• Авторизация


ПЕТУХИ - Искусство : Бой в Живописи и Графике 25-01-2013 20:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ПЕТУШИНЫЕ БОИ (ЧАСТЬ 1 - ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ОТОБРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ.

Интерес к найденной в одной из галерей картине вылился в целую подборку и информацию о таком интересном «виде спорта», как петушиные бои.

[показать]

Петушиные бои или Gamecock Boxing — состязания специально обученных хозяевами боевых петухов, которых натравливают на драку друг с другом. Это азартный вид спорта, в котором наблюдатели делают ставки на победу одного из петухов.

История

Родоначальником современных петухов и кур принято считать индийскую дикую курицу, одомашнивание которой произошло в IV—III тысячелетиях до н. э. Сначала владение курицей считалось царской привилегией, и они использовались исключительно для петушиных боёв.
Петушиные бои проводились ещё в древние времена в странах востока: Индии, Китае и Персии примерно в 5 веке до н.э.
В Вавилон боевые петухи попали примерно в 700 году до н. э. вместе с персидскими солдатами, вернувшимися из похода на Индию.

[показать]

Барельеф Петушиные бои.




[показать]

Петушиный бой. Рисунок из мастерской де Бри 1600 г.

В Греции они стали популярным видом спорта во времена Фемистокла, который вернулся из Персидского похода и построил специальный амфитеатр для боёв.
Позднее петушиные бои распространились на Азию и Сицилию.
Римляне презирали петушиные бои, однако в работах Колумелы по сельскому хозяйству утверждается, что среди них находились любители, которые проигрывали на этом целые состояния.

[показать]

Jean Leon Gerome Jeunes Grecs Faisant battre des coqus 1846 г.

[показать]

Франс Снейдерс Петушиные бои. 1615 г.

Из Рима этот вид развлечений был занесён в Европу. Он стал популярен в Бельгии, Англии, Шотландии, Уэльсе, Голландии, Германии, Италии, Испании, Люксембурге, а также в их колониях. Распространение петушиных боёв вызывало отчаянное сопротивление церкви, однако, святые отцы не смогли остановить любовь к этому кровавому зрелищу.

[показать]

E. Kratke Lovers of cock fighting.

Правила

Обычно для петушиных боёв используют площадку круглой формы с размером бордюров диаметром приблизительно 20 футов. Барьер по краям площадки не даёт петухам выйти за территорию ринга.

[показать]

Антон Батов Петушиный бой

Выделяют три формы проведения петушиных боёв:
Соревнование или матч.
Бой ведётся в заранее определённых парах. Победитель определяется количеством побед
Королевская битва.
Все птицы одновременно выпускаются на поле боя. Победителем считается последний оставшийся в живых или способный продолжать бой петух.
Уэльский бой.
Битва ведётся в восьми парах. Затем в парах бой идёт между победителями первого и второго раунда. И, наконец, в четвёртом раунде стравливаются два петуха, победившие в своих парах в предыдущем раунде. Перед боем птицы не должны видеть друг друга.

Ставки на петушиные бои принимаются как до начала состязаний, так и непосредственно в ходе битвы. Петухи обычно выходят на арену в возрасте одного-двух лет. В возрасте полугода цыплятам отрезают гребень, так как его повреждение в ходе боя приводит к большой потере крови. Для тренировок петуха используют специальные беговые тренажёры.

[показать]

Шадрин А.П. Петушиный бой.

Перед началом состязаний на естественные петушиные шпоры, надеваются искусственные из металла или кости размером около 1,5 дюйма. Однако, существуют и более длинные шпоры, достигающие 2,5 дюймов.

Современные правила позволяют отозвать с арены петуха, получившего серьёзные травмы.
Также иногда применяются раунды, ограниченные по времени.
Если петух отказывается драться со своим противником, то в этом случае ему засчитывают поражение.
Во всех петушиных боях слово судьи является законом. Это распространяется, в том числе, и на ставки.

[показать]

Владимир Мишуков Петушиный бой (по картине Тан Вей Юаня).

При том, что правила и традиции боев во всех странах имеют много общего, в каждой из стран существуют и свои национальные особенности. В Испании, например, где «царствует» коррида, петушиные бои, скорее всего, получили огромную популярность благодаря тому, что для их организации требуется гораздо меньше места и денег, чем для корриды.

[показать]

Нина Релинь Петушинный бой.

