• Авторизация


21 марта родились... 26-02-2014 20:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

21 марта родились...

[600x697]
1825
Александр Фёдорович Можайский
русский исследователь и изобретатель в области воздухоплавания. Родился в Роченсальме (ныне Котка) в Финляндии. Его отец, Фёдор Тимофеевич Можайский, был потомственным моряком, адмиралом русского флота. В 1823 году, тогда еще лейтенант, Федор Можайский был назначен помощником лоцман-капитана в 24-й флотский экипаж, который базировался в городке Роченсальм в Выборгской губернии. Александр стал первенцем в семье Можайских. Через год, в мае 1826 года, у Можайских родился другой мальчик, которого назвали Николаем. А еще через четыре года жена Федора Тимофеевича родила третьего сына, которого в честь деда назвали Тимофеем. В 1831 году Федора Тимофеевича произвели в капитан-лейтенанты и назначили капитаном Архангельского порта. С Балтики вся семья Можайских перебралась на Белое море. К тому времени у Александра, кроме двух братьев, появились и сестры: Екатерина и Юлия. Морское дело было профессией отца, и своим сыновьям Федор Тимофеевич прочил морскую службу. Когда старшему сыну исполнилось десять лет, родители привезли его в Санкт-Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус, директором которого в то время был адмирал Иван Федорович Крузенштерн. 31 января 1841 года Александр Можайский окончил учебу и был произведен в гардемарины. Причем он окончил корпус не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей. Предстояли еще два года практического плавания на парусных военных судах Балтийского флота. В течение этих двух лет Можайский ходил на фрегатах "Мельпомена", "Ольга", "Александр Невский". Так началась морская служба Александра Можайского, которой он отдал большую часть своей жизни. 1843 год он встретил мичманом, вскоре молодого офицера направили в Архангельск, где жили его отец, мать, сестры. В 1844 году Можайский совершил переход на 74-пушечном корабле "Ингерманланд" из Белого моря в Балтийское; годом позже снова крейсировал по Белому морю на шхуне "Радуга"; в 1846 году на этой же шхуне сделал свой второй переход из Белого моря на Балтику. Годы морской службы, 7 лет плаваний по Белому, Баренцеву, Норвежскому, Северному и Балтийскому морям закалили волю молодого моряка, умножили его знания и практический опыт. В 1849 году, когда Александру Можайскому не исполнилось еще 25 лет, его произвели в лейтенанты. В период службы на Балтийском море, в 1850-1852 годах, Можайскому доводилось плавать на разных парусных военных судах. Сперва на маленькой, такой же, как и "Радуга", 16-пушечной шхуне "Метеор", потом на большом 84-пушечном корабле "Вола", длина корпуса которого была равна 60 м; наконец, на корабле "Память Азова" - родном брате "Ингерманланда" - новом, только что пришедшем из Архангельска. То были последние годы существования военного парусного флота, новые паровые суда шли на смену парусным. Уже в первые годы своей морской службы Можайский обратил на себя внимание как технически образованный, дисциплинированный, требовательный к себе и к подчиненным офицер. Вероятно, в 1852 году эти обстоятельства и повлияли на его назначение в состав экипажа одного из первых русских военных пароходов "Усердного". Во время годового плавания на "Усердном" Можайский ознакомился с двигателем, который оказал влияние на все развитие промышленности, транспорта и военного кораблестроения XIX столетия и до конца века оставался единственным типом двигателя, на базе которого можно было решить задачу полетов по воздуху. В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на фрегате "Диана" под командой С.С.Лесовского перешел из Кронштадта вокруг мыса Горн к Японии. Фрегат потерпел крушение во время землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю, после чего личный состав "Дианы" по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. Шла Крымская война, и в конце 1855 года Можайский был назначен на бриг "Антенор", который крейсировал в Балтийском море, охраняя подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей. А в 1858 году А.Ф.Можайский был направлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он совершил поход до Бухары и составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский 8 сентября 1859 года получил очередной чин капитан-лейтенанта и был назначен старшим офицером 84-пушечного винтового корабля "Орел". На этом корабле Можайский ходил 2 года по Балтийскому морю, а в 1860-1861 годах руководил оснащением и установкой паровой машины на винтовом клипере "Всадник", строившемся в Пори (Финляндия). После спуска на воду клипера "Всадник" Можайский был назначен его командиром и ходил на нем по Балтийскому морю до 1863 года. В 1860 году А.Ф.Можайский временно был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Там офицеру предстояло вести работу по введению в жизнь "Положения о крестьянской реформе 1861 г." Со свойственной Можайскому энергией он достойно справился с порученной задачей. Далее в его жизни произошло еще одно важное событие. На одном из балов в Дворянском собрании состоялось его знакомство с будущей невестой и женой Любовью Дмитриевной Кузьминой. После венчания в церкви Святой Екатерины в Вологде молодые поселились в селе Котельникове (ныне Можайское) в доме, полученном в приданое женой А.Ф.