|
[239x81]
[700x437]
Известно также, как звали отца Святогора - КОЛЫВАН
(от прозвания древнего индоевропейского солнцебога Коло). Оба они - и Святогор, и его отец - великаны.
Колыван - кузнец-волшебник и, хотя он слеп, денно и нощно трудится в сакральной кузнице.
Сюда, специально для знакомством с отцом, Святогор привозил своего названного брата - Илью Муромца.
Колыван был настолько необуздан и силен, что ему было невозможно даже руку подать.Потому-то Святогор посоветовал Илье протянуть отцу не ладонь, а раскаленный кусок железа. Слепой старик-исполин спокойно взял огненную чушку, сдавил и проговорил: "Крепка твоя рука, Илья. Хорош ты богатырек". Впоследствии Илья ещё раз навестил Колывана по просьбе умирающего Святогора, дабы получить от отца «вечное прощеньице».
[300x77]
Многое пришлось пережить Святогору на своем веку. Записи фольклористов донесли до нас два знаковых эпизода, предшествовавшие встрече с Ильей Муромцем: женитьба Святогора и первое испытание судьбы.
Это предание сохранилось только в прозаическом пересказе П.Н.Рыбникова. Здесь местом действия являются Сиверные (Северные) горы, где находится волшебная кузница Колывана, Поморское царство, где живет будущая невеста богатыря-волота (на Севере оно может располагаться только на берегу Ледовитого океана), и Святые (Светлые) горы, где живет сам исполин.
А начинается сказ со второго эпизода, который невозможно не упомянуть, - со знменитой встречи Святогора с Микулой Селяниновичем и его чудесной «сумочкой переметной».
[700x544]
Хранилась в ней тяга земная, да не далась она Святогору: как ни тужился великан - не смог даже приподнять той сумы.
Наеждяет [так!] Святогор-богатырь
Во чистом поли он на сумочку да скоморошную,
Он с добра коня да не спускается,
Хотел поднять погонялкой эту сумочку -
Эта сумочка да не ворохнется.
Опустился да Святогор да со добра коня,
Он берет эту сумочку да одной рукой -
Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обеми руками,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в Мать сыру землю, -
Эта сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится да не поднимется.
Говорит Святогор да он про себя:
"Да много я по свету еждивал,
А такого чуда я не видывал,
Что маленькая сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится да не здымается,
Богатырской силы не сдавается...
В этом эпизоде закодирована бездна сакральной информации, связанной прежде всего с возможностью владения и управления колоссальной природной силой (тягой земной) - вполне гиперборейские реминисценции. Любопытно также, что в приведенном отрывке сумочка в конечном счете принадлежит не кому-нибудь, а скоморохам - древнему сакральному братству, владевшему тайным знанием, архаичными песнопениями и испокон веков свободно бродившему по Руси.
[498x700]
После неудачи с неподъемной сумочкой, захотелось Святогору узнать про свою судьбу и что ему на роду написано. Микула предсказывать ничего не стал, но поведал, Что далеко на Северных горах «под великим деревом» (отголосок мировой легенды о Космическом древе) стоит кузница, в ней кузнец-провидец кует два тонких волоса и знает всё про судьбу каждого (знаменитый общеславянский всезнающий Дед Всевед). Добрался Святогор до вещего ковача, тот ему всё и поведал.
В Поморском царстве найдет богатырь свою суженую, она вот уже как тридцать лет "лежит в гноище", покрытая коростой. Нашел Святогор ту страдалицу - тело от струпьев, что "кора еловая". Подумал: "На что нужна такая жена". Ударил её мечом в грудь и ускакал. Хорошо, что денег не забыл оставить. А девица тем временем очнулась и превратилась в неописуемую красавицу. На деньги, оставленные вероломным женихом, разбогатела и поплыла "по славному по синю морю" к "городу великому" на Светлых горах, где и нашла Святогора. Тот её не узнал, но тотчас же влюбился, и в урочный час стала красавица его женой. А как повел богатырь новобрачную к супружескому ложу да увидал шрам-рубец от своего же меча, то сразу обо всём догадался и, главное, понял: не уйти никуда от своей судьбины.
[361x500]
по материалам статьи В.Н.Дёмина
[239x81]
[130x] [20x]
|