, Набхо-мудра, Уддиана-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха, Маха-веддха, Кхечари,

3.2. Випарита-карани, Иони-мудра, Варжроли-мудра, Шактичалани-мудра, Тадаги-мудра, Мандуки, Самбхави, Панчадхарана,

3.3. Ашвини, Пашини, Каки, Матангини,   Бхуджангини.

3.4. 0 Мудрах Махешвара (Шива) рассказал Дэви. Этим знанием достигают величайшего успеха. 3.5. Это должно держаться в тайне самым тщательным образом и никому не выдаваться. Это дает йогину бла­женство и даже самим Марутам (небесным духам) трудно этого достичь.

 

Маха-мудра.

 

3.6. Левую пятку прижми к заднему  проходу. Вытяни правую ногу и правую ступню. Пальцы этой ноги обхва­ти руками.

3.7. Сожми горло и смотри между бровями. Эта мудра называется мудрецами Маха-мудра.

3.8. Упражняясь в Маха-мудре, можно излечить кашель при туберкулезе, заворот кишок, увеличение селезенки, несварение желудка, лихорадку и всякого рода (иные) болезни.

 

Набхо-мудра.

 

3.9. Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык (повернутым) кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина.

 

Уддиана-бандха.

 

3.10. Подтяни живот — выше и ниже пупка — к спине. Этим великая птица (Прана) влетает в Сушумну и дви­жется теперь только там. Практикующий Уддиана-бандху побеждает смерть.

3.11. Из всех Бандх эта — наилучшая. Ее практикой освобождение достигается легко.

 

Джаландхара-бандха.

 

3.12. Сжав горло, положи подбородок на грудь. Это Джаландхара-бандха. Этой Бандхой будут перекрыты 16 опор (адхар). Эта Бандха вместе с Маха-мудрой уничтожают смерть.

3.13. Успех в Джаландхара-бандхе дает йогину Сиддхи. Тот, кто делает ее 6 месяцев, несомненно станет Сиддха (достигшим Сиддхи, сверхспособностей).

 

Мула-бандха.

 

3.14. Прижми пятку левой ступни к промежности, со­жми анус, затем прижми тщательно пуп к позвоночнику (втягивая живот).

3.15. Правую пятку положи на половые органы. Эта уничтожающая старость Мудра называется «Мула-бан­дха».

3.16. Тот, кто желает пересечь океан бытия, должен вы­полнять ту Мудру тайно и в уединенном месте.

3.17. Практикой этой Мудры несомненно будет достигну­то совершенство в овладении дыханием. Так упражняй­ся тщательно, в молчании и без перерыва.

 

Маха-бандха.

 

3.18. Закрой задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней.

3.19. Осторожно двигай пятку, чтобы возбудить   мыш­цу заднего прохода, и медленно втягивай промежность, в то время как дыхание задерживается  Джаландхара-бандхой. Это называется Маха-бандха.

3.23. Маха-бандха — величайшая   Бандха,   изгоняющая старость и смерть. Этой Бандхой достигают исполнения желаний.

 

Маха-ведха.

3.21. Так же, как красота, очарование и юность женщины ничто без мужчины (способного оценить это), так же Мула-бандха и Маха-бандха ничто без Маха-ведхи.

3.22. Сидя в Маха-бандхе,  сделай  Уддиана-кумбхаку. Называется Маха-ведха, приносящая успех.

3.23.  Йогин, ежедневно   выполняющий  Маха-бандху   и Мула-бандху вместе с Маха-ведхой — наилучший среди тех, кто знает Йогу.

3.24. Для него нет ни старости, ни страха смерти.  Эта Маха-ведха йогинами должна тщательно сохраняться в тайне.

 

Кхечари-мудра.

 

3.25. Разрежь (связку) под языком. Постоянно двигая языком, «дои» его, (смазывая) свежим коровьим маслом и вытягивая железными щипцами.

3.26. Если постоянно делать это, язык становится длиннее. Когда он достигает места между бровями, наступает Кхечари.

3.27. Постепенно двигай язык к середине  нёба. Когда язык(завернутый назад),  войдет в отверстие ноздрей, выходящих  в горло и закроет их, дыхание останавливается. Взгляд направлен на междубровье. Это Кхечари.

3.28. Отэтого (с йогином) не произойдет ни обморок, ни ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникнет сияющее божественное тело (Дэва-дэха).

3.29. Это тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, смочено водой, укушено змеей.

3.30. Тело становится прекрасным. Самадхи несомненно достигается, и язык, коснувшийся отверстия черепа, ощу­щает вкус нектара.

3.31. Ежедневно ощущается новое блаженство и различ­ные вкусы нектара. Вначале вкус солоноватый, затем щелочной, затем горький, затем терпкий.