Можайского. Офицер был в центре всех важных событий. Он присутствовал на заседаниях Вологодского статистического комитета по подготовке и участию в первой этнографической выставке в Москве. Но главным для Можайского являлись научные разработки по воздухоплаванию. Он оборудовал кабинет и столярную мастерскую, наблюдал за полетом птиц на Кубенском озере и реке Тошне, проводил опыты с воздушными "змеями". Сам ученый впоследствии назвал годы, проведенные в Котельникове, "годами плодотворного труда по вопросам воздухоплавания". В связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны в 1863 году, прослужив во флоте 22 года, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. Тем не менее, в эти годы статской службы Можайский получает повышение в военном чине - в 1866 году он произведен в капитаны 2 ранга, а в 1869 году - в капитаны 1 ранга. В 1873 году был выбран почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии; в этот же период предпринял попытки осуществить подъем с помощью воздушного змея. Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он начал вести наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев. В 1872 году после ряда исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. В 1876 году он начал работать над проектом задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского. В 1876 году Можайский, по свидетельству инженера П.А.Богословского, "два раза поднимался в воздух и летал с комфортом" на воздушном змее. Таким образом, он первым в мире летал на воздушных змеях, опередив на 10 лет французского испытателя Майо (1886), на 18 лет англичанина Баден-Поуэла (1894) и на 20 лет австралийца Харгрэва (1896). Кроме опытов с воздушными змеями, А.Ф.Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета. Можайский произвел большое количество расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 года построил первую летающую модель самолета. Эта модель, названная им "летучкой", состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других - в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение скрученным резиновым жгутом или часовой пружиной. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек. Известный инженер-кораблестроитель, член Морского технического комитета, полковник П.А.Богословский писал по этому поводу: "Изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении... Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блестяще побеждены нашим даровитым соотечественником". После того как полеты модели показали, что путь, которым шел изобретатель, был правильным, он приступил к разработке проекта летательного аппарата в натуральную величину. Однако если предшествующие работы Можайский мог выполнить на собственные средства, то сооружение самолета в натуральную величину требовало значительных денежных сумм, которыми он не располагал. Поэтому в начале 1877 года он решил "подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией". Можайский обратился к председателю воздухоплавательной комиссии военного министерства графу Тотлебену с просьбой исходатайствовать ему необходимые средства "для дальнейшего производства изысканий и опытов как над движением проектированного снаряда, так и для определения различных данных, необходимых для рационального и правильного устройства всех составных частей такого снаряда". 1 февраля 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина для рассмотрения проекта Можайского была образована особая комиссия. В состав этой комиссии вошли крупнейшие представители русской науки и техники: Д.И.Менделеев, Н.П.Петров (автор всемирно известной гидродинамической теории трения), генерал-лейтенант Зверев, полковник П.А.Богословский и военный инженер Струве. После двух заседаний комиссия представила Главному инженерному управлению подробный доклад о проекте Можайского. В докладе было указано, что изобретатель "в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам". Благодаря поддержке Д.И.Менделеева было решено отпустить изобретателю 3000 рублей на дальнейшие работы. 26 февраля 1877 года Можайский представил Главному инженерному управлению свою программу опытов над моделями летательного аппарата. Она предусматривала исследование воздушных винтов, определение размеров и форм рулевых и несущих поверхностей, удельной нагрузки на крыло, разрешение вопроса управляемости и прочности самолета. Опыты Можайского над большим воздушным винтом, приводимым в движение паровой машиной, были первыми в мире опытами такого порядка. Получив лишь часть обещанной суммы (2192 рубля), изобретатель взялся за осуществление своей программы. Работать ему приходилось в трудных условиях. Материальное положение его было крайне тяжелым. Невзирая на трудности и крайнюю нужду, Можайский построил новую модель аэроплана. Эта модель, по свидетельству современников, "летала совершенно свободно и спускалась очень плавно". Решив перейти к постройке самолета в натуральную величину, 4 апреля 1878 года Можайский обратился в Главное инженерное управление с докладной запиской, в которой указывал, что "требуемые для разрешения вопроса данные могут быть получены только над аппаратом таких размеров, на котором силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек" и просил об отпуске средств на строительство аэроплана, стоимость которого им была определена в 18 895 рублей. Это предложение рассматривалось уже другой комиссией, генерала Германа Паукера, и 27 июня 1878 года было отклонено. По некоторым данным, к отклонению проекта самолета Можайского была причастна и агентура иностранных разведок, действовавших при царском дворе. В частности, руководитель комиссии, генерал Паукер не без оснований подозревался в прогерманском шпионаже. Комиссия забраковала проект Можайского под нелепейшим предлогом "явной несогласности его взглядов со мнениями зарубежных авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе и возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями...". Надежды Александра Федоровича на материальную помощь царского правительства рухнули как карточный домик. Предложение Можайского сопровождалось подробными чертежами самолета, расчетами и пояснительной запиской, содержащей описание аппарата. В описании говорилось, что самолет состоит: из лодки, служащей для помещения машины и людей; из двух неподвижных крыльев; из хвоста, который может подниматься и опускаться и служить для изменения направления полета вверх и вниз; из винта большого переднего; из двух винтов малых на задней части аппарата; из тележки на колесах под лодкою, которая служит для того, чтобы аппарат, поставленный наклонно, около 4 градусов к горизонту, переднею частью вверх мог сперва разбежаться по земле против воздуха и получить ту скорость, которая необходима для парения его; из двух мачт, которые служат для укрепления его крыльев и связи всего аппарата по его длине и для подъема хвоста. В качестве двигателей предусматривалась установка двух паровых машин общей мощностью 30 л.с. Одна из машин должна была работать на носовой тянущий винт, а другая - через передачу на два задних толкающих винта. Аппарат, по замыслу изобретателя, мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 годах начали строить подобные самолеты. Идея использовать фюзеляж-лодку для посадки на воду впервые была претворена в жизнь в 1913 году другим русским конструктором и изобретателем Д.П. Григоровичем - создателем первого лодочного гидроаэроплана. Помимо разработки проекта Можайский подробно описал технику взлета своего самолета и предусмотрел установку на нем аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров и прицела для производства бомбометания. Самолет, по замыслу Можайского, предназначался для бомбардировочных и разведывательных целей. В конце пояснительной записки Можайский указывал, что "постройка аппарата с технической стороны не представляет ни затруднений, ни невозможностей". Экспертная комиссия, в состав которой на этот раз входили генерал Паукер, генерал Геря и полковник Вальберг, на своем первом заседании, происходившем 12 апреля 1878 года, усомнилась, что аппарат сможет парить в воздухе при помощи воздушных винтов, и предложила автору проекта представить новые данные и расчеты по этому вопросу. Для удовлетворения требования комиссии Можайский после консультации с академиком Чебышевым составил дополнительную записку, в которой дал подробный анализ работы винтов в воздухе и подкрепил их обоснованными расчетами. Рассмотрев пояснительную записку на втором заседании, комиссия вынесла поразительное по своему невежеству решение, в котором говорилось, что она "не находит ручательства в том, чтобы опыты над снарядом г. Можайского, даже и после различных возможных в нем изменений, могли привести к полезным практическим результатам, если не будет устроен им снаряд на совершенно иных основаниях, с подвижными крыльями, могущими менять не только свое положение относительно гондолы, но и свою форму во время полета". "Сумма, испрашиваемая ныне господином Можайским, настолько значительна, - записали в своем решении эксперты, - что комиссия не решается приветствовать ее ассигнования..." Можайский, протестуя против такого решения, обратился к военному министру Ванновскому с просьбой об его отмене. Однако Ванновский, даже не ознакомившись с существом дела, утвердил решение комиссии. Тогда Можайский написал письмо начальнику Главного инженерного управления генералу Звереву, в котором указывал: "Комиссия, обсуждая и ведя дело канцелярским и келейным путем, отняла у меня возможность представить ей мои окончательные выводы о размерах частей аппарата, силе его машины и других условиях и с самого начала сделала все, чтобы убить во мне уверенность в возможности осуществления моего проекта". Генерал Зверев на письмо Можайского не ответил. Правительственные организации отказались финансировать изобретателя. Только передовая русская интеллигенция и работавшие вместе с ним простые рабочие поддержали его и оказали посильную помощь. Ближайшие помощники Можайского - Голубев, Яковлев, Арсентьев - продолжали работать под его руководством. В 1879 году капитан I ранга Можайский вновь зачислен на действительную военную службу и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики. В декабре 1879 года в Санкт-Петербурге состоялся VI Всероссийский съезд врачей и естествоиспытателей. Программа работы физической секции съезда носила выраженный воздухоплавательный уклон. С докладами выступали знаменитые деятели науки Менделеев, Маневский, Жуковский, Соковнин, Ладыгин, Рыкачев, Костович, Можайский, Клиндер, Бертенсон и другие. 8 января 1880 прозвучал знаменитый доклад Д.И.Менделеева "О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании". Интерес к воздухоплаванию, проявленный Менделеевым, в значительной степени содействовал изменению мнения образованной публики об этом явлении. Тогда воздухоплавание воспринималось как акробатика и циркачество. Менделеев раскрыл перспективы воздухоплавания и доказал, что правильное использование летательных аппаратов требует разнообразных сведений, сложных исследований и людей со специальной подготовкой. Доклад Менделеева вызвал живой отклик у энтузиастов воздухоплавания, среди которых были армейские и флотские офицеры и их гражданские единомышленники. После доклада, на квартире лейтенанта флота В.Д.