Святая княгиня Ольга (ок. 890 - 969) - [ по Иоакимовской летописи считается дочерью кн.Олега (Вещего) и внучкой Гостомысла ] одна из самых выдающихся личностей ранней русской истории.
Житийная биография блаженной княгини, нареченной во святом крещении Еленою, может посоперничать с самыми лиричными и романтичными картинами древнерусской литературы. Агиографы точно называют место рождения будущей святой - село Выдубицы (или Выбутцы) близ Пскова - и прямо указывают, что все подробности, касающиеся её юности и знакомства с будущим мужем, княжичем Игорем, почерпнуты из устных рассказов.
" Происходила княгиня Ольга <...> не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Вот что рассказывает некое древнее предание. Однажды князь Игорь, тогда ещё совсем юный, в Псковской земле тешился охотой и увидел на другой стороне реки хорошую добычу, и не мог он перебраться через реку, не было у него лодки. И увидел он, что кто-то плывет по реке на лодке, и позвал лодочника, и велел перевезти себя через реку.
И когда плыли они, взглянул на гребца того и увидел, что это девица (а это была блаженная Ольга) юная, красивая и отважная. И разгорелась в нем страсть, и обратился он к ней с бесстыдными словами. Она же, пресекая его непристойные речи, сказала ему, проявив мудрость и обличая его: "Зачем напрасно позоришь себя. о князь, склоняя меня на срам? Не обольщайся, видя меня, молодую девушку, совсем одну, и не надейся - не возьмешь меня силой. Подумай о себе, откажись от своего помысла. Пока ты юн, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие, чтобы самому не пострадать. Если ты станешь рабом постыдных побуждений, как же ты сможешь другим запрещать неправедные поступки и праведно управлять державой своей? Знай, что если ты не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то глубина реки поглотит меня, - и я избегу позора, и ты не впадешь в соблазн из-за меня".
Это первое благое достойное удивления проявление благоразумия и целомудрия блаженной Ольги, ещё не знавшей Бога и заповедей Его. Удивился князь Игорь зрелому разуму и благоразумным её речам. И отказался от своего юношеского порыва, и, устыдившись, в молчании перебрался через реку, запечатлев всё это в сердце своем до времени, и вернулся в Киев. Когда же пришло время, повелел он, чтобы нашли ему невесту: и стали ему подыскивать невесту, как это было в обычае у властителей. И многими он пренебрег и вспомнил Ольгу, отвагу и красоту которой видел и из уст которой слышал речи разумные и целомудренные, нрав которой узнал. И послал за ней родича своего князя Олега, и взял её в жены с подобающей честью, и сочетались они законным браком, <...> И родился у них сын Святослав..."
Дальнейшее хорошо известно из "Повести временных лет": недолгое семейное счастье, трагическая смерть князя Игоря,
ужасная месть убийцам мужа - древлянским князьям и всему народу древлянскому,
поездка в Царьград и принятие святого крещения,
разногласия с единственным сыном Святославом,
осадное сидение с малолетними внуками в Киевской цитадели, окруженной печенегами, счастливое избавление от степняков,
скоропостижная смерть и причисление к лику святых.
Нестора-летописца блаженная княгиня сподвигла на высочайшую патетику: " Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи..."
По Иоакимовской летописи воспитателем малолетнего Игоря (Старого) Рюрик назначил Олега. У Нестора он назван просто родичем ("от рода ему суща"), Иоаким уточняет: Олег - шурин, то есть брат одной из Рюриковых жен (чужаку доверить сына-наследника было рискованно). Он-то и подыскал жену Игорю на Псковщине. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег по неясной до конца причине переименовал её и назвал в соответствии со своим собственным именем Ольгой (в "Повести временных лет" она поименована ещё и Вольгой). Так вот, у Иоакима Ольга-Прекраса не простого звания, а из Гостомыслова рода (Татищев в примечании уточняет: Ольга - внучка Гостомысла и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском).
Истинный свет на все эти загадки и нестыковки проливает известие из Типографской летописи. Здесь прямо указано, что будущая княгиня Ольга была родной дочерью Олега Вещего. Так, может быть, именно данный факт старательно изымался из летописей последующими цензорами, дабы у новгородцев не возник соблазн заявить о своих правах на приоритет в верховной власти?