[355x76]
[581x600]
Морское божество Форкий - сын Геи (Земли) и прообраз русского Морского царя - сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые Девы. Лишь значительно позже из идеологических соображений они были превращены в безобразных чудовищ - грай и горгон.
Судя по всему, ещё до начала миграции протоэллинских племен на Юг у части их произошла переориентация на новые идеалы и ценности. Особенно наглядно это проявилось на примере самой знаменитой из трех горгон - Медусы (Медузы).
Как и многие другие хорошо знакомые имена мифологических персонажей, Медуса - это прозвище, означающее "владычица", "повелительница".
[590x699]
Дочь Морского царя Форкия, возлюбленная владыки морской стихии Посейдона - прекрасноликая Лебединая дева Медуса властвовала над народами северных земель и морей
(как выразился Гесиод, "близ конечных пределов ночи").
Но в условиях господствующих матриархальных отношений ВЛАСТЬ не ужилась с МУДРОСТЬЮ: соперницей Медусы стала Афина.
[400x400]
Скупые осколки древних преданий позволяют восстановить лишь общую канву разыгравшейся трагедии.
Не поделили власти над Гипербореей две девы-воительницы. Борьба была жестокой - не на жизнь, а на смерть. Первым актом изничтожения соперницы стало превращение прекрасной Лебединой царевны Медусы в отвратительное чудовище с кабаньими клыками, волосами из змей и взглядом, обращающим всё живое в камень.
[210x220]
Данный акт символизирует, скорее всего, раскол протоэллинского этнического и идеологического единства и ототой части будущих основателей великой древнегреческой цивилизации, которые, возможно, под воздействием Данный акт символизирует, скорее всего, раскол протоэллиприродной катастрофы и под предводительством или покровительством девы Афины двинулись с Севера на Юг и в пределах жизни отнюдь не одного поколения добрались до Балкан, где, воздвигнув храм в честь Афины, основали город, и поныне носящий её имя.
Но женская мстительность не знает границ. Афине было мало морально уничтожить Медусу - ей потребовалась ещё и голова соперницы. Вот почему, некоторое время спустя, она отправляет назад, в Гиперборею, своего сводного брата Персея и, по свидетельству многих античных авторов, сама сопровождает его.
Обманным путем Персей и Афина вместе расправились с несчастной Медусой:
[300x429]
по наущению Паллады Персей отрубил горгоне голову, а Афина содрала с соперницы кожу и натянула на свой щит, в центре которого поместила изображение головы оболганной Морской девы.
[395x376]
С тех пор щит Афины по имени низвергнутой соперницы носит название "горгонион". Лик Медусы украшал также эгиду (доспех или же плащ-накидку), которую носили Зевс, Аполлон и всё та же Афина.
[350x535]

Безудержная жестокость Олимпийских Богов была на редкость изощрённой, хотя, должно быть, отражала самые обычные нормы поведения той далекой эпохи. После канонизации Олимпийцев в памяти последующих поколений элементы кровожадности как бы стерлись. Сладкозвучным и опоэтизированным считается прозвище Афины - Паллада. И мало кто вспоминает, что получено оно было на поле битвы, где беспощадная Дева- воительница живьём содрала кожу с гиганта Палласа (Палланта), за что и была присвоена Афине кажущаяся столь поэтичной эпиклеса (прозвище) - Паллада.
С точки зрения археологии смысла интерес представляет корневая основа имени Медуса.
Слово "мёд" в смысле сладкого яства, вырабатываемого пчелами из нектара, одинаково звучит во многих индоевропейских языках. Более того, близкие в звуковом отношении слова, означающие "мёд", обнаруживаются в финно-угорских, китайском и японском языках. Возможно, допустимо говорить о тотемическом значении "меда" или "пчелы" для какой-либо доиндоевропейской этнической общности.
[Что касается названий "металл", "медь", всего спектра понятий, связанных со словами "медицина", "медиум", "медитация", "метеорология", "метод" и т.п., имен Медея и Мидас, народа мидян и страны Мидии, а также Митании, то все они взаимосвязаны с общей древней корневой основой "мёд".] Таким образом, в словосочетании Горгона Медуса проступают четыре русских корня: "ГОР", "ГОН", "МЕД", "УС" ("УЗ"). Два из них наводят на воспоминания о Хозяйке Медной горы, а горная сущность горгоны приводит к возможному прочтению (или интерпретации): ГОРЫНЯ, ГОРЫНИШНА, хотя индоевропейская семантика корневой основы "ГОР" ("ГАР") многозначна, да и в русском языке образуется целый букет смыслов: "гореть", "горе", "горький", "гордый", "горло", "город", "горб" и т.д.
Символ поверженной Медусы и в последующие века продолжал играть для эллинов магическую роль. Её изображения очень часто помещались на фронтонах и резных каменных плитах в храмах.
[450x470]
[600x450]
Память о носительнице гиперборейских традиций - Горгоне Медусе - у народов, населявших в разные времена территорию России, не прерывалась никогда. Змееногая богиня-Дева, которая вместе с Гераклом считалась греками прародительницей скифского племени, не что иное как трансформированный образ Медусы.
[184x550]
[281x240]
В русской культуре изображение Медусы сохранилось в лубковой живописи, где она предстает как Мелуза (Мелузина) - дословно "мелкая" (см. Словарь В.Даля). Однозначно связанная в народном миросозерцании с морем, русская Медуса-Мелуза обратилась в сказочную рыбу, не потеряв, однако, ни человеческих, ни чудовищных черт: на лубочных картинках она изображалась в виде царственной девы с короной на голове, а вместо змеевидных волос у неё ноги и хвост, обращенные в змей. Ничего рыбьего в самом образе Мелузы-Медусы практически нет - рыбы её просто окружают, свидетельствуя о морской среде.
Похоже, что русская изобразительная версия гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной Морской царевны, которая в процессе Олимпийского религиозного переворота была превращена в чудо-юдо. Память о древней славяно-эллинской Медусе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в "зверя Горгония"; его функции во многом остались прежними.
В несколько другом обличии и с иными функциями предстает Медуса в знаменитых древнерусских амулетах-"змеевиках".
[602x339]
[300x497]
Магический характер головы Медусы, изображенной в расходящихся от неё во все стороны змеях, не вызывает никакого сомнения, его защитительно-оберегательное предназначение такое же, как и в щите Афины Паллады или эгиде Зевса. Знаменательно и то, что тайный эзотерический смысл доэллинских и гиперборейских верований дожил на русских амулетах чуть ли не до наших дней: точная датировка даже позднейших находок является крайне затруднительной. В христианскую эпоху неискоренимая вера в магическую силу и действенность лика Медусы компенсировалась тем, что на обратной стороне медальона с её изображением помещались рельефы христианских святых - Богоматери, Михаила-Архангела, Козьмы и Демьяна и др.
До сих пор не дано сколь-нибудь удовлетворительного объяснения происхождению и назначению русских "змеевиков". Современникам о них практически ничего неизвестно: в последние полвека публикуется репродукция одного и того же амулета (самого известного), принадлежащего когда-то Владимиру Мономаху, потерянного им на охоте и найденного случайно лишь в позапрошлом веке.
На самом деле "змеевиков" (в том числе и византийского происхождения) известно, описано и опубликовано великое множество. И с каждого из них на нас устремлен магический взгляд Девы-охранительницы Горгоны Медусы, в глазах которой навечно застыла неразгаданная Тайна Гипербореи.
[355x76]
(по материалам работ В.Н.Дёмина)