Спицына, Менделеев продолжил свое выступление: "Интерес к воздухоплаванию и аэронавтике возрастает в России с каждым годом и среди разных слоев населения. В разных городах появляются все новые и новые изобретатели. Надо, чтобы о таких людях знали все патриоты. Тогда с каждым годом будет увеличиваться число подражателей, появятся новые проекты, развитие летания пойдет с большим успехом..." Пророческие слова Менделеева предопределили создание в октябре 1880 года Русского общества воздухоплавания. А.Ф.Можайский продолжал хлопоты. Уверенный в реальности своего изобретения, решив довести до конца начатое дело, он обратился к морскому министру С.С. Лесовскому (своему бывшему командиру на фрегате "Диана") с целью получения средств на постройку паровых машин. Лесовский, зная изобретателя лично, ходатайствовал перед министром финансов об отпуске Можайскому 5000 рублей, но получил отказ. Тогда Можайский обратился в военное ведомство к генерал-адъютанту Грейгу и добился от него обещания в поддержке при условии, если морской министр также будет об этом ходатайствовать. Лесовский, "ввиду действительно важных в военном отношении результатов, которые можно ожидать от успешного решения вопроса о воздухоплавании", просил о выдаче Можайскому 2500 рублей (вместо просимых ранее 5000 руб). Ходатайство морского министра на этот раз было удовлетворено. На полученные деньги Можайскому удалось заказать в Англии два паровых двигателя в 20 и 10 л.с. с водотрубным котлом и холодильником к ним. Заказ был выполнен и 2 июня 1881 года Можайский привез их в Санкт-Петербург. Это были двухцилиндровые вертикальные паровые машины компаунд облегченной конструкции. Топливом служил керосин. Можайский продолжал работать над своим изобретением, а затем решил запатентовать его. 15 ноября 1881 года (по заявке от 16 июня 1880 года) он получил "привилегию" на изобретённый им "воздухолетательный снаряд" (самолёт), первую в России. Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Для производства некоторых работ изобретатель обратился за помощью на Балтийский завод. Но дирекция завода, узнав, что у изобретателя нет денег, отказала ему. Тогда Александр Федорович, скрепя сердце, обратился к министру Императорского двора графу И.И.Воронцову-Дашкову. В докладной записке на его имя Можайский указывал, что он, "посвятив себя разрешению вопроса воздухоплавания, затратил на это все свои средства и в настоящее время, когда остается собрать аппарат и сделать окончательные пробы, он не имеет на это никаких денежных средств, почему ввиду того громадного значения, которое может оказать в случае успеха аппарат в военном деле, осмеливается просить об исходатайствовании ему от правительства 5000 рублей для сборки аппарата и опытов над ним". Воронцов-Дашков представил докладную записку А.Ф.Можайского "на благовоззрение" Александра III. Самодержец затребовал справку и документы. Ему без промедления прислали копию письма Можайского к генерал-лейтенанту К.Я.Звереву от 20 июля 1878 года с протестом против неправильного решения комиссии Паукера. А генерал-адъютант фон Кауфман и генерал-майор Вальберг "словесно доложили": "Опасно, Ваше величество, строить в России на казенные средства воздухолетательный аппарат. Вдруг им какой-нибудь революционер воспользуется, на Вашу особу с неба посягнет?!" В итоге, под диктовку императора генерал-адъютант Банковский записал: "высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского". Упорство А.Ф.Можайского все же увенчалось успехом. Военное ведомство выделило место для постройки "летательного снаряда" на Военном поле Красного Села под Санкт-Петербургом. Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). На деньги, вырученные от продажи личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц (солидную материальную помощь оказал прославленный герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов и среднеазиатских походов М.Д.Скобелев), Можайский приступил непосредственно к постройке самолёта и весной 1882 года закончил его сборку. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы "по домашним обстоятельствам". В 1886 году Можайскому было присвоено звание контр-адмирала. Летом 1882 года самолет, названный им "Жар-Птицей", был готов к испытаниям. Для разбега самолета была построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного деревянного настила. Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. 1 августа 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолет в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому - И.Н.Голубеву. Самолет, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом 57 пудов (около 934 кг) летел со скоростью 11 метров в секунду. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с. При посадке было повреждено крыло самолета, а механик получил травму. Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Казалось, теперь обеспечены всеобщее признание и поддержка со стороны правительства. Однако на деле получилось совсем иное. Изобретение А.Ф.Можайского было объявлено военной тайной, и строжайше запрещалось писать что-либо о самолете. Никакой помощи изобретателю по-прежнему не оказывалось. Царские чиновники и иностранцы на русской службе сделали все для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты. Можайский сразу же после испытаний приступил к улучшению конструкции самолета и спроектировал для него новые, более мощные машины. После того как были уточнены расчеты и разработан новый проект самолета, Можайский 2 февраля 1883 года представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании, председателем которого был М.А. Рыкачев, Можайский сделал сообщение о своей новой конструкции самолета и обо всех проделанных им работах. Для подробного рассмотрения новых работ была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, "чтобы VII отдел оказал содействие А.