Англия

Петушиные бои оставались любимым развлечением английской королевской семьи и дворянства до XIX века. Первая в Британии арена для их проведения была построена королём Генрихом VIII.
Этот «королевский спорт» был излюбленным — и притом весьма азартным — развлечением во всех слоях английского общества XVIII века.
В Англии того времени интенсивное развитие новых общественных сил, расшатывавших устои аристократических порядков, сочеталось с самыми косными, а то и нелепыми пережитками средневековья. В этой связи хочется рассказать о гравюре английского художника Уильяма Хогарта, о которой очень подробно написал в своей статье М. В. Алпатов.

[показать]

William Hogarth The Pit (Петушиный бой). 1759 г. Гравюра на меди.

Хогарта называют беспощадным сатириком, стремившимся просвещать и исправлять нравы своих соплеменников.
Он вполне сознательно, как и подобает художнику «просвещенного века», избрал своим оружием нравоучительную сатиру, смело проникая в самую гущу жизни со всеми ее уродствами и противоречиями.

На гравюре «Петушиный бой» Хогарт изобразил десятки фигур, теснящихся вокруг большого овального стола — арены схватки двух петухов. Страсти накалены до предела: здесь бьются об заклад, в азарте жестикулируют, карабкаются друг через друга; лица искажены утрированным изображением различных аффектов. Хогарт не скупится на беспощадно острые, доведенные до карикатурного гротеска характеристики отдельных персонажей в этой пестрой толпе.
Это жестокое зрелище (петушиные бои кончаются тем, что «победитель» забивает своего противника насмерть) раскрепостило в людях их зверские инстинкты, и художник показывает их не то смешными в их низменной страсти, не то отталкивающе страшными в совсем уже нечеловеческом балаганном кривлянии.
Эффектным приемом решает мастер всю композицию гравюры. Клубок человеческих тел кольцом охватывает пустую поверхность арены, на которой особенно комично выглядят два тщедушных петуха с ощипанными хвостами. Предмет всех этих бурных переживаний оказывается нарочито мизерным и жалким.
«Если мои оттиски, — писал Хогарт, — воспрепятствуют дальнейшему распространению жестокости, я буду больше гордиться эскизами этих листов, чем если бы я нарисовал картоны Рафаэля».
Напоследок, сообщу, что в Великобритании этот вид спорта подпадал под запрет в 1849 году.

Америка

В колониях Северной Америки, в Соединенных Штатах Америки, Центральной и Южной Америке, странах Карибского бассейна и Мексике петушиные бои появляются достаточно рано, однако практически сразу же во многих местах запрещаются из-за летальных исходов «участников боев» и жестокой формы развлечения.
Нужно сказать, что в первые годы образования США петушиные бои были чуть ли не главным национальным видом спорта в стране.

[показать]

Henry Alken Westminster Cock Pit In 1830 (Restrike Etching).

Известны исторические факты, что сами президенты США Вашингтон, Джефферсон, Мэдисон, Джексон и Линкольн принимали активное участие в петушиных боях.

[показать]

Неизв.художник Cock-fighting

Подтверждением огромной популярности этого вида спорта служит тот факт, что образ боевого «gamecock» серьезно рассматривался в качестве символа для размещения на официальной печати Соединенных Штатов.
Впрочем, образ «боевого петуха» был все же увековечен. Он изображен на эмблеме университета Южной Каролины, основанного в 1801 году, как символ невероятного мужества.

[показать]

John Kay Cock-fighting match

На сегодняшний день, петушиные бои легализованы только в трех штатах США - Оклахоме, Луизиане и Нью-Мексико, а также на территории Пуэрто-Рико и Гуама.
На Кубе петушиные бои были запрещены только лишь с приходом к власти Фиделя Кастро в 1959 году.
Тем не менее, во многих странах американского континента, и в некоторых штатах на территории Соединенных Штатов, петушиный бой является до сих пор общепринятой, часто нелегальной, формой развлечения. Ныне этот «древний спорт» переехал из городских районов в сельскую местность.

