Далее в Святогоровом цикле былин и сказаний сохранились только эпизоды встречи с Ильей Муромцем и трагической смерти самого Святогора.
Впрочем, знакомство и побратимство двух богатырей также началось с трагедии.
Помимо венчальной жены, о которой говорилось выше, у Святогора была ещё жена невенчанная. Он повсюду возил её с собой в хрустальном ларце и выпускал подышать и поразмяться только во время остановок.
Однажды, когда Святогор заснул, а жена томилась возле спящего мужа, появился Илья Муромец и спрятался на дереве. Что предприняла женщина в столь пикантной ситуации? Спящего богатыря она будить не стала, а принялась соблазнять Илью. И не безуспешно:
<...> Едет богатырь выше лесу стоячего,
Головой упирает под облаку стоячую,
На плечах везет хрустальный ларец,
Отмыкал ларец золотым ключом:
Выходит оттоль жена богатырская -
Такой красавицы на белом свете
Не видано и не слыхано,
Ростом она высокая,
Походка у неё шапливая,
Очи ясного сокола,
Бровушки черного соболя,
С платьица тело белое.
Как вышл из того ларца, собрала на стол,
Полагала скатерти бранные,
Ставила на стол ествушки сахарние,
Вынимала из ларца питьица медвяные.
Пообедал Святогор-богатырь
И пошел с женою в шатер проклаждатися, [так!]
В разные забавы заниматися.
Тут богатырь и спать заснул,
А красавица жена его богатырская
Пошла гулять по чисту полю
И высмотрела Илью в сыром дубу.
Говорит она таковы слова:
«Ай же ты дородний добрый молодец!
Сойди-ка со сыра дуба,
Сойди, любовь со мной сотвори, -
Буде не послушаешься,
Разбужу Святогора-богатыря
И скажу ему,
Что ты насильно меня в грех ввел».
Нечего делать Илье, -
С бабой не сговорить,
А со Святогором-богатырем не сладить;
Слез он с того сыра дуба
И сделал дело повеленное...
Порядочная стерва, одним словом, эта Святогорова жена оказалась. После ряда перипетий, когда обнаружился обман, Святогор собственноручно казнил неверную жену:
Он отмыкал-то скоро всё хрустальнёй ларец-от как,
Выпускал-то он свою да молоду жену;
Он хватал тогда да саблю острую,
Сказнил он у жене [так!] да буйну голову...
С Ильей же стал Святогор побратимом на веки вечные и отправился вместе с ним по рубежным землям:
Ездили они по щелейкам [щелейки - "скалы]
Разъезжали тут оны да по Святым горам,
Ездили оны по многу времени,
Ездили оны да забавлялись...
Только не долго пришлось богатырям вместе век вековать. Знать, на роду было Святогору написано: как появится на его пути достойный преемник, передать ему свою сакральную силу и отойти в мир иной. Так и произошло. Встретился на их пути огромный каменный гроб. Лег в него Илья - как сказано в одном прозаическом тексте, оказался он велик, как мушке мелкой. Лег Святогор - в самый раз хоромина пришлась. Крышкой прикрылся и всё - назад отодвинуть не в силах:
Приехали они да в одно место,
Лежит-то гроб да ведь каменный,
Лежит-то ведь гроб да устроен-то.
«Ай же ты, Ильюша, ложись во гроб»
Илья свалился да во гроб,
Как гроб Ильи не пристанет-то,
Очень широкий, очень длинныих.
«А нет, так нунь не устроен гроб,
Мне теперь этот да не ладен есть».
Говорит Святогор таковы слова:
«Выходи, Илья, поскорехоньку,
А не для тебя ведь гроб устроен-то,
А мне-то, я думаю, подойдет теперь».
Илья-то вышел с гроба, воспроговорит:
«Не лажно те ложиться во этот гроб, -
Тебе ведь с гроба нунь не повыйти ведь».
Да как-то только лег-то ведь Святогор-то ведь,
Да гроб-то по его будто есть.
«Прикрой-ка ты еще да ведь крышку-то, -
Крышка тут рядом да лежит-то ведь».
Как клал Илья да ведь крышку ведь
На того ли на Святогора на него-то.
«Как сымь-то ты крышку ведь».
Илья принялся он да за крышку ведь, -
Как крышка тут будто приросла,
Никак не мог, не может да ведь крышки взять.<...>
Попытался Илья мечом крышку изрубить, да не тут-то было: на месте каждого удара тотчас же появлялся железный обруч, ещё сильнее охватывая гроб. Так и не смог Святогор из ловушки выбраться (данный эпизод совпадает с древнеегипетским мифом о кончине Осириса, что доказывает их общее происхождение). Понял Святогор, что смерть пришла. Была в смертной гробнице щелочка (по другим вариантам - окошечко). Через неё-то и произошел акт передачи силы и старшинства от Святогора к Илье, который носит ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном гробу, и в этот момент «пошла из него да пена вон» (Во многих вариантах былины Святогор предупреждает Илью, что пена пойдет разных цветов - белая, желтая, зеленая - и разной силы). При помощи этой таинственной пены и совершился акт передачи силы от одного богатыря к другому:
Говорил Святогор да таково слово:
«Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!
Да лижи ты возьми ведь пену мою,
Дак ты будешь ездить по Святым горам,
А не будешь ты бояться богатырей,
Никакого сильнего могучего богатыря,<...>
Ну и, конечно, главный завет, данный Святогором перед смертью Илье: "Можешь ты воевать, доброй молодец,/ Зачишшать.[так!] свою Россиюшку".
Александр Асов считает, что русский богатырь Святогор был одновременно и АТЛАНТОМ. С этим можно согласиться. Если принять точку зрения, высказанную ещё Аполлодором в "Мифологической библтотеке", согласно которой Атлантида
тождественна северной Гиперборее. В XVIII веке данную концепцию обосновал известный астроном и политический деятель, Жан Сильвен Байи (1736 - 1793). В таком случае в ряде наиболее архаичных былин мы находим глухие отзвуки былых гиперборейских времен. Об этом же свидетельствуют и сказания о других русских богатырях, и в частности о Вольге.
По материалам статьи В.Н.Дёмина