Ф.Можайскому - окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров". Но VII отдел материальной помощи оказать не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что "продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское Русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма". Военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения, тем более, что за границей подобные опыты высмеивались благодаря мифу о том, что американский математик и астроном Саймон Ньюкомб в 1870-е годы научно доказал, что аппарат тяжелее воздуха не может летать. Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как сейчас стало известно, ассигнования не были выданы вследствие вмешательства генеральных штабов иностранных государств, которым царское правительство отдавало заказы на поставку вооружений для армии и флота. В 1885 году Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, "представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными", и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя 11 июля 1885 года, отметила, что она "не видит никакого повода к ходатайству о пособии господину Можайскому". Еще семь лет до самой смерти А.Ф.Можайский на свои ничтожные средства, без какой-либо помощи со стороны правительства, продолжал работу по совершенствованию своего аппарата. Он был вынужден продать не только свои имения в Вологодской губернии и на Украине, но и личные вещи. Но завершить свои труды он не успел. Александр Федорович Можайский умер в нищете в ночь на 1 апреля 1890 года. Он так и не увидел свое детище во втором полете. Без почестей контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
[699x491]
Уже в наше время, в 1977 году, силами Академии имени А.Ф.Можайского был установлен памятник на могиле выдающегося человека, давшего России приоритет в создании самолета. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном Селе и, когда военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды, где и сгорел в 1895 году. И если во Франции "Авион III" Адера (аэроплан со складывающимися крыльями постройки 1897 года) сумели сохранить как реликвию, то российские чиновники сделали все для того, чтобы от изобретения Можайского не осталось и следа. Даже имя изобретателя оказалось непризнанным в царской России. После его смерти никто не позаботился сохранить архив и модели, на которых экспериментировал изобретатель, затерянной оказалась даже могила Можайского. Литература: Александр Федорович Можайский - создатель первого самолета. Сборник документов, Москва, 1955; Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., Москва, 1969; В.Малков. У села Можайского // Вологодский комсомолец. — 1979. — 14 января; Ю.Никулин. Александр Федорович Можайский. — Вологда, 2006; Ю.Арсеньева. Любовь// Русский Север. — 1996. — 16 апреля.

[600x608]
1829
Дарья Михайловна Леонова
выдающаяся оперная певица-контральто. Родилась в селе Вышний Волочек, ныне Калининской области. Училась в Санкт-Петербургском театральном училище, одновременно выступая на Императорской сцене в водевилях и пьесах с пением. В 1852 г. с огромным успехом дебютировала в "Жизни за Царя" Глинки , которому голос Леоновой очень понравился; он сам прошел с ней партию Вани, да и после занимался с нею, написал для нее "Молитву" и собирался писать оперу "Двумужница". В 1857 - 1858 годах концертировала за границей и очень понравилась Мейерберу и Оберу, уговаривавшим ее остаться в Париже. До 1873 г. пела на Императорской сцене в обеих столицах, создав ряд партий в операх русских композиторов (княгини в "Русалке" Даргомыжского , Рогнеды, Кроатки в опере Дютша , Спиридоновны по "Вражьей силе" Серова , хозяйки корчмы в "Борисе Годунове" Мусоргского , Маргареты в "Ратклифе" Кюи ). Превосходна была Леонова в роли Азучены в "Трубадуре" Верди. Уйдя со сцены, Леонова совершила концертную поездку в Сибирь, Японию, Китай и Северную Америку; в 1879 г. предприняла концертное турне по России, с Мусоргским в качестве аккомпаниатора, знакомя провинцию с отрывками из произведений новой русской школы; затем она вместе с Мусоргским открыла музыкальные курсы в Санкт-Петербурге. Преподавала в музыкальной школе, организованной ею (1880) совместно с Мусоргским в Санкт-Петербурге, и театральном училище в Москве (1888-1892). Из учеников ее самый выдающийся - тенор Донской, певший на Императорской московской сцене. Автор "Воспоминаний" ("Исторический вестник", 1891). Умерла в Санкт-Петербурге 6 февраля 1896 года. Литература: Яковлев В., Д.М.Леонова, Москва — Ленинград, 1950.

[458x698]
1830
Георг Эфраим Фриц Арльберг (George Efraim Fritz Arlberg)
шведский артист оперы (баритон). Член Шведской музыкальной академии (с 1868). Пению обучался в Стокгольме у Ю.Гюнтера и Л.Визера. Впервые выступил на оперной сцене в 1854 в Стокгольме. В 1858-1874 Арльберг - солист Королевского оперного театра в Стокгольме, в 1874-1877 - оперного театра в Осло. Гастролировал в Неаполе, Париже, Лондоне, Москве и др. городах. Партии: Альмавива, Дон Жуан («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта), Оттокар («Вольный стрелок» Вебера), Вотан («Кольцо Нибелунга» Вагнера), Вильгельм Телль (оперная постановка Россини), Дон Карлос (оперная постановка Верди) и др. В 1883 Арльберг оставил сцену. С 1884 занимался педагогич. деятельностью в Стокгольме, Копенгагене и Осло; среди учеников А.- С.Арнольдсон, Ф.Лундквист, Э.Хольм и др. Перевёл на шведский яз. ряд оперных либретто, в том числе «Орфей и Эвридика» Глюка, «Риенци», «Летучий голландец» Вагнера и др. Умер 21 февраля 1896 года.