Бали

Как американцы внешне раскрываются на площадке для игры в гольф или на скачках, так балийцы раскрываются у ринга для петушиных боев.
Ведь это только на первый взгляд там бьются петухи. На самом деле бьются люди.
Балийские мужчины психологически отождествляют себя со своими петухами.
Слово sabung, обозначающее петуха (и встречающееся в надписях рано, уже в 922 г. н.э.), используется метафорически и значит «герой», «воин», «победитель», «способный человек», «политический кандидат», «холостяк», «денди», «сердцеед» или «крутой парень».
Напыщенного человека, чье поведение не соответствует его скромному статусу, сравнивают с бесхвостым петухом, который важничает так, будто у него большой красивый хвост. Человека отчаявшегося, который делает последнее безумное усилие, чтобы вырваться из ужасной ситуации, сравнивают с умирающим петухом, делающим последний выпад в сторону своего соперника, чтобы и тот тоже погиб вместе с ним. Скупца, который обещает много, дает мало и возмущается при этом, сравнивают с петухом, которого удерживают за хвост, в то время как он прыгает на другого, но не достает его. Молодого человека брачного возраста, который все еще робеет в женском обществе, или человека на новой работе, который хочет произвести хорошее впечатление, называют «бойцовым петухом, которого первый раз посадили в клетку».

[показать]

Станислав Плутенко Петушинный бой 2006 г.

Вся жизнь на Бали уподобляется петушиным боям. Даже сам остров по форме, как здесь полагают, напоминает маленького, гордого петуха.

[показать]

Карта Бали (и правда похож!)

Петушиный бой для балийцев — это, в первую очередь, кровавое, с соответствующими церемониями и пением жертвоприношение демонам, совершаемое для утоления их ненасытного, каннибальского голода. Ни один храмовый праздник не должен проводиться, пока не совершено это жертвоприношение.
Коллективный ответ на любое зло естественного происхождения — болезнь, неурожай, извержение вулкана — почти всегда включает в себя петушиный бой. А знаменитому балийскому празднику Дню тишины («Ньепи»), когда все в течение целого дня молча и неподвижно сидят, чтобы не столкнуться с внезапным нашествием демонов, ежеминутно изгоняемых из ада, накануне предшествуют крупные петушиные бои.

Петушиные бои (их на острове называют - тетадьен, сабунган) проводятся на ринге размером около пятидесяти квадратных футов. Как правило, они начинаются ближе к вечеру и продолжаются часа три-четыре до захода солнца. В программу входят девять или десять самостоятельных поединков (сехет).
Когда пары подобраны, выбранным петухам прикрепляют шпоры (таджи) — острые как бритва стальные шипы длиной четыре или пять дюймов.
Знания о шпорах обширны: точить их следует только в полной темноте, и когда нет луны, нельзя позволять смотреть на них женщинам и т. д.
Раунд начинается после того, как кокосовый орех с небольшой дырочкой бросают в ведро с водой, он тонет в течение 21 секунды - этот период называют «тьенг», и его начало и окончание знаменуют ударом гонга.
Петухи, как правило, сразу же налетают друг на друга и начинают друг друга клевать, бить крыльями и ногами.
Во время боя рефери («сая комонг»; «джуру кембар») - человек, который бросает в ведро кокосовый орех, — следит за тщательным выполнением правил, и его авторитет в этом непререкаем.

[показать]

Александр Ищенко Cock-fighting 1999 г.

Эти правила вместе с массой сопровождающих их фольклорных историй на тему петухов и петушиных боев записаны в пальмовых манускриптах («лонтар», «ронтал»), которые передаются из поколения в поколение вместе со всеми юридическими и культурными традициями.
Во времена до голландского вторжения на Бали в 1908 г., организация петушиных боев была делом исключительно светским. Выставить петуха на важный, значительный бой было для взрослого мужчины непременным гражданским долгом. Налог, который взимался с петушиных боев, происходивших, как правило, в базарный день, служил важным источником годового дохода государства.
Петушиные бои, как говорил почти каждый балиец , — это все равно что игра с огнем, при которой вы не обжигаетесь.

[показать]

Johann Zoffany Colonel Mordaunt's Cock Match 1784-86 гг.

Один из главных героев на Бали — принц, прозванный за свою страсть к игре «Петушиный боец», которому случилось отсутствовать из-за очень глубокого петушиного боя с соседним принцем, когда вся его семья — отец, братья, жены и сестры - были убиты захватчиками. Избежав, таким образом, плачевной участи своих родственников, он вернулся домой, чтобы разделаться с узурпатором, вернуть себе трон, восстановить высокие балийские традиции и построить самое могущественное, славное и процветающее государство.