3.32. Потом возникает вкус масла, сливок, молока, тво­рога, сыворотки, меда, пальмового сока и, наконец, вкус самого нектара.

 

Випарита-карани.

 

3.33. У корня пупа пребывает солнце, у корня нёба — луна.

3.34. Мудра, с помощью которой солнце переносится вверх, а луна — вниз (и они меняются местами), назы­вается Випарита-карани. Эта мудра — тайная во всех Тантрах.

3.35. Положи голову на землю и обхвати ее руками. Под­ними ступни высоко вверх и оставайся в таком поло­жении неподвижно — это называется Випарита-карани.

3.36. Постоянной практикой этой мудры болезни и смерть побеждаются. (Практикующий ее) достигает Сиддхи и не растворяется даже во время Пралайи.

 

Йони-мудра.

 

3.37. Сидя в Сиддхасане, закрой оба уха большими паль­цами, глаза — указательными пальцами, ноздри — сред­ними пальцами; верхнюю губу — 4 пальцами и ниж­нюю — мизинцами.

3.38. Сделав несколько раз Каки-мудру (3:86), вдыхай Прану, соединяй ее с Апаной.

3.39. Сосредоточившись на 6 Чакрах в их порядке, пусть мудрец пробудит спящую богиню Кундалини повторе­нием мантры Хум-Хамсах, и поднимая Шакти вместе с Дживой, поместит их в тысячелепестковый лотос (Сахасрара).

3.40. Будучи наполненным Шакти, будучи соединенным с великим Шивой, пусть он (йогин) сосредотачивается на многообразных формах блаженства и радости.

3.41. Пусть он сосредотачивается на соединении Шивы ц Шакти, (находимом везде) в этом мире. Будучи пре­исполненным блаженства, он (йогин) становится единым с Брахманом.

3.42. Эта Иони-мудра в высшей степени тайная, она с трудом достижима даже богами. Кто достигает в ней совершенства хоть один раз, тот устойчив в Самадхи.

3.43. Ни грех убийства брахмана, ни вытравливание пло­ди (аборт), ни пьянство, ни осквернение супружеского ложа учителя — ничто не пристанет к тому, кто утвердился в этой Мудре.

3.44.  Эти смертные грехи — как и грехи меньшие — по­гашаются практикой Иони-мудры. Поэтому, если ты желаешь освобождения, ты должен выполнять ее.

 

Ваджроли мудра.

 

3.45. Опираясь ладонями о пол, забрось ступни вверх и голову над полом. Эту   мудру,  пробуждающую Шакти (Кундалини) и удлиняющую жизнь, мудрецы называют Ваджроли.

3.46. Этот метод — высший во всей Йоге — является причиной освобождения для йогина.   Этот благодетельный метод дает йогинам совершенство.

3.47.  Этим способом надежно достигается Бинду-Сиддхи (власть над семенем), а когда и эта Сиддхи достигнута, то есть ли еще что-либо недостижимое в этом мире.

3.48.  Выполняя эту Мудру, йогин достигнет совершенства, даже если он будет погружаться в великое наслаждение.

 

Шактичалани Мудра.

 

3.49. Великая богиня Кундалини — сила Атмана (Атма-шакти), дремлет в Муладхаре, свернувшись в три с половиной оборота подобно змее.

3.50. Пока она спит в теле, душа (Джива) подобна животному; мудрость не придет, даже если выполнить десять миллионов  йог.

3.51. Как дверь  открывается   ключом,  так  Кундалини пробужденная с помощью Хатха-йоги, открывает дверь Брахмана(Брахма-двара).

3.52. Не обнаженным и не в открытом месте, а одев на­бедренную повязку и сидя в запертой   комнате, пусть йогин практикует Шактичалана.

3.53. Набедренная повязка должна быть шириной в 4 пальца и длиной в локоть; мягкая, тонкая и чисто-бе­лого цвета. Привяжи такой кусок ткани к поясу.

3.54. Намажь тело пеплом и, сев в Сиддхасану, вдохни через обе ноздри Прану и свяжи ее с Апаной.

3.55. Медленно сжимай Ашвини-мудрой задний проход до тех пор, пока Вайю (воздух) с силой войдет в Сушумну и проявит там свое присутствие.

3.56. От запирания воздуха деланием задержки на вдо­хе, змееподобной богине (Кундалини-шакти) становится душно и она устремляется вверх к Брахма-рандхра.

3.57. После Шактичалани выполняй Йони-мудру. Без Шактичалани Йони-мудра не дает успеха.

3.58. Так я объяснил тебе, Чанда Капали, Шактичалани-мудру. Держи ее в тайне и выполняй ежедневно.

3.59. Эта великая Мудра уничтожает старость и смерть. Поэтому она должна выполняться йогинами, которые стремятся к собственному совершенству.

