Библейская традиция создала обобщенный символический образ, исполненный мощной экспрессии и устрашения. Это - страна Гога и Магога и живущие здесь народа гоги и магоги. Данные понятия, вошедшие в поговорку, но несущие в Библии сугубо отрицательную нагрузку, встречаются в разных смыслах как в Ветхом , так и в Новом Завете. В народном представлении Гог и Магог - прежде всего символ грозных народов - властителей Севера: пока что они сокрыты под землей, куда их заточил Александр Македонский, но в судный день они явятся во всем своем страшном обличье и покарают грешников.
В Книге Бытия Магог назван в числе сыновей Иафета, а в Книге Пророка Иезекииля рефреном проходят слова о Гоге - князе Роша, Мешеха и Фувала.
Гог и Магог
Обе мифологемы несут важную информацию об этих библейских персонажах. Магог относится к колену Иафетову и входит в число родоначальников северных народов. А Гог прямо назван властителем территорий, ныне имеющих непосредственное отношение к теперешней России. Согласно библейским представлениям, в судный день и урочный час князь Гог от самых "пределов Севера" приведет всесокрушающую и всекарающую орду варваров и покарает нечестивцев.
В библейских текстах, написанных первоначально на древнееврейском языке, затем переведенных на греческий и только потом на русский, произошло неизбежное фонетическое искажение исконных автохтонных понятий, в результате чего последние приобрели плохо узнаваемое звучание. И все же в наименовании РОША (РОСА) нетрудно угадать будущее название России, в МЕШЕХЕ (МОСХЕ, МОСКЕ) - Москвы и Московии, а в ФУ(ВА)ЛЕ, самоназвание Гипербореи.
Для пояснения сказанного придется повторить приводимую ранее аргументацию.
Упоминание в Библии князя Роша (Роса) в контексте с народами Севера далеко не случайно. Данное место из Ветхого Завета по сей день вызывает истерику ненавистников русской истории. Несмотря на положительное заключение ученых-гебраистов и специалистов по ивриту (включая и современных израильских экспертов), несмотря на канонический русский перевод и официальное истолкование со стороны православной церкви, - не прекращается брюзжание историков-русофобов: дескать, и древнееврейский оригинал читается по-другому, и перевод на русский сделан неверно, и смысл текста совсем иной.
Что касается вокализации, то есть различного звучания одного и того же слова на разных языках и в разные исторические периоды, то можно привести множество примеров, когда на глазах, так сказать, слово менялось до неузнаваемости. И для этого не требуется экскурсов в библеистику: например, самая что ни на есть русская (по названию) река Рось в главных летописях наших - Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивилловской - именуется РША. Аналогичным образом прозывался и современный город ОРША, а жители Старой Русы в новгородских летописях (впрочем, и ныне тоже) зовутся РУШАНЕ.
Что касается МОСОХА (МОСКА) - так он именуется у Иосифа Флавия, вопреки искаженному в Библии Мешеху, то именно от него в конечном счете ведут свое название река и город Москва, а также наименование страны МОСКОВИЯ. Густынская летопись, которую очень не любят историки-снобы, по данному поводу пишет: "Глаголют неции, яко от Мосоха сына шестаго Афетова наш народ Славянский изыйде, и мосхинами си ест Москвою именовася от сея москвы вси Сарматы, Русь, Ляхи, Чехи, Болгаре, Словени изыйдоша".
Теперь о последнем из упомянутых в Библии названии страны - ФУВАЛЕ. До реформы русского алфавита в его составе была буква "фита", предназначенная для передачи заимствованных слов, включающих букву (греческую) "тета". Если принять во внимание вполне допустимое предположение, что слог "ва" в середине названия страны Фувал появился в результате многовековых (если не тысячелетних) трансформаций и многочисленных искажений при переводе с одного языка на другой, то получим исходное автохтонное имя ТУЛЕ, или - что то же самое - ТУЛА (возможность подобной фонетической трансформации подтверждает также имя одного из ветхозаветных персонажей - Тувалкаина [ так звали сына Лемеха, нечаянно убившего своего прапредка Каина ] ).
Любопытно также проследить, как менялась вокализация данного слова в других неиндоевропейских языках, например, в арабском. В средневековых сочинениях мусульманских географов постоянно упоминается далекий остров Тулия, расположенном "в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом". Почти все они в один голос утверждают, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове.
Так что же в таком случае означают сакраментальные названия библейских народов - Гог и Магог? Считается общепризнанным, что за ними скрываются скифы и другие кочевники Евразии. Но к точному пониманию этимологии и семантики самих этих слов это мало что прибавляет. В разных языках они звучат по-разному: например, в Коране и по-арабски они зовутся Йаджудж и Маджужд (с русифицированной версией совпадает только начальный корень второго имени). Здесь видно, каким фонетическим трансформациям могут быть подвергнуты в пространстве и во времени исходные лексемы. А что таковые были - сомневаться не приходится. Восстановить их в первозданном виде - задача невыполнимая. Но некоторые подходы наметить вполне возможно.
За основу, естественно, будет взята устоявшаяся в русском языке огласовка, опираясь на которую уместно предпринять попытку проникнуть сквозь тысячелетнюю толщу времени в ту невообразимую эпоху, когда былой общий язык был еще слабо дифференцирован. Итак, на какие мысли наводит лексема "гог" (она же лежит и в основе второго имени, где сопрягается с корневой основой "ма"; смысл последней во многих живых и мертвых языках связан либо с материнством - "мать", либо с личной и притяжательной местоименностью - "мы", "мой" и т.д.). Будучи спроецированной в прошлое, лексема "гог" может оказаться оглушенной - "хох" (ср нем. hoch - "высокий", "сильный", "большой"), или же редуцированной (укороченной), лишенной, к примеру, первой согласной: по типу эволюции слова "гишпанский" → "испанский".