Россия

В России петушиные бои приобрели популярность в XVIII в., благодаря Алексею Орлову и генералу Всеволожскому.

[показать]

Карл Людвиг Христинек Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского 1779 г.

А.Г. Орлов впервые выписал боевых петухов из Англии. Н. В. Всеволжский также выписывал петухов с родословной из Англии, только серых, в то время как Орлов приобретал красных. Каждое снесенное яйцо береглось, так как из него получался породистый цыпленок. Родословная каждого петуха имела свою запись.
Петушиные бои были распространенной забавой не только дворян, но и других сословий — мещан, купцов, чиновников, а также иностранцев.
В Москве существовало даже Общество петушиных охотников, занимавшееся проведением боёв.

[показать]

Гравюра неизв. художника Петушиные бои в Москве. XIX в.

В XIX в. традиция петушиных боев активно развивалась в частных домах и трактирах.
Боевых петухов отбирали хозяева еще цыплятами и отделяли от других. Хозяин-охотник наблюдал за цыплятами и замечал, какой из них имеет краснее других щеки и гребень и во время корма бьет других. Этого петуха отсаживали в отдельную с курицей клетку. В его отсутствие среди цыплят всегда находился новый драчун, и его также отсаживали. Такая процедура называлась «отдержка». Когда у петуха появлялся гребень и сережки, их отрезали и давали ему клевать: петух после этого был гораздо злобнее в бою. Кормили боевых петухов также особым образом: жирных — черным хлебом и овсом, худых — пшеницей. Во время подготовки к боям им давали красное вино. Тело у них становилось твердым и мускулистым, остаток отрезанного гребня — ярко-красным, а перо — блестящим.

[показать]

Анжелика Шуст Петушиный бой.

В. Н. Соболев в своих «Воспоминаниях» так описывает один из боев:
«Спустили на бой двух переярков, у обоих были подточены шпоры, петухи изодрались до такой степени, что легли один против другого. Хозяин одного из них протянул руку, чтобы взять своего петуха, оговорившись, что ничья; как другой охотник мгновенно вскочил в ширму и, отталкивая протянутую руку, закричал неистово: «Не смей трогать!» Это взорвало противника, он, в свою очередь, вскочил в ширму (арену), и около лежавших петухов произошла свалка их хозяев, а в это время отдохнувшие петухи начали снова свой бой, и таким образом на петушиной арене произошло самое ожесточенное побоище двух петухов и двух их хозяев, которых, однако же, скоро разняли хохотавшие охотники. Спустя четверть часа оба дравшиеся охотника сидели в трактире вместе и дружно попивали чаек. На замечание же, что они уже успели помириться, они простодушно отвечали: «Мало ли что бывает, в охоте сам себя не помнишь»».

[показать]

Иван Куликов Петушиный бой (этюд). 1938 г.

Окрас петухов был разным: светло-соловый, темно-красный, перо черное, дымчатое и даже голубое.
Боевые петухи делились охотниками на четыре возраста: петух до года назывался молодым, имеющий возраст более года и перелинявший два раза — переярком, трехлетний — третьяком, после трех лет назывался старым.
Главной задачей было вывести в феврале — марте новые выводки петухов, чтобы их подготовить к осенним боям. Бои молодых петухов начинались в октябре, а в ноябре дрались старые петухи, третьяки и переярки.
Для петушиного боя устраивали арену — круглый навес в диаметре до 2 метров и в высоту около метра. Пол на арене обивался войлоком. Вокруг арены размещались места для зрителей. Арена освещалась свечами, которые держали зрители первого ряда, позже появилась большая лампа. Арены старались устроить на открытом воздухе, иначе при спертом воздухе в закрытых помещениях петухи скоро ослабевали. На петушиные бои приезжали в каретах, на лихачах и пешком с петушком под мышкой. Перед боем зрители делали ставки и били заклады на петухов. Птиц привозили в клетках, вытаскивали и намазывали своему петуху перед боем перья на шее деревянным маслом и слегка посыпали перцем. Этот прием раззадоривал, а затем и помогал сразить противника. Намазанного маслом и посыпанного перцем соперника петух не мог брать клювом за перо и поэтому не наносил ему удары, начинал скоро чихать и оставался побежденным.

[показать]

Ilene Meyer Петушиный бой.

