|
ГОДУ КОЗЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ
[347x19]
[241x350]
Матриархальные реминисценции обнаруживаются в образах животных - персонажей русского фольклора. Не случайно в большинстве славянских сказок действует коза, а не козел (хотя последний тоже встречается - и в песнях, и в сказках, и в пословицах, и в поговорках). Это прямое указание на эпоху матриархата, когда женские особи доминировали во всём - в семье, материнском роде, идеологии, религиозных культах и т.д. В одном из вариантов русской народной сказки о путешествии мужика на небо по выросшему до небес стеблю гороха (или дуба) говорится о пасущейся там небесной козе с семью (!) глазами, которые, по-видимому, олицетворяли семь планет, известных до недавнего времени и наблюдаемых невооруженным глазом. Широко было распространено (особенно среди украинцев и белорусов) масленичное игрище, которое так и называлось «Коза».
[650x635]
Последнюю либо разыгрывал ряженый статист в вывернутом шерстью наружу кожухе, либо изображала огромная кукла.
Козлиные маски также - непременный атрибут ряженых в карнавальных шествиях и плясках.
[316x500]
Вообще же, согласно архаичным представлениям древних индоевропейцев, коза (козел) - хтоническое, сакральное, жертвенное животное, олицетворяющее жизненные силы природы. У славян коза (козел) - символ плодовитости и плодородия - мужского и женского: считалось, что они способны оказать магическое воздействие на урожай. Известна даже особая «козья масленица», связанная с аграрной магией. Подобный весенний обряд был зафиксирован этнографами на Нижегородчине: когда по улицам водили украшенного лентами козла с венком на голове (козел - символ мужского плодородия, венок - женского). Естественно, не обходилось и без жертв. В эпоху утверждения среди славян новой христианской религии католические миссионеры отмечали в разных районах Чехии языческий обряд, когда с колокольни сбрасывали козла с позолоченными рогами, увитого лентами и цветочными гирляндами.
[347x19]
Всем русским детям известна фольклорная прибаутка про козу-дерезу.
[574x480]
Но спросите себя или окружающих: что такое ДЕРЕЗА? Большинству кажется: это насмешливый эпитет «для рифмы», чуть ли не дразнилка. Как бы не так! Откройте Словарь Владимира Даля, и вы убедитесь, что дереза - РАСТЕНИЕ! Причем Даль приводит четыре ботанических термина, попадающие под весьма расплывчатое и уже в XIX веке основательно подзабытое понятие. В разных местах России дерезой называли совершенно разные растения - ракитник, багульник, повилику, облепиху и др. Создается впечатление, что действительное ТОТЕМНОЕ значение дерезы, сопряженной с козой, было ко временам, когда Даль составлял свой словарь, полностью утеряно.
Имеются достаточно веские основания подозревать, что в древности дерезой могла называться и ОМЕЛА.
[605x36]
И вот почему.
Из античной мифологии всем известен один хрестоматийный эпизод. Когда мать Рея спрятала малютку Зевса (Юпитера) от пожиравшего своих детей Крона (Сатурна), будущего владыку Олимпа выкормила в пещере коза по имени Амелфея (Амалфея).
[400x286]
[ Впоследствии за сии заслуги душа её была перенесена на небо в виде созвездия Козерога, шкура (руно), натянутая на щит, стала знаменитой эгидой Зевса, а один из обломившихся рогов превратился в знаменитый Рог изобилия - символ жизненного достатка и коррелят калевальской мельницы Сампо ]
Так вот, по имени Аме(а)лфеи и названо одно из самых знаменитых магических растений языческих времен - омела.
[640x480]
Других объяснений происхождения этого чисто русского (а на самом деле - общеиндоевропейского) слова нет - так же как и распространенного имени Амалия.
С точки зрения такого подхода раскрывается тайна и других имен. До недавнего времени на Руси было исключительно популярно имя Емельян (Емеля). Считается, что происходит оно от греческого слова aimylios (что означает «ласковый», хотя и без того распространенный в русском языке корень «мил», вне всякого сомнения, значительно более древнего происхождения). Того же происхождения сохранившиеся в современном обиходе имена Эмиль (-ий) и Эмилия, однако проникли они в Россию не через Византию, а через Западную Европу. В народном обиходе Емельян превратился в Амельяна, Амельку и Омелько (откуда многочисленные украинские Омельченко и Омельчуки). Обычно поясняют: весь этот ономастический букет - результат бытового упрощения и народного искажения более «благородного» первичного имени.
Однако на вопрос можно взглянуть и под совершенно иным углом зрения. Если принять, как не подлежащее сомнению утверждение, что изначально на Руси имели хождение самобытные нехристианские имена (христианство же к ним только подстроилось), то первичными придется признать Емелю и Амелю (Омелю). А тут уж до «омелы» рукой подать: созвучность и этимологическая идентичность всех этих слов самоочевидна. [ Специально для тех, кто усомнится относительно правомочности включения в данный лексический ряд Емели, поясняю: по-чешски «омела» произносится как jmeli.]
[700x553]
ОМЕЛА - вечнозеленый кустарник, паразитирующий на других растениях, распространен повсюду - от севера до юга. У древних кельтов из-за своей необычности (даже, можно сказать, парадоксальности) она считалась священным магическим растением, символом жрецов-друидов. Почиталась она также этрусками и эллинами. Но ничего не известно о культе омелы у древних славян. Просто удивительно - славяне с почтительным трепетом относились к другим вечнозеленым растениям (например, к барвинку), но не оставили никаких следов поклонения омеле, которой, так сказать, на роду написано быть культовым объектом, повсюду произрастающим на территориях, заселенных славянами.
[605x36]
Возможно, в древности омела представляла величайшее таинство и табуированный символ славянских волхвов, которые после уничтожения язычества унесли с собой в могилу священную тайну. Остались лишь этимологические и ономастические следы: название омелы сопряжено с именем божественной козы Аме(а)лии, а в русском фольклоре мифологема «коза» неотделима от дендрототема «дереза» (последний, кстати, имеет один и тот же общеиндоевропейский корень со словом «дерево»).
(по материалам работ В.Н.Дёмина)
|