Как подсчитали, восемь лет потребуется на то, чтобы по минуте остановиться у каждого экспоната в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Все они размещены в соответствующих залах. Чтобы попасть туда нужно выбрать по какой подняться лестнице, которым отведена для этого большая роль. Но не об этом речь - лестницы, кроме того, что представляют они часть внутреннего интерьера Эрмитажа, имеют свои особенности и свою удивительную историю. ИОРДАНСКАЯ (ГЛАВНАЯ) ЛЕСТНИЦА.
![]() ![]()
Правая и левая сторона лестницы.
Ее называют посольской. Именно по ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
По широкой лестнице с удобными невысокими ступеньками было хорошо подниматься дамам в шикарных бальных платьях.
![]()
На верхней площадке лестницы десять монолитных колонн из серого гранита – петербургского камня, украшают и поддерживают своды.
![]()
Площадь центрального плафона лестницы, на котором изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, составляет
около 200 квадратных метров.
![]() ![]()
Двери в Гербовый зал и зал.
ГЛАВНАЯ ЛЕСТНИЦА (ТЕРЕБЕНЕВСКАЯ) НОВОГО ЭРМИТАЖА,
![]()
Если с площадки первого этажа смотреть на лестницу вверх, то можно заметить очень любопытное архитектурное решение - в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.
![]()
Изваяния создал академик А. И. Теребенев, отсюда и другое название - Теребеневская лестница.
СОВЕТСКАЯ ЛЕСТНИЦА В БОЛЬШОМ (СТАРОМ) ЭРМИТАЖЕ.
![]() Эта лестница еще и уникальна тем, что связывает три здания музейного комплекса. С помощью переходного коридорчика она сообщается с Малым Эрмитажем. Вдоль линии набережной, с противоположной стороны, расположен Старый Эрмитаж. Двери по центру, напротив окон, ведут в залы Нового Эрмитажа. ОКТЯБРЬСКАЯ (СОБСТВЕННАЯ) ЛЕСТНИЦА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.
![]()
Эта лестница - проект О. Р. Монферрана (1828 год). После пожара 1837 года его воссоздал А. П. Брюллов почти в первозданном виде. Интерьер лестницы оформлен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью.
Архитектурное решение лестницы, примыкавшей к личным апартаментам, отличается строгостью и ясностью, характерными для стилистики классицизма. Уже после революции название лестницы переименовали в Октябрьскую.
ЦЕРКОВНАЯ ЛЕСТНИЦА находится около Малой церкви Зимнего дворца.
В Эрмитаже несколько лет назад произошёл удивительный случай. В ходе проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена скульптура, замурованная в стену. Изваяние изображает мужчину и мальчика. Когда реставрировали статую, то обнаружилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века.
Из истории известно, что в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Кто и почему замуровал скульптуру в стену - неизвестно. Однако известно, что провела скульптура "в заточении" свыше 60 лет. Больше столетия подобных открытий в Эрмитаже не было. При подготовке использован источник. |