Вот еще одно описание этого считавшегося «русской забавой» мероприятия в книге В. А. Гиляровского «Москва и москвичи»:
«В назначенный вечер часть зала отделялась, посредине устраивалась круглая арена, наподобие цирковой, кругом уставлялись скамьи и стулья для зрителей, в число которых допускались только избранные, любители этого старого московского спорта, где, как впоследствии на бегах и скачках, существовал своего рода тотализатор — держались крупные пари за победителя.
К известному часу подъезжали к «Голубятне» богатые купцы, но всегда на извозчиках, а не на своих рысаках, для конспирации, поднимались на второй этаж, проходили мимо ряда закрытых кабинетов за буфет, а оттуда по внутренней лестнице пробирались в отгороженное помещение и занимали места вокруг арены. За ними, один за одним, входили через этот зал в отдельный кабинет люди с чемоданами. Это охотники приносили своих петухов, английских бойцовых, без гребней и без бородок, с остро отточенными шпорами.
Начинался отчаянный бой. Арена обливалась кровью. Одичалые зрители, с горящими глазами и судорогами на лице, то замирали, то ревели по-звериному. Кого-кого здесь не было: и купечество именитое, и важные чиновники, и богатые базарные торгаши, и театральные барышники, и «Чугунные шпяпы».
Пари иногда доходили до нескольких тысяч рублей. Фаворитами публики долгое время были выписанные из Англии петухи мучника Ларионова, когда-то судившегося за поставку гнилой муки на армию, но на своих петухах опять выскочившего в кружок богатеев, простивших ему прошлое «за удачную петушиную охоту». Эти бои оканчивались в кабинетах и залах второго этажа трактира грандиознейшей попойкой».

[показать]

Татьяна Седова Петушиные бои

Охотники шли на любые подлоги, чтобы выиграть: подрезали шпоры для того, чтобы выпустить опытного петуха против молодого, мяли петуха противника или скусывали ему кончик носа. Поэтому петухов привозили в клетках под замком. Охотники с петухами в руках сначала показывали противников, а затем выпускали на арену. В ярком свете свечей азартно блестели глаза страстных любителей этих боев.
Петухи бились четырьмя различными способами.
Одни бросались прямо на противника без уверток и бились грудь в грудь. Они подпрыгивали и бились клювами, пока один не начинал тяжело дышать, слабел и бежал.
Другие петухи, называемые кружастыми, бегали по кругу, гоняя и кружа своего противника, а затем неожиданно на него набрасывались, наносили удары и добивали.
Посылистые петухи били противника сзади, наскакивая на него и ударяя клювом по голове. Если его удары были ловки и сильны, то он поражал противника.
Вороватый петух, перемахнувшись раз-другой ударами с противником, тотчас же начинал лезть под него, прячась и подставляя под удары свой хвост, и в то же время старался схватить противника за перо и нанести ему удар в зоб. Противник был всегда изможден, и вороватый практически был непобедимым в петушином бою.
Петух отражал во время боя удары противника лапами; если он не отшпоривался (как тогда говорили), то в глазах охотников не стоил ни копейки.
Каждый петух имел имя — Варвар, Улан, Пересвет, Бриллиант и т. п.
Цена петуха боевой породы была от 3 до 75 рублей. Хозяину петуха-победителя платили от 3 до 300 рублей серебром. Получив деньги, он угощал всех присутствующих чаем, водкой и закуской. Отказаться от этого угощения никто был не вправе, потому что оно введено обычаем. После боя окровавленных петухов обливали теплой водой, а израненную голову примачивали водкой, раны сшивали шелком, обтирали лапы снегом и кормили очень хорошо. Тем не менее, петухи от боев заболевали различными болезнями.
Петушиные бои не были обычной забавой, они были в полном смысле охотничьи. Здесь решались вопросы об охотничьей славе того или иного человека, обсуждались петушиные породы и ловкость боевой птицы.
С 1860-х годов полиция начала преследовать петушиные бои.

В материале использованы статьи из Википедии,
статья Клиффорда Гирца «Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев»,
статья в энциклопедии М. В. Коротковой «Традиции русского быта» (Дрофа-Плюс, 2008),
статья М. В. Алпатова «Петушиный бой» и сайт www.gamecockboxing.com .
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПЕТУХИ - Искусство : Бой в Живописи и Графике | АНАТОЛИЙ_К_______ - Дневник АНАТОЛИЙ_К_______ | Лента друзей АНАТОЛИЙ_К_______ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»