[489x698]
1839
Модест Петрович Мусоргский
русский композитор. Родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в Санкт-Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Санкт-Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863–1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868–1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875–1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т.И.Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы – Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в Санкт-Петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е.Репин и написал известный портрет композитора). Умер в Санкт-Петербурге 28 марта 1881 года. Критическая оценка. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы – незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П.А.Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова.
[700x700]
Памятная монета России.
Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра – оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина. Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» – «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).
[700x504]
Почтовая марка СССР, 1989 год.
Литература: Мусоргский М.П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А.Н.Римский-Корсаков при участии В.Д.Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни Мусоргского, адресованные ему письма); Рерих Н.К. Мусоргский // Художники жизни. — Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 страниц; Стасов В.В. статья в «Вестнике Европы» (май и июнь 1881 г.); Стасов В.В. «Перов и Мусоргский» («Русская Старина», 1883, том XXXVIII, страницы 433—458); Стасов В.В. Памяти Мусоргского // Исторический вестник, 1886. — Том 23. — № 3. — Страницы 644—656.; его же, «Памяти Мусоргского» (Санкт-Петербург, 1885); В.Баскин, «М.П. Мусоргский. Биографический очерк» («Русская Мысль», 1884, книги 9 и 10; отдельно, Москва, 1887); Кругликов С. Мусоргский и его «Борис Годунов» // Артист, 1890, № 5; Трифонов П. Модест Петрович Мусоргский // Вестник Европы, 1893, декабрь; Туманина Н. М.П.Мусоргский. Москва — Ленинград, 1939; Асафьев Б. В., Избранные труды, том 3, Москва, 1954; М.П.Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти 1881—1931. Статьи и материалы. Под редакцией Ю.Келдыша и В.Яковлева. Москва: Госмузиздат, 1932 (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П.А.Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К.Е.Маковского «Могучая кучка» и др.); Орлова А. Труды и дни М.П.Мусоргского. Летопись жизни и творчества. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 702 страницы. (формат книги увеличенный; содержит подробный хронограф); Ширинян Р.К. Оперная драматургия Мусоргского. — Москва, 1981; Мусоргский М.П. Письма. Москва, 1984; Наследие М.П.Мусоргского. Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М.П.Мусоргского в 32 томах). Москва: Музыка, 1989 (содержит подробнейшую библиографию и полный перечень автографов Мусоргского); Холопов Ю.Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 1989; М.П.Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 1989; Берченко Р.Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003; Васильева А. Русский лабиринт. Биография М.П.Мусоргского.. Псков: Псковская областная типография, 2008;
Федякин С.Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009.

[529x698]
1840
Франциск Казимирович Богущевич (белорусское имя - Францішак Бенядзікт Багушэвіч)
белорусский поэт. Был исключен из Санкт-Петербургского университета за участие в студенческих «беспорядках» в 1861 г. Работал учителем. Принимал участие в восстании 1863 г. В 1868 г. окончил Нежинский юридический лицей, работал судебным следователем на Украине и в разных городах России, потом адвокатом при окружном суде в Вильне. Формирование его взглядов проходило под влиянием идей русских революционных демократов и крестьянского движения. Он один из зачинателей направления критического реализма в белорусской литературе. Ему принадлежат стихотворные сборники: «Дудка белорусская» (1891, Краков, под псевдонимом Мацей Бурачок) и «Смычок белорусский» (1894, Познань, под псевдонимом Сымон Рэука з-пад Барысава). Сборники «Белорусская скрипочка» и «Белорусские рассказы» не были напечатаны по цензурным условиям и до сих пор не найдены. Многие его произведения распространялись устно и в рукописях. В произведениях «Бог не поровну делит», «Мужик-ворона», «В остроге», «Худо будет!», «Как правду ищут» и других поэт нарисовал реалистические картины народного горя, нищеты и бесправия белорусской деревни. Поэма «В остроге» явилась острым памфлетом на судебные порядки царской России, на произвол чиновников. Он первым из белорусских писателей выступил в защиту родного языка и литературы. Оказал влияние на развитие белорусской литературы, на творчество Янки Купалы, Якуба Коласа, Э.Пашкевич (Э.Тетки). Умер 27 апреля 1900 года. Литература: Барысенка, В.В. Францішак Багушэвіч і праблема рэалізма ў беларускай літаратуры XIX стагоддзя / В.В.Барысенка. — Мінск : Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1957. — 365 страниц.

