• Авторизация


Художник, восхитивший Репина: Иван Павлович Похитонов 31-07-2021 11:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Люба47 Оригинальное сообщение

Художник, восхитивший Репина: Иван Павлович Похитонов


Картины Похитонова обладают поистине волшебными свойствами. Чем чаще и дольше любуетесь ими, тем легче становится на сердце. Мысли стремятся обрести плавность и стройность, душа — безмятежность равновесия. «Обыкновенное чудо» искусства происходит буквально у Вас на глазах.

«Летний пейзаж с коровами», масло, панель, 13.4 × 18.7 см, частное собрание, Швейцария
«Летний пейзаж с коровами», масло, панель, 13.4 × 18.7 см, частное собрание, Швейцария

«Жатва», 1900-10, дерево, масло,17.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса
«Жатва», 1900-10, дерево, масло,17.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

«Свадьба в Матреновке», 1880 год, дерево, масло, частное собрание, Москва
Свадьба в Матреновке», 1880 год, дерево, масло, частное собрание, Москва


Магия работ Ивана Павловича заключается в сохранении их тональной целостности при множестве цветов, использованных при создании. Конечно, свежесть композиций, дополненная богатством текстуры и усиленная разнообразием техники мазков играет свою большую роль. Но истинное волшебство Похитонова заключается именно в работе с красочным пространством. Кажется, мастер нашёл свой собственный выход из старой как мир проблемы.

«Художник на пляже в Ла-Панне», 1895, масло, панель, 14,5 х 17,5 см, частное собрание
«Художник на пляже в Ла-Панне», 1895, масло, панель, 14,5 х 17,5 см, частное собрание

«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом»,1894, 14.2 х 21.3 см
«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом»,1894, 14.2 х 21.3 см

«Ла Панн. На пляже», 1890, 18.9 × 32.6 см, частное собрание.
«Ла Панн. На пляже», 1890, 18.9 × 32.6 см, частное собрание.

Дело в том, дорогой читатель, что в силу объективных факторов у живописцев нет шансов потягаться с красотой окружающего мира по части богатства красок. Бирюзу волн и лазурит небес, сходящихся у горизонта, человечеству никогда не превзойти.

«Труд в поле», 17,8 х 26,7 см, частное собрание
«Труд в поле», 17,8 х 26,7 см, частное собрание

«Охотники на уток на озере», 1885, частная коллекция, Швейцария
«Охотники на уток на озере», 1885, частная коллекция, Швейцария

«В саду», 1904, частная коллекция , Франция
«В саду», 1904, частная коллекция , Франция

Всё, что остаётся художникам — прибегать к двум «фокусам». Первый основан на том, как странно человеческий мозг «составляет своё мнение» о двух смежных участках картины, на которых преобладают разные цвета. Особенно если один из этих цветов — нейтральный. В таком случае доминантный оттенок «перекрашивает» «приграничные» участки в нечто комплементарное самому себе. Параллельно изменяется наше восприятие освещённости и интенсивности окраски целых областях живописного пространства.

«Рыбачий домик в Ла-Панн», 1887, частное собрание, Франция
«Рыбачий домик в Ла-Панн», 1887, частное собрание, Франция

«После захода солнца. Барбизон», 1889, частное собрание
«После захода солнца. Барбизон», 1889, частное собрание

«Замок Гурас в Гелосе, близ По», 1887, 14.6 × 36.2 см, частная коллекция
«Замок Гурас в Гелосе, близ По», 1887, 14.6 × 36.2 см, частная коллекция"

«Улица на юге Франции», 1882, 11 x 17 см, частное собрание, Франция
«Улица на юге Франции», 1882, 11 x 17 см, частное собрание, Франция

Фокус номер два: после того, как наше внимание привлекает яркий объект, которым мы хотя бы пару секунд любуемся — последующее «путешествие» нашего взгляда по всему пространству полотна будет сопровождаться своего рода «послевкусием». Подсознание какое-то время продолжит «вписывать» остаточное изображение ранее привлекшего нас яркого объекта в новые области холста. От этого ощутимо изменяется настроение всего произведения в целом. К смысловым, геометрическим и текстурным доминантам добавляется ещё одна, самая тонкая и сложная: подтональная.

«Усадьба», частная коллекция
«Усадьба», частная коллекция

«Прачки»
«Прачки»

Похитонов восхитителен в своём умении обращаться к двум упомянутым выше приёмам. Отсюда — неповторимые световоздушные перспективы его полотен. Их эмоциональная свежесть и кажущаяся неосведомлённому человеку таинственной, почти что мистической невозможность окинуть всю его работу одним взглядом. Составить одно общее впечатление. Эти картины — вообще не про осознание. Они — про безмятежность и светлый фатализм, перед лицом непознаваемости мира, в котором мы живём и неотъемлемой частью которого являемся... Да и вообще: мастер, способный подружить глубину перспективы реалистического пейзажа с глубиной импрессионистского нарратива — это гений.

«Охота в лесу», 1879, холст, масло, 56 х 40,5 см, частное собрание
«Охота в лесу», 1879, холст, масло, 56 х 40,5 см, частное собрание

«Охотник зимой». 1890, холст, масло, ГТГ, Москва
«Охотник зимой». 1890, холст, масло, ГТГ, Москва

«Портрет И.С. Тургенева», 1882
«Портрет И.С. Тургенева», 1882"

«Пригород Парижа». 1990-е, частное собрание
«Пригород Парижа». 1990-е, частное собрание

И нам безумно жаль, что сегодня художника Ивана Павловича Похитонова гораздо активнее вспоминают и экспонируют за рубежом, чем в России. Человек с удивительной и непростой судьбой; художник, фактически «сделавший себя сам»; мастер, сумевший синтезировать русскую традицию и лучшие методики своей эпохи, он явно заслуживает гораздо больше внимания со стороны крупнейших современных отечественных «игроков» от мира живописи.

И.Е.Репин, «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова», 1882
И.Е.Репин, «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова», 1882

И в заключение.

Однажды Илья Ефимович Репин почтил своим присутствием Парижский «Салон Марсова поля». И остался разочарован увиденным. Впоследствии он не пожалеет времени и чернил, дабы в пух и прах разнести «ассортимент» французской галереи номер один. Похвалы удостоился лишь один художник, чьи работы Илья Ефимович описывал с искренним восхищением. Называл их «свежими» и «блестящими», хвалил за тональную и композиционную «выдержанность», признавался, что буквально «отдохнул душой», любуясь ими. Как Вы уже догадались, дорогой читатель, всё эти картины принадлежали кисти Ивана Павловича Похитонова.

«Садовник»,1900 год, 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса
«Садовник»,1900 год, 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

«Крестьяне в поле», 1903, 13,5 х 17, частное собрание
«Крестьяне в поле», 1903, 13,5 х 17, частное собрание

«Охота на перепелов в Жабовщине»
«Охота на перепелов в Жабовщине»


https://zen.yandex.ru/zhivopis

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Люба47 31-07-2021-22:22 удалить
Спасибо за внимание и цитирование!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник, восхитивший Репина: Иван Павлович Похитонов | Ольга_Петовраджи - helga | Лента друзей Ольга_Петовраджи / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»