[540x100]
[530x10]
Историческая проза как фольклорного, так и литературного происхождения (древнерусские сказания, житийная литература, родовые легенды), создавалась и хранилась (долгое время в виде тайного знания) практически во всех областях России. Это в сочетании с летописными источниками (которые сами по себе содержат немало сакральной информации) дает в руки ключ для раскрытия ряда сокровенных тайн Земли Русской.
Речь пойдет об образе, на первый взгляд, казалось бы, связанном исключительно с христианской традицией, а на самом деле уходящем в самые дальние глубины русского народного мировоззрения и мировосприятия.
Это - Георгий Победоносец.
[527x700]
Житие св.Георгия попало на Русь из Византии и получило широчайшее распространение с первых шагов христианства. Иконы на сюжет чуда о Георгии и змее, Георгиевские соборы, Георгиевский крест как высший символ воинского мужества, Святой Георгий, поражающий копьем дракона на гербе Москвы...
Святой Георгий и по сей день считается покровителем российского воинства, хотя данный символ имеет мало общего с действительным содержанием византийского жития. Согласно первоисточнику, Святой Георгий не поражал копьем дракона, а укротил его молитвой, после чего освобожденная от заклания царевна провела прирученное чудовище по улицам родного города, что и было воспринято её согражданами-язычниками, как чудо, после чего все они поголовно приняли христианство. Именно такое завершение сюжета получило отражение в наиболее древних изображениях, в том числе и на фреске церкви Святого Георгия (XII в.) в Старой Ладоге.
[522x700]
Фреска "Чудо Святого Георгия о змие"
в церкви Св.Георгия в Старой Ладоге
Не меньшей популярностью на Руси пользовался неканонический образ, именовавшийся в народе по-простому - Егорием Храбрым (Хоробрым): многие его черты и функции не имеют никакого отношения к христианской традиции, а уходят своими корнями в далекое арийское и доарийское прошлое.
Сама идея змееборчества - распространеннейший мифологический сюжет. Но не только и даже не столько это заставляет взглянуть совершенно по-иному на византийского великомученника. В русском мировосприятии Егорий Храбрый предстает как воистину небесно-космический герой. В духовных стихах, которые распевали во всех уголках калики перехожие, он характеризуется в традиционно-фольклорном духе:
По колена ноги в серебре,
По локоти руки в красном золоте,
Голова у Егория вся жемчужная,
По всём Егорье часты звезды.
Добавим, что матерью Егория считается сама София Премудрость, то есть, другими словами, Вселенская Мысль. Серебряно-золотая атрибутика традиционно символизирует лунное и солнечное начала. В древности у Луны различали две ипостаси: месяц (Луна на ущербе), считавшийся мужским небесным светилом, которому соответствовало серебро, и полную Луну, символизировавшую женскую сущность, - ей соответствовали жемчужный свет и цвет.
О солярно-космической сущности русского Егория, а также о его календарно-циклических функциях свидетельствует и пословица: "Егорий храбрый - зиме ворог лютый". (Этимологически и семантически эпитет Егория - Хоробрый - родствен имени одного из языческих солнцебогов - Хорса, а также таким современным словам, как "хорошо", "хоромы", "храм" и др.) Таким образом, русский Егорий Храбрый встает в один ряд с другими древними космическими богами-змееборцами - индоарийским Индрой, ассиро-вавилонским Мардуком, эллинским Аполлоном и другими.
Имя Егор(ий) считается производным от греческого Георгий, означающего "земледелец". Однако стоит вдуматься - и возникают совершенно иные ассоциации. Древнерусский духовный стих о змееборце Егории наидревнейшего происхождения, а его христианизация - результат позднейшей обработки. Вот почему в различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например, Ягор [Йагор] или даже Ёгор [Йогор]. Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманисты). В основе обоих имен лежит простая, но многозначная корневая основа "гор"; семантически они могут означать и "горны", и "горячий", и "горящий", и пр. Общеизвестно также, что в славянских языках лексема "гор" взаимосвязана с лексемой "яр". Поэтому правы те исследователи, которые утверждают, что в далеком прошлом функции Егория Храброго совпадали с функциями языческого бога плодородия Ярилы. Как видим, совпадали не только функции, но и имена.
Первоначальное языческое происхождение Егория Храброго доказывает также тот факт, что на Руси он испокон веков считался покровителем скотоводов и земледельцев. Христианские праздники, прозванные в народе Егорием вешним и Юрьевым днем (Юрием холодным), - древнейшие календарные торжества, связанные с началом и окончанием цикла сельскохозяйственных работ, к которым некогда вынуждена была приспособиться православная церковь. О древнейшем происхождении этих народных праздников свидетельствует также и практиковавшиеся весной и летом обычаи "егорьевского окликания", по сущности своей являвшиеся архаичными магическими заклинаниями:
Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали, Юрья величали:
"Егорий ты наш Храбрый,
Ты паси нашу скотинку
В поле и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком -
От волка от хищнаго,
От зверя лукавого, от медведя лютаго!
Но в народном представлении Егорий Храбрый, помимо всего вышесказанного, считался ещё и повелителем волков. Это наводит на мысль о давних-предавних временах нерасчлененной социокультурной общности индоевропейских этносов, когда волк выступал тотемом и священным символом таких народов, как германцы, кельты, славяне. Так, по сообщению одного византийского источника, славяне, которые в те времена сильно докучали империи, перекликались между собой волчьим воем. Вплоть до начала XX века в глухих русских деревнях приносились кровавые жертвы волкам в честь Егория Храброго (думается, точно так же как они приносились на протяжении многих тысячелетий):
"Волк, волк! Скажи, какую животинку облюбуешь, на какую от Егория наказ тебе вышел?"
[286x360]
[540x100]
По материалам работ В.Н.Дёмина