3.60. Если йогин постоянно выполняет ее, то совершен­ство в его руках. Он достигает способности принимать любой образ (Вигроха-сиддхи) и его болезни исчезают.

 

Тадаги-мудра.

 

3.61. Сидя в Пасчимоттанасане, сделай живот полным, как пруд: это великая Тадаги-мудра («печать пруда»), прогоняющая старость и смерть.

3.62. Закрой рот и двигай концом языка по нёбу. Посте­пенно ощущается вкус нектара, (текущего из Сома-чакры). Это известно как Мандуки-мудра.

3.63. Тот, кто постоянно выполняет Мандуки-мудру, не знает ни морщин, ни старости, но обладает вечной юнос­тью и волосы его не седеют.

 

Самбхави-мудра.

 

3.64. Смотря на место между бровями, созерцай само свое существование. Это Самбхави-мудра, содержащая­ся тайно во всех Тантрах.

3.65. Веды, Шастры и Пураны подобны легко доступным женщинам, в то время как эту Мудру следует оберегать (в тайне), как даму из уважаемой семьи.

3.66. Тот, кто знает эту Мудру, подобен Адинатха («господин мира»), как сам  Нарайана.  Он — как  Брахма-создатель.

3.67. Истинно сказал М.ахешвара: кто изучил Самбхави, тот— (тождественен) Брахману и ничему другому.

 

Дхарана-мудры.

 

3.68. Самбхави-мудра объяснена. Теперь узнай о 5 Дхарана-мудрах — а  чего  только  нельзя достичь  в  этом мире этими Дхаранами?

3.69.  Вместе с этим человеческим телом ты сможешь снова и снова посещать небо (Свар-лока). Быстрый, как разум,  ты приобретешь способность путешествовать в и сможешь отправиться туда, куда пожелаешь. Эти 5 Дхаран — Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир.

 

Притхиви Дхарана Мудра — концентрация на стихии Земли.

 

3.70. Стихия Земли желтого цвета, четырехугольна, связана с Брахмой и ее Биджа (слог) ЛАМ. Созерцай эту "   (в Муладхаре) и там фиксируй Кумбхакой (задержкой дыхания) Прану и Читту (внимание) на 2 часа. Эта низшая из Дхаран дает устойчивость  и господство над стихией Земли.

3.71. Выполняющий эту Притхиви Дхарана Мудру станет господином над смертью и будет странствовать по земле в качестве Сиддха (совершенного).

 

Амбхави Дхарана Мудра — концентрация на стихии Воды.

 

3.72. Стихия воды, белая, как жасмин или как раковина, в форме луны, связана с нектаром и Вишну, ее Биджа ВАМ. Сосредотачивайся на стихии Воды (в Свадхистхане) и фиксируй там Прану и Читту  на 2 часа. Эти — сосредоточение на стихии Воды, разрушающее все страдания.

3.73. Вода не сможет принести вред тому, кто ее творит. Эта Амбхави — великая Мудра, и кто знает ее — тот сведущ в Йоге. Даже в глубокой воде он не погибнет.

3.74. Эту великую Мудру следует тщательно хранить — при разглашении ее сила утрачивается; я действительно говорю правду.

 

Агни Дхарана Мудра — концентрация на стихии Огня.

 

3.75. Стихия огня, находящаяся у пупа, треугольная и пламенно-красная, как божья коровка; она связана с Рудрой и ее Биджа (слог) РАМ. Она дает Сиддхи. Фик­сируй Прану и Читту там (в Манипуре) 2 часа. Эта Дха­рана прогоняет страшный страх смерти.

3.76. Даже если садхак (упражняющийся) попадет в огонь, он останется живым и не погибнет.

 

Вайави Дхарани Мудра — концентрация на стихии Воздуха.

 

3.77. Стихия Воздуха дымного цвета, как мазь для глаз; она связана с Ишварой и ее Биджа ЙАМ. Сосредота­чивайся (на ней в Анахате), фиксируя там Прану и Чит­ту 2 часа. Это Вайави Дхарана Мудра, дающая возмож­ность двигаться по воздуху.

3.78. Она разрушает болезни и предотвращает смерть; практикующий ее никогда не погибнет от воздуха.

3.79. Эта Мудра не должна открываться тому, кто лукав и не имеет преданности. Если она дается (таким людям), она теряет силу. О Чанда, истинно верно то, что я гово­рю тебе!

 

 

Акаша Дхарани Мудра — концентрация на стихии эфира (пространства)

 

 

3.80. Стихия эфира, светящаяся цветом чистой морской волны, связана с Сада-Шивой, ее биджа ХАМ. Фиксируй там (в Вишуддхе) Прану и Читту 2 часа. Это эфирная Дхарана, бткрывающая дверь к освобождению.

3.81. Тот, кто знает эту Акаша-Дхарана Мудру — на­стоящий йогин. Для него нет ни старости, ни смерти и он не подлежит растворению в Пралайе.