[518x699]
1841
Раубер Август (August Antinous Rauber)
немецкий анатом. Родился в Гаарде (Бавария). Учился в Мюнхенском университете сначала на юридическом, затем на медицинском факультете, занимался анатомией под руководством Н. Рюдингера. В 1865 году защитил докторскую диссертацию «Фатеровы тельца нервов, связок и надкостницы и их отношение к мышечному чувству». С 1864 года работал ассистентом в Мюнхене, в 1872 году получил место доцента. Во время франко-прусской войны служил в армии хирургом. В 1872 году по приглашению Вильгельма Гиса уехал в Базель, в 1873 году получил место экстраординарного профессора в Лейпциге. В 1886 году приехал в Россию и до 1911 года заведовал кафедрой анатомии Юрьевского (Тартуского) университета. Читал также лекции по микроскопической и топографической анатомии. Опубликовал более 100 работ по анатомии, эмбриологии и антропологии. Изучал строение и механические свойства костей, спинномозговые и черепные нервы и узлы, строение головной части симпатического ствола. Умер в Дерпте 6 февраля 1917 года.

[700x526]
1844
Анри Жюльен Феликс Руссо (прозвище – Таможенник; Henri Julien Felix Rousseau)
французский художник. Родился в Лавале. О годах его молодости почти ничего не известно. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во французской армии в Мехико, затем занимал незначительный пост в налоговой инспекции. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. Руссо был самоучкой; его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей. Постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод; монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, – это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры, что имело огромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент, когда произошел отказ от импрессионизма. В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Руссо создал и несколько литературных произведений – мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна. Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910 года.

[476x699]
1845
Леонид Егорович Оболенский
русский философ и социолог. Родился в Малоархангельске Орловской губернии, в дворянской семье. Учился в Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Московского университета. В 1880-е годы редактировал журналы «Мысль» и «Русское богатство». Сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии». Проявлял интерес к теориям позитивистского типа, в частности к О.Конту. В 1890-е годы увлекся эмпириокритицизмом. Итог этой эволюции был подведен Оболенским в книге История мысли (1901). Именуя собственную философскую концепцию «панфилософией», Оболенский предложил вариант позитивистски интепретированного спинозизма: реальность представляет собой единую мировую субстанцию, само существование которой делает невозможным противостояние духа и материи, которые являются соответственно «субъективной» и «объективной» сторонами субстанции. В то же время Оболенский допускал своего рода плюрализм (в духе лейбницианской монадологии): сознание может существовать вполне самостоятельно в «каждой точке» субстанции. На социальном уровне, по Оболенскому, «плюралистический» подход приводит к взгляду на общество как на совокупность личностей. Как и другие философы-народники (Лавров, Михайловский), Оболенский считал основным критерием социального прогресса уровень развития личности. Умер в Санкт-Петербурге 6 октября 1906 года.

[459x699]
1848
Алексей Евграфович Зерчанинов
русский грекокатолический священник, глава миссии для русских католиков восточного обряда, видный деятель русского католичества начала XX века. Родился в селе Борисово Нижегородской губернии в семье православного священника. В 1871 году окончил Нижегородскую духовную семинарию. 10 сентября 1871 года вступил в брак, 27 октября был рукоположен в священники. Служил настоятелем в родном селе, затем стал благочинным Арзамасского уезда и законоучителем в шести училищах, из которых одно было создано на его собственные средства. Занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев, для чего скрупулёзно изучал Отцов церкви и церковную историю. Более тщательное изучение патристики привело его к убеждению в истинности католической веры. 9 января 1896 года он принят в сущем сане в Католическую церковь Марианом Фульманом, настоятелем нижегородского католического прихода. Поскольку выход из православия, тем более священника, был до 1905 года уголовно наказуем Зерчанинов был арестован 15 июля 1898 года и помещён в Суздальскую тюрьму, где содержались религиозные преступники. Русская католичка Н.С.Ушакова, родственница П.А.Столыпина ходатайствовала за о. Алексея перед императорским двором, в результате чего 5 марта 1901 года Зерчанинов был освобождён из тюрьмы с условием проживания безвыездно на хуторе, который он приобрёл в Нижегородской губернии незадолго до своего ареста. К нему присоединился старший сын Юлий, также католический священник. В заключении и в период жизни на хуторе Зерчанинов создал два своих сочинения «Царство Божие в мире» и «Непокладные люди». Последняя книга была издана в 1904 году в Кракове под псевдонимом А.Н.Звездин. После опубликования манифеста о веротерпимости в 1905 году Зерчанинов смог переехать в Санкт-Петербург. Весной 1907 года в Риме был принят Папой Пием X, перед которым Зерчанинов ходатайствовал о том, чтобы переходящие в католичество русские православные не понуждались к принятию латинского обряда. В Риме он так же встретился с будущим экзархом Леонидом Фёдоровым. В том же году посещал Лурд и Львов, где познакомился с митрополитом Андреем Шептицким. В ноябре 1907 года вновь вернулся в Санкт-Петербург, где создал русскую грекокатолическую общину, служил на своей квартире. 2 июня 1908 года назначен главой миссии для русских католиков восточного обряда. В 1912 году домовая церковь была закрыта властями, о. Алексей стал викарным священником церкви святой Екатерины в Санкт-Петербурге. После установления экзархата Российской грекокатолической церкви Зерчанинов стал секретарём экзарха русских католиков отца Леонида Федорова. В 1917 году участвовал в Соборе грекокатолического духовенства. 1 мая 1919 года был арестован вместе с митрополитом Э. фон Роппом, освобождён через месяц; ещё раз арестован 12 апреля 1920 года, также вскоре освобождён. В феврале 1920 года получил почётное звание прелата. Вновь арестован 19 ноября 1923 года. 19 мая 1924 года Зерчанинов был осуждён на 10 лет тюремного заключения, но ввиду преклонного возраста приговор заменили на 3 года ссылки. Вначале отправлен в Екатеринбург, затем в Тобольск. 28 мая 1926 года за религиозную активность арестован в Тобольске и отправлен в Обдорск. 9 мая 1927 года освобождён из ссылки с запретом проживать в 6 крупнейших городах СССР. Жил в Смоленске, в 1929 году переехал в Нижний Новгород, где и умер 23 сентября 1933 года.

