• Авторизация


КОЗА-КОЗЕЛ (ДЕРЕЗА, ОМЕЛА) 20-07-2015 19:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ГОДУ КОЗЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

[347x19]

 

[241x350]

    Матриархальные реминисценции обнаруживаются в образах животных  -  персонажей русского фольклора. Не случайно в большинстве славянских сказок действует коза, а не козел (хотя последний тоже встречается  -  и в песнях, и в сказках, и в пословицах, и в поговорках).  Это прямое указание на эпоху матриархата, когда женские особи доминировали во всём  -  в семье, материнском роде, идеологии, религиозных культах и т.д.  В одном из вариантов русской народной сказки о путешествии мужика на небо по выросшему до небес стеблю гороха (или дуба) говорится о пасущейся там небесной козе с семью (!) глазами, которые, по-видимому, олицетворяли семь планет, известных до недавнего времени и наблюдаемых невооруженным глазом. Широко было распространено (особенно среди украинцев и белорусов) масленичное игрище, которое так и называлось «Коза». 

[650x635]

    Последнюю либо разыгрывал ряженый статист в вывернутом шерстью наружу кожухе, либо изображала огромная кукла.

 

     Козлиные маски также  -  непременный атрибут ряженых в карнавальных шествиях и плясках.

[316x500]

     Вообще же, согласно архаичным представлениям древних индоевропейцев, коза (козел) - хтоническое, сакральное, жертвенное животное, олицетворяющее жизненные силы природы. У славян коза (козел)  -  символ плодовитости и плодородия  -  мужского и женского: считалось, что они способны оказать магическое воздействие на урожай. Известна даже особая «козья масленица», связанная с аграрной магией. Подобный весенний обряд был зафиксирован этнографами на Нижегородчине: когда по улицам водили украшенного лентами козла с венком на голове (козел  -  символ мужского плодородия, венок  -  женского). Естественно, не обходилось и без жертв. В эпоху утверждения среди славян новой христианской религии католические миссионеры отмечали в разных районах Чехии языческий обряд, когда с колокольни сбрасывали козла с позолоченными рогами, увитого лентами и цветочными гирляндами.

[347x19]

  Всем русским детям известна фольклорная прибаутка про козу-дерезу.

[574x480]

 

     Но спросите себя или окружающих: что такое ДЕРЕЗА?  Большинству кажется: это насмешливый эпитет «для рифмы», чуть ли не дразнилка. Как бы не так! Откройте Словарь Владимира Даля, и вы убедитесь, что дереза  -  РАСТЕНИЕ!  Причем Даль приводит четыре ботанических термина, попадающие под весьма расплывчатое и уже в XIX веке основательно подзабытое понятие.  В разных местах России дерезой называли совершенно разные растения  -  ракитник, багульник, повилику, облепиху и др. Создается впечатление, что действительное ТОТЕМНОЕ значение дерезы, сопряженной с козой, было ко временам, когда Даль составлял свой словарь, полностью утеряно. 

 

    Имеются достаточно веские основания подозревать, что в древности дерезой могла называться и ОМЕЛА. 

[605x36]

И вот почему.

     Из античной мифологии  всем известен один хрестоматийный эпизод. Когда мать Рея спрятала малютку Зевса (Юпитера) от пожиравшего своих детей Крона (Сатурна), будущего владыку Олимпа выкормила в пещере коза по имени Амелфея (Амалфея).

[400x286]

     [ Впоследствии за сии заслуги душа её была перенесена на небо в виде созвездия Козерога, шкура (руно), натянутая на щит, стала знаменитой эгидой Зевса, а один из обломившихся рогов превратился в знаменитый Рог изобилия  -  символ жизненного достатка и коррелят калевальской мельницы Сампо ]

    Так вот, по имени Аме(а)лфеи и названо одно из самых знаменитых магических растений языческих времен  -  омела.

[640x480]

     Других объяснений происхождения этого чисто русского (а на самом деле  -  общеиндоевропейского) слова нет  -  так же как и распространенного имени Амалия.

     С точки зрения такого подхода раскрывается тайна и других имен. До недавнего времени на Руси было исключительно популярно имя Емельян (Емеля). Считается, что происходит оно от греческого слова aimylios (что означает «ласковый», хотя и без того распространенный в русском языке корень «мил», вне всякого сомнения, значительно более древнего происхождения). Того же происхождения сохранившиеся в современном обиходе имена Эмиль (-ий) и Эмилия, однако проникли они в Россию не через Византию, а через Западную Европу. В народном обиходе Емельян превратился в Амельяна, Амельку и Омелько (откуда многочисленные украинские Омельченко и Омельчуки).  Обычно поясняют: весь этот ономастический букет  -  результат бытового упрощения и народного искажения более «благородного» первичного имени.

    Однако на вопрос можно взглянуть и под совершенно иным углом зрения.  Если принять, как не подлежащее сомнению утверждение, что изначально на Руси имели хождение самобытные нехристианские имена (христианство же к ним только подстроилось), то первичными придется признать Емелю и Амелю (Омелю). А тут уж до «омелы» рукой подать: созвучность и этимологическая идентичность всех этих слов самоочевидна. [ Специально для тех, кто усомнится относительно правомочности включения в данный лексический ряд Емели, поясняю: по-чешски «омела» произносится как jmeli.]

    

[700x553]

    ОМЕЛА  -  вечнозеленый кустарник, паразитирующий на других растениях, распространен повсюду  -  от севера до юга. У древних кельтов из-за своей необычности (даже, можно сказать, парадоксальности) она считалась священным магическим растением, символом жрецов-друидов. Почиталась она также этрусками и эллинами. Но ничего не известно о культе омелы у древних славян.  Просто удивительно  -  славяне с почтительным трепетом относились к другим вечнозеленым растениям (например, к барвинку), но не оставили никаких следов поклонения омеле, которой, так сказать, на роду написано быть культовым объектом, повсюду произрастающим на территориях, заселенных славянами. 

[605x36]

 Возможно, в древности омела представляла величайшее таинство и табуированный символ славянских волхвов, которые после уничтожения язычества унесли с собой в могилу священную тайну. Остались лишь этимологические и ономастические следы: название омелы сопряжено с именем божественной козы Аме(а)лии, а в русском фольклоре мифологема «коза» неотделима от дендрототема «дереза» (последний, кстати, имеет один и тот же общеиндоевропейский корень со словом «дерево»).




  (по материалам работ В.Н.Дёмина)


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КОЗА-КОЗЕЛ (ДЕРЕЗА, ОМЕЛА) | История_и_культура - Мировая история и культура | Лента друзей История_и_культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»