 

Ашвини-мудра.

 

3.82. Сократи мышцу заднего прохода, а потом расслабь её. Повторяй это. Это — Ашвини-мудра, пробуждающая Шакти.

3.83. Ашвини — великая Мудра, устраняющая болезни заднего прохода, дающая силу, хорошее самочувствие и предохраняющая от преждевременной смерти.

 

Пашини-мудра.

 

3.84.  Заложи обе ступни на шею, крепко держа их вмес­те, как петлю. Это Пашини-мудра, пробуждающая (Кундалини) Шакти.

3.85. Пашини — великая Мудра, дающая силу и процве­тание. Садхаки, желающие достичь Сиддхи, должны тщательно выполнять ее.

 

Каки-мудра.

 

3.86.  Вдохни воздух очень медленно через рот, придав ему форму вороньего клюва. Это Каки (воронья) — мудра, прогоняющая всякого рода болезни.

З.87.  Каки — великая Мудра, во всех Тантрах хранимая в тайне. С помощью этой Мудры человек становится свободным от всех болезней, как (свободен от них) ворон.

 

Матангини-мудра.

 

3.88. Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти через рот.

3.89. Затем втяни воду через рот и выпусти обратно через ноздри. Повторяй это снова и снова. Эта Матангини — великая Мудра, прогоняющая старость и смерть.

3.90. В безлюдном месте тщательно выполняй эту Мудру и ты станешь сильным, как слон.

3.91. Тогда йогин ощущает удовольствие, где бы он ни находился. Поэтому он должен выполнять эту («слоновью») Мудру с особой тщательностью.

 

Бхуджангини-мудра.

 

3.92. Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это Бхуджангини   («змеиная»)   Мудра,  прогоняющая  старость и смерть.

3.93. Этой Мудрой быстро устраняются все болезни живота, какие только существуют, — в особенности несварение желудка.

3.94. Так, о Чанда Капали, объяснена тебе прекрасная глава «Мудра». Ее любят все Сиддха (достигшие) и она отгоняет старость и смерть.

3.95. Все это нельзя сообщать тому, кто лукав и лишен преданности; это нужно сохранять в тайне, ибо (это зна­ние) труднодостижимо даже для богов.

3.96. Это нужно давать искреннему, прямому человеку хорошего происхождения, обладающему душевным по­коем и полностью преданному своему учителю. Они (Мудры) дадут (такому человеку) освобождение и счас­тье в жизни.

3.97. Эти Мудры прогоняют всякие болезни и разжигают огонь пищеварения (аппетит) у того, кто постоянно их выполняет.

3.98. К нему не придет ни старость, ни смерть, ни страх перед огнем, водой или воздухом.

3.99. Кашель, астма, проказа, увеличение селезенки и 20 видов заболеваний слизи несомненно устраняются выполнением этих Мудр.

3.100. Что еще сказать тебе об этом, о Чанда? Для до­стижения Сиддхи нет в этом мире ничего более высокого, чем Мудры.

 

4.

 

ПРАТЬЯХАРА.

 

 

Гхеранда сказал:

4.1. Теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (контроль вос­приятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены та­кие враги, как похоть и ей подобные.

4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»), ты должен обуздать ее и привести под контроль Атмана.

4.3. Испытываешь ли ты почести или поношения, слы­шишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи ее под контроль Атмана («Я»).

4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприят­ный— отвлеки (Читту) от этих запахов и приведи под контроль Атмана.

4.5. Заполнено ли твое восприятие медово-сладким, кис­лым, горьким или каким-либо иным вкусом — отвлеки его от этих вещей и приведи под контроль своего «Я» (Атмана).

 

 

5.

 

ПРАНАЯМА.

 

 

Гхеранда сказал:

5.1. Теперь я даю правила Пранаямы, Посредством  ее человек становится равным богам.

5.2. Для практики Пранаямы необходимы соответствую-подходящее время, урегулированное питание и, наконец, очищение Нади.

5.3. Йога должна быть начата не в отдаленной местности в диком лесу, не в большом городе и не в людном месте.  Если совершать йогу в таких местах,  то  успеха  не достичь.

5.4. В отдаленной местности йогин вызовет подозрение; в лесу у него нет защиты; присутствие людей будет ему мешать. Поэтому следует этого избегать.

 5.5. В хорошей стране со справедливым правителем, где есть качественное питание и нет помех, построй себе хижину и окружи ее изгородью.

5.6. Внутри изгороди сделай колодец и хранилище для воды. Хижина должна быть не слишком высокой и   не слишком низкой; в ней не должно быть насекомых.

5.7.  Хорошо обмажь эту хижину

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Путь Шивы | YogaInfo - YogaInfo | Лента друзей YogaInfo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»