[444x700]
1851
Адольф Давидович Бродский (Adolph Brodsky)
русско-британский скрипач и музыкальный педагог. Родился в Таганроге. Дед и отец Бродского были скрипачами-самоучками. В 1857 году, после смерти матери, семья перебралась в Херсон. Ребёнком Бродского отдали на обучение к оперному концертмейстеру в Одессе. Окончил Венскую консерваторию (1866) у Йозефа Хельмесбергера-старшего, в сезоне 1868—1869 гг. играл под руководством своего учителя в квартете Хельмесбергера. Потом вернулся в Россию и в 1874—1878 гг. преподавал в Московской консерватории. В 1880 г. в Крыму он обвенчался с Анной Львовной Скадовской (1855—1929), дочерью крупного херсонского землевладельца Льва Балтазаровича Скадовского (1814—1886), сестрой художника Николая Львовича Скадовского (1846—1892) и археолога Григория Львовича Скадовского (1849—1919). В дальнейшем Бродский жил и работал преимущественно в Европе, преподавал в Лейпцигской консерватории в 1883—1891 гг. и в Манчестерском музыкальном колледже с 1895 г. до самой смерти, а в промежутке провёл три года в США в качестве концертмейстера Нью-Йоркского симфонического оркестра. При этом он широко концертировал как солист и ансамблевый музыкант. 4 декабря 1881 г. впервые исполнил в Вене скрипичный концерт Чайковского, выдержав немалое сопротивление оркестрантов до исполнения и резко отрицательные отзывы критики (прежде всего Эдуарда Ганслика) после; растроганный Чайковский поставил на концерте посвящение Бродскому. Вообще Бродского связывали близкие дружеские отношения с Чайковским, Брамсом и Эдвардом Григом — в новогодние праздники 1888 года все трое встретились в Лейпциге у Бродского, и с этой встречи началась дружба Чайковского и Грига. В американский период Бродский также играл в квартете — вместе с ведущими музыкантами Нью-Йоркского симфонического, в том числе Юлием Конюсом и Антоном Эккингом. Наконец, в манчестерский период квартет под управлением Бродского связывали тесные отношения с Эдуардом Элгаром, написавшим для него струнный квартет Op. 83; в январе 1927 г. Бродский исполнил скрипичный концерт Элгара в ходе празднования 70-летия композитора. Среди учеников А.Д.Бродского, в частности, Наум Блиндер и Александр Фидельман. Умер в Манчестере 22 января 1929 года. Литература: Эрнст Зальцберг. «Как не быть тронутым и благодарным милому Бродскому…» // Русские евреи в Великобритании: Статьи, публикации, мемуары и эссе / Редактор-составитель М.Пархомовский, А.Рогачевский. — Иерусалим, 2000. — Страницы 460—477. (Копия в WebArchive); Анна Бродская (Скадовская). Воспоминания о русском доме: Адольф Бродский, Петр Чайковский, Эдвард Григ в мемуарах, дневниках, письмах. Составление, подготовка текстов и примечания Елены Битеряковой и Марины Строгановой. Издательский дом «Коктебель». Феодосия. Москва. 2006 г. 264 страниц: иллюстрации. (Образы былого. Выпуск 5); Строганова М.Н. История рода Скадовских герба «Доленга», его потомки и родственники в России (век XVIII — век XXI). Документы и воспоминания современников. — Москва: Издательство Московского университета, 2001. — 370 страниц: иллюстрации.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 21 марта родились... | maryzina - Дневник Zina3 | Лента друзей maryzina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»