В итоге такой мысленной редукции, опрокинутой в прошлое, получим два коротких слова - "ог" и "ох". Оба, оказывается, несут исключительно важную и емкую информационно-смысловую нагрузку. В древнекельтской мифологии был известен бог ОГ.
По-гречески он прозывался ОГМИЕМ и был тождественен - не более и не менее - эллинскому Гераклу, однако вовсе не тому буйному и всесильному богатырю-герою, хорошо известному по популярным мифам, описывающим его двенадцать подвигов. Огмий-Геракл - глубокий старец.
Огмий-Геракл. Художник В.М.Конашевич
Вот как про него рассказывает знаменитый античный писатель и философ Лукиан из Самосаты (ок 120 - после 180).
"Геракла кельты называют на своем местном языке Огмием, причем изображают этого бога в очень странном виде: он у них оказывается глубоким стариком, с плешью на темени. с совершенно седыми остатками волос на затылке, с кожей, сморщенной и загорелой до черноты, как у старых мореходов. Скорее можно было бы предположить, что перед нами - один из подземных обитателей Тартара, какой-нибудь Харон или Иапет, словом - кто угодно, только не Геракл. Но и в таком образе Огмий сохраняет все же снаряженье Геракла: львиная шкура накинута, палицу держит в правой руке, колчан подвешен, и натянутый лук выставляет вперед левой рукой, - словом, что касается снаряженья, это настоящий Геракл, Я думаю, признаться, что кельты в насмешку над эллинскими богами придают Гераклу столь противный обычаю вид и подобным изображением бога мстят ему за то, что он однажды совершил нападение на землю их и угнал добычу, - когда в поисках стад Гериона он пробежал большую часть западных стран.
Впрочем, самое непонятное в этом изображении - еще впереди. Дело в том, что этот Геракл, хотя и старик, влечет за собой целую толпу людей, причем все привязаны за уши. А привязью служат тонкие цепочки, из золота и электрона сработанные и подобные прекраснейшим ожерельям. И вот люди, увлекаемые столь слабой цепью, даже не помышляют о бегстве, хотя они могли бы легко убежать, и вообще не сопротивляются и ногами не упираются, не откидываются всем телом назад, борясь с увлекающей цепью, напротив, со светлыми и радостными лицами они следуют за уводящим их богом и, славословя его в один голос, сами спешат и, желая забежать вперед, ослабляют узы, и, кажется, опечалены будут, если получат свободу".
Геракл-Огмий, о котором Лукиан в III веке н.э. мог сказать мало чего вразумительного, а потому предпочел поиронизировать, - в действительности очень древнее божество, его культ восходит к тем далеким временам, когда индоевропейская культура, верования и язык еще не были расчленены. Совсем не случайно в контексте северных реалий и имя величайшего героя Древней Эллады - Геракл.
В легендах о его рождении рассказывается: когда любвеобильный Зевс соблазнил свою очередную пассию, Алкмену, их первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток не поднималось над Землею. Такое может случится только в Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там и происходили описываемые события. Именно туда, на родину предков, неоднократно впоследствии возвращался сын Зевса. При совершении некоторых своих подвигов и при освобождении Прометея Геракл, как говорит в одной из Олимпийских од Пиндар, "достиг земель, что за спиной ледяного Борея", и в результате, как и некоторые другие герои Эллады, получил эпитет Гиперборейского. В дальнейшем, в эпоху расцвета античной цивилизации, первичное ядро северных легенд было трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
Так вот, оказывается, каким он был, этот Гог - князь Роша, Мешеха и Фувалы (то есть России, Московии и Тулы)!
Божеству же по имени Ог, хранителю сокровенного эзотерического знания, приписывалось создание одной из первых северных письменностей, так называемого ОГАМИЧЕСКОГО письма - многие надписи на нем до сих пор не расшифрованы.
Специалисты, занимающиеся огамическим письмом, называют его также agma.
Другими словами, выявленные односложные корни взаимосвязаны по смыслу и по возможности фонетического превращения (перехода) одного в другой: "ог"→"аг"→"ах"→"ох". Круг, как говорится, замкнулся.
Кое-кто увидит в тесно взаимодействующей цепочке из четырех приведенных слов ничего не значащие междометия, относимые обычно ортодоксальным языкознанием к звукоподражаниям. Как бы не так! В этих словах запечатлены позЫвные возгласы, с которыми древние арийцы обращались к своим языческим богам. В русском архаичном миропонимании кельтско-эллинский Ог известен как вредоносное сверхъестественное существо ОХ, зафиксированное в фольклоре. Восклицание "Ах!", с исключительно богатым эмонациональным и смысловым диапазоном - от испуга до восхищения, - на самом деле может оказаться архетипом коллективного бессознательного воспоминания о божестве АХЕ, а точнее, - АГЕ. Последний мог фигурировать в двух вероятных ипостасях: во-первых, в виде женской Аги (Яги = Йаги-Йоги) - откуда утвердительное восклицание "ага!"; во-вторых, в виде мужского Агни - бога Огня ("аг" = "ог"). Наконец, тотемный смысл имени Гога мог перейти на русские названия птиц - "гоголя" и "гаги".
(по материалам работ В.Н.Дёмина)