• Авторизация


СВ. ГЕОРГИЙ (ЕГОРИЙ ХОРОБРЫЙ, ЮРИЙ) 16-07-2015 23:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вячеслав_Косов Оригинальное сообщение

СВ. ГЕОРГИЙ (ЕГОРИЙ ХОРОБРЫЙ, ЮРИЙ)


 


[640x691]

Св. Георгий, поражающий змея.

(икона из Богородицкого Высоцкого монастыря

г. Серпухов)


 

[540x100]

[530x10]
Историческая проза как фольклорного, так и литературного происхождения (древнерусские сказания, житийная литература, родовые легенды), создавалась и хранилась (долгое время в виде тайного знания) практически во всех областях России. Это в сочетании с летописными источниками (которые сами по себе содержат немало сакральной информации) дает в руки ключ для раскрытия ряда сокровенных тайн Земли Русской.

Речь пойдет об образе, на первый взгляд, казалось бы, связанном исключительно с христианской традицией, а на самом деле уходящем в самые дальние глубины русского народного мировоззрения и мировосприятия.

Это - Георгий Победоносец.

[527x700]

 

Житие св.Георгия попало на Русь из Византии и получило широчайшее распространение с первых шагов христианства. Иконы на сюжет чуда о Георгии и змее, Георгиевские соборы, Георгиевский крест как высший символ воинского мужества, Святой Георгий, поражающий копьем дракона на гербе Москвы...

Святой Георгий и по сей день считается покровителем российского воинства, хотя данный символ имеет мало общего с действительным содержанием византийского жития. Согласно первоисточнику, Святой Георгий не поражал копьем дракона, а укротил его молитвой, после чего освобожденная от заклания царевна провела прирученное чудовище по улицам родного города, что и было воспринято её согражданами-язычниками, как чудо, после чего все они поголовно приняли христианство. Именно такое завершение сюжета получило отражение в наиболее древних изображениях, в том числе и на фреске церкви Святого Георгия (XII в.) в Старой Ладоге.

[522x700] 

Фреска "Чудо Святого Георгия о змие"

в церкви Св.Георгия в Старой Ладоге

 

5671928_0_a5bbd_5c81f196_M (174x36, 5Kb) 

Не меньшей популярностью на Руси пользовался неканонический образ, именовавшийся в народе по-простому -  Егорием Храбрым (Хоробрым): многие его черты и функции не имеют никакого отношения к христианской традиции, а уходят своими корнями в далекое арийское и доарийское прошлое.

Сама идея змееборчества -  распространеннейший мифологический сюжет. Но не только и даже не столько это заставляет взглянуть совершенно по-иному на византийского великомученника. В русском мировосприятии Егорий Храбрый предстает как воистину небесно-космический герой. В духовных стихах, которые распевали во всех уголках калики перехожие, он характеризуется в традиционно-фольклорном духе:

По колена ноги в серебре,

По локоти руки в красном золоте,

Голова у Егория вся жемчужная,

По всём Егорье часты звезды.

Добавим, что матерью Егория считается сама София Премудрость, то есть, другими словами, Вселенская Мысль. Серебряно-золотая атрибутика традиционно символизирует лунное и солнечное начала. В древности у Луны различали две ипостаси: месяц (Луна на ущербе), считавшийся мужским небесным светилом, которому соответствовало серебро, и полную Луну, символизировавшую женскую сущность, -  ей соответствовали жемчужный свет и цвет.

О солярно-космической сущности русского Егория, а также о его календарно-циклических функциях свидетельствует и пословица: "Егорий храбрый -  зиме ворог лютый". (Этимологически и семантически эпитет Егория -  Хоробрый -  родствен имени одного из языческих солнцебогов -  Хорса, а также таким современным словам, как "хорошо", "хоромы", "храм" и др.) Таким образом, русский Егорий Храбрый встает в один ряд с другими древними космическими богами-змееборцами -  индоарийским Индрой, ассиро-вавилонским Мардуком, эллинским Аполлоном и другими.

 

5671928_0_a5bbd_5c81f196_M_1_ (174x36, 5Kb) 

Имя Егор(ий) считается производным от греческого Георгий, означающего "земледелец". Однако стоит вдуматься -  и возникают совершенно иные ассоциации. Древнерусский духовный стих о змееборце Егории наидревнейшего происхождения, а его христианизация -  результат позднейшей обработки. Вот почему в различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например, Ягор [Йагор] или даже Ёгор [Йогор]. Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманисты). В основе обоих имен лежит простая, но многозначная корневая основа "гор"; семантически они могут означать и "горны", и "горячий", и "горящий", и пр. Общеизвестно также, что в славянских языках лексема "гор" взаимосвязана с лексемой "яр". Поэтому правы те исследователи, которые утверждают, что в далеком прошлом функции Егория Храброго совпадали с функциями языческого бога плодородия Ярилы. Как видим, совпадали не только функции, но и имена.

Первоначальное языческое происхождение Егория Храброго доказывает также тот факт, что на Руси он испокон веков считался покровителем скотоводов и земледельцев. Христианские праздники, прозванные в народе Егорием вешним и Юрьевым днем (Юрием холодным), -  древнейшие календарные торжества, связанные с началом и окончанием цикла сельскохозяйственных работ, к которым некогда вынуждена была приспособиться православная церковь. О древнейшем происхождении этих народных праздников свидетельствует также и практиковавшиеся весной и летом обычаи "егорьевского окликания", по сущности своей являвшиеся архаичными магическими заклинаниями:

Мы вокруг поля ходили,

Егорья окликали, Юрья величали:

"Егорий ты наш Храбрый,

Ты паси нашу скотинку

В поле и за лесом,

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком -

От волка от хищнаго,

От зверя лукавого, от медведя лютаго!

Но в народном представлении Егорий Храбрый, помимо всего вышесказанного, считался ещё и повелителем волков. Это наводит на мысль о давних-предавних временах нерасчлененной социокультурной общности индоевропейских этносов, когда волк выступал тотемом и священным символом таких народов, как германцы, кельты, славяне. Так, по сообщению одного византийского источника, славяне, которые в те времена сильно докучали империи, перекликались между собой волчьим воем. Вплоть до начала XX века в глухих русских деревнях приносились кровавые жертвы волкам в честь Егория Храброго (думается, точно так же как они приносились на протяжении многих тысячелетий):

"Волк, волк! Скажи, какую животинку облюбуешь, на какую от Егория наказ тебе вышел?"

 

[286x360] 

 

 

[540x100]

 

 

 

   


По материалам работ В.Н.Дёмина


0_3f811_d7b8a3af_S (11x11, 1Kb)

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СВ. ГЕОРГИЙ (ЕГОРИЙ ХОРОБРЫЙ, ЮРИЙ) | История_и_культура - Мировая история и культура | Лента друзей История_и_культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»