Зачинается песня от древних затей,
От веселых пиров и обедов.
И от русых от кос, и от черных кудрей,
И от тех ли от ласковых дедов...
А.К. ТОЛСТОЙ
Богатырь из-под города Мурома - самый популярный и любимый герой русского фольклора, прославленный в несметном количестве былин, песен и сказок.
Популярности Ильи содействовали и калики перехожие, с помощью которых на протяжении многих веков распространялась в народе устная информация. Калики, как известно из былин, исцелили Илью, и впоследствии он стал их небесным покровителем. Казалось бы, всё о нём известно. Родился в селе Карачарове, Служил стольнокиевскому князю Владимиру, совершил массу впечатляющих подвигов, перед смертью постригся в Киево-Печерском монастыре, там же и похоронен, впоследствии был канонизирован Русской православной церковью.
19 декабря по старому стилю и как раз на Новый год по современному григорианскому календарю отмечается «память преподобного отца нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего», мощи которого покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры.
В настоящее время мумия былинного богатыря, обернутая в погребальные одежды, находится там же, и сегодня каждый может лицезреть мощи того, кто при жизни прозывался Ильей Муромцем. Не так давно украинские ученые произвели её вскрытие и тестирование. Одновременно скульпторы, используя научный метод восстановления лица по черепу, реконструировали облик легендарного героя.
Было установлено, что захоронение относится именно к XII веку. Судмедэкспертиза подтвердила также, что примерно до 33 лет русский исполин "сидел сиднем", страдая редкой болезнью гипофиза (акромегалический синдром), не позволявшей ему ходить. А погиб Илья скорее всего от удара копья в сердце: в этой части мощей сохранился характерный продольный след. Высказывалось даже предположение, что главный заступник Земли Русской был убит подосланным наемником.
Сказанное, однако, не означает, что цикл преданий об Илье Муромце сложился на пустом месте. Стоит пристальней приглядеться - и тотчас же проступает пласт более древних архаичных воззрений. Христианизированное имя главного русского богатыря библейского происхождения: от имени пророка Илии, означающего "мой Бог" и восходящего к другим именам древних семитских богов: угаритский ИЛУ (так же звали и древнейеменского верховного бога); финикийский Крон - ЭЛ и др. По-аккадски, например, в "Эпосе о Гильгамеше" ilu также означает бог. Данный корень фигурирует и в индоевропейской мифологии: ИЛА - ведийская богиня жертвенного возлияния и молитвы, ИЛЛУЯНКА - хеттский дракон, победивший бога грозы, и др.. Наконец, нельзя не заметить, что в исконном названии легендарной Трои - ИЛЛИОН - присутствует всё тот же корень "ИЛ". Не случайна и созвучность имен Илья - Ильмаринен (от финского ilma - "воздух", "небо") - одного из главных героев "Калевалы", кузнеца, сковавшего небесный свод. Среди первобогов "Калевалы" и мать Вайнамёйнена - ИЛЬМАТАР, которая считалась дочерью воздуха (ilma) и матерью воды.
Совершенно очевидно, что корневая основа "ИЛ" имеет фундаментальное значение в индоевропейской, финно-угорской и семитской мифологии и восходит к той эпохе, когда между соответствующими протоэтносами, их языками и культурами не существовало границ. Представляется вполне вероятным, что образ русского былинного богатыря Ильи Муромца совместился с ещё более древним мифологическим и историческим героем, имя которого оказалось созвучным новому христианизированному имени. Во всяком случае, углубленный лексический и смысловой анализ свидетельствует в пользу такого предположения. Кто был этот древний герой? Какой культуре принадлежал? Какие напластования отделяют его от современной эпохи? На эти вопросы ещё предстоит ответить.
Кстати, прозвище знаменитого русского богатыря, как оно представляется нынешнему поколению читателей и слушателей, вовсе не является каноническим.
Польский путешественник и соглядатай Эрих Лассота, который побывал в XVI веке на месте захоронения Ильи, называет его Моровлянином. Он приводит ещё одно, историческое, прозвище - Чоботок: в память о случае, когда богатырь перебил всех наседавших на него врагов сапогом (чоботком). Если уж скрупулезно следовать фактам, то в книгах Киево-Печерской лавры записано - ИЛЬЯ ЧОБОТКО. В ряде былинных записей он именуется Муриным, или Муровичем (а в одном из фольклорных текстов - ещё и Кузютошкой), что в XIX веке крайне озадачивало исследователей былинного эпоса. Ныне не подлежащим сомнению считается объяснения прозвища Ильи от названия города Мурома, в окрестностях которого расположено село, где родился русский богатырь. Это - явно позднейшая версия, "отредактированная" каликами перехожими. Учитывая зафиксированные неканонические прозвища Ильи, следует принять во внимание, что город Муром поименован так по самоназванию финно-угорского племени муромы, жившего в тех краях. Но в основе этого этнонима лежит корень "МУР", имеющий наидревнейшее происхождение и в одних языках означающий "море", а в других языках "траву". Отсюда русская "МУРАВА", а от неё - МУРАВЕЙ, имеющий в том числе и тотемную значимость.
Кстати, арабский путешественник аль-Массуди, посетивший Русь ещё до принятия христианства, описывает языческое святилище с изваянным идолом в виде старца, окруженного муравьями. Также не стоит забывать легендарный народ мирмидонян - дословно "муравьиные", - который их вождь Ахилл привел с севера к стенам осажденной Трои.
В основе же основ обнаруживается древнейший доиндоевропейский корень mr, давший жизнь и названию полярной гору древних арийцев и тибетцев - МЕРУ, и емкому русскому слову "мир", и множеству аналогичных слов в других языках.
Так что с учетом "гиперборейских корней" образа Ильи его прозвище первоначально вполне могло быть не Муромец, а, скажем, Мурманец.
автор: Валерий Никитич Дёмин; ученый и писатель, доктор философских наук, являлся до своей кончины руководителем научно-поисковой экспедиции "Гиперборея"
(продолжение статьи об истоках этих былинных образов в